Ольга Бойко
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома профессионального выгорания или как жить полной жизнью и не сгореть»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для педагогов
Подготовила и провела:
старший воспитатель
Бойко Ольга Владимировна
2018 год
ЦЕЛЬ: развитие ресурсов противодействия «выгорания», формирование духовного благополучия и психологического (душевного) комфорта.
ЗАДАЧИ: - Создать условия для личностного роста участников тренинга; - Передать психологические знания о синдроме профессионального выгорания, причинах его возникновения, способах преодоления; - Формировать у участников занятия умение управлять своим психофизическим состоянием, достигать внутреннего спокойствия и адекватного отношения к существующим проблемам.
Публикация «Тренинг для педагогов „Профилактика синдрома профессионального выгорания или как жить полной жизнью и не сгореть“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Методы работы: беседа, диалог, игры и упражнения, метод релаксации, метод групповой работы.
Материалы: мяч, ленточки жёлтого и розового цвета на 2 подгруппы, листы бумаги формата А4, раздаточный материал «Памятка «Как не сгореть на работе», магниты, доска.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО (3 минуты).
СПЛОЧЕНИЕ (7 минут).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (35 минут).
РЕФЛЕКСИЯ (3 минуты).
Ход ЗАНЯТИЯ
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО (3 минуты).
Уважаемые коллеги! На протяжении последних лет специалисты занимаются научно-исследовательской деятельностью по вопросам влияния определённых факторов на эмоциональное выгорание педагогов. Интерес к синдрому профессионального выгорания вызван тем, что значительно увеличивается число педагогов, которые ощущают себя измотанными, обессиленными, эмоционально «потухшими», что в результате сказывается на продуктивности их работы. Человек, как электрическая лампочка, под сильным напряжением от большого объёма работы (справиться не в состоянии, а отказаться не в силах) «вспыхивает» на мгновение, а потом постепенно «гаснет», черствеет душой, если не хватает сопротивления душевных ресурсов.
Сегодня, уважаемые коллеги, я предлагаю вам принять участие в тренинге «Профилактика синдрома профессионального выгорания, или Как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе».
Сегодняшний Тренинг предназначен :
Для кого? Для специалистов всех уровней, руководителей, чья работа связана с ситуациями стресса и большими эмоциональными нагрузками.
Для чего? Для восстановления хорошего профессионального тонуса и обучения техникам профилактики «выгорания».
Что даёт? Улучшение настроения, прилив сил и энергии, повышение внимания и общей работоспособности.
И так мы начинаем, и первое упражнение с целью сплочения, а именно создания атмосферы, которая вызовет ощущение безопасности, дружеского расположения и одобрения называется «Имя – качество»
СПЛОЧЕНИЕ.
ЦЕЛЬ: создание атмосферы, которая вызовет ощущение безопасности, дружеского расположения и одобрения.
1. Упражнение «Имя – качество» (5 минут).
Процедура проведения. Каждый участник (по очереди, держа в руке мячик, называет свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно тоже начинается на ту же букву, что и его имя. Я начинаю :
Ольга - ответственная, отзывчивая; Татьяна – тактичная, требовательная; Людмила – любознательная; Ирина - интерес к работе; Анна – аккуратная; Любовь – любовь к детям; Светлана – сдержанная, самокритичная;
Наталья - находчивая, настойчивая; Екатерина (Катя) -коммуникативная :
Затем мяч передаётся другому участнику, и тот называет свое имя и качество. Если участник затрудняется назвать качество на нужную букву или найти в себе положительное качество, важно вовремя поддержать, оказать помощь, привлекая для этого других участников группы.
2. Следующее упражнение «Аплодисменты» (2 минуты).
Педагоги делятся на две группы (педагоги самостоятельно выбирают и завязывают на запястье ленточки: первая группа – жёлтые, вторая – розовые)
Цель: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.
Процедура проведения: я зачитываю задание и тем, кто обладает в первой группе тем умением или качеством - их выполняют. Участники второй группы в это время им аплодируют.
• Поднимите правую руку, кто любит посещать театр.
• Поднимите левую руку, кто знает, что обозначает его имя.
• Руки в стороны у кого дома есть домашнее животное.
• Руки за голову кто по утрам любит поспать.
• Поднимите обе руки, кто занимается физкультурой или спортом.
• Закройте руками глаза, кому не хочется ходить на работу.
• Наклонитесь вправо, кто любит читать книги.
• Наклонитесь влево, у кого глаза серого и голубого цвета.
• Опустите голову вниз, кто любит шоколадные конфеты.
• Улыбнитесь и пошлите воздушный поцелуй все те, у кого сегодня хорошее настроение.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Уважаемые коллеги! Как важно вовремя «разрядиться» и «освободиться» от отрицательных эмоций, которые возникают и накапливаются внутри нашего организма. А всё это приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. И вот тогда, на фоне хронического стресса может развиться синдром профессионального выгорания.
В современных условиях невозможно полностью исключить в работе эмоциональное выгорание. Однако возможно существенно уменьшить его разрушительное влияние.
3. Упражнение «Психотравмирующая ситуация» (2 минуты).
Инструкция:
«Я предлагаю команде с розовыми ленточками вспомнить ситуации, которые напрягают в работе, в жизни, создают стрессогенную ситуацию. Запишите, пожалуйста, на листе бумаги какую-либо свою рабочую стрессовую ситуацию. Можно обозначить её одним предложением».
4. Упражнение «Вопросы самому себе» (15 минут).
Цель: приём нейтрализует средства, блокирующие ощущения покоя, путем создания новых перспектив в ситуациях прессинга (давления).
Участники делятся на пары.
Ведущий: «Кратко перескажите эту травмирующую ситуацию
Участники с жёлтыми ленточками выслушивают и задаё т вопросы:
• Это действительно так важно для тебя?
• Рискуешь ли ты чем-нибудь очень важным для себя?
• Будет ли это так важно для тебя через две недели, через месяц?
• Стоит ли за это умереть?
• Может ли что-то быть ещё хуже?».
Обсуждение: а теперь скажите -
• Изменилось ли ваше отношение к ситуации после таких вопросов?
• Можно ли эти вопросы задавать самому себе?
• Что будет происходить?
Обсуждение ситуации, когда вопросы, заданные самому себе не помогают успешно справиться со своим внутренним напряжением и управлять своими эмоциями с пользой для себя и своего окружения.
5. Следующее упражнения на осознание своих личностных ресурсов.
Личностные ресурсы (сила Я - концепции, самоуважение, адекватная и высокая самооценка, собственная значимость, самодостаточность) похожи на иммунитет, имея который можно избежать не только синдрома выгорания, но и других «вредностей» профессии и современной жизни.
Предлагаю участникам тренинга подумать и назвать способы, с помощью которых люди справляются со стрессовыми состояниями (5 минут).
Участники называют способы.
Ведущий: «Да, действительно, стрессовое состояние облегчают занятия… перечисленные вами (все названные участниками способы, особо выделить – любовь близких людей, взаимоотношения с другими людьми).
Информация: в стрессовой ситуации можно использовать следующие способы самореализации:
• активизация чувства юмора (попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьёзной ситуации);
• считать до 10, прежде чем совершить ответное действие;
• самоубеждение, самоприказы, вызывающее спокойствие состояние;
• уйти из ситуации, сменить обстановку;
• использование образов концентрации и визуализации – сосредоточение внимания на определённом объекте.
6. И мы переходим к следующему упражнению
«Всё равно ты молодец, потому что…» (7 минут).
Участники делятся на пары.
Инструкция: «Сначала один участник с жёлтой ленточкой рассказывает другому (с розовой ленточкой) о трудной ситуации в жизни, о чём-нибудь неприятном, или говорит о каком-либо неприятном своём недостатке. Собеседник внимательно выслушивает и произносит фразу: «Всё равно ты молодец, потому что…». Затем меняются ролями».
Обсуждение.
Работа с негативными чувствами.
Нередко мы относимся к своим обидам, как к большой ценности. Мы их прячем, бережём, накапливаем. А в конфликте предъявляем их, усиливая, как нам кажется свою позицию. Важно уделить внимание осознанию, принятию своих чувств, эмоций, потребностей и желаний, овладению социально приемлемыми формами проявления чувств, контролю динамики переживания, устранению застревания и неполного отреагирования. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:
7. Упражнение «Делай как я» (участники тренинга по очереди, по одному – два человека выполняют задания) (3 минуты).
Ведущий:
— громко запеть;
— резко встать и пройтись;
— быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
— измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
Рекомендация:
Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
И заключительным этапом тренинга я предлагаю провести релаксационное упражнение
8. Упражнение «Источник» (3 минуты).
Инструкция: «Закройте глаза. Сядьте удобно… Вдохните глубоко и легко, выдыхайте несколько медленнее. Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем — разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли. Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия — вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется.» По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза».
РЕФЛЕКСИЯ.
9. Упражнение «Карусель общения» (3 минуты).
Цель: выявить настрой к завершённой работе мастерской.
Обсуждение:
• Как мне было сегодня работать?
• Что было особенно трудно?
• Что мне это дало?
• Хочу всем пожелать …
Слово ведущему: «Спасибо за работу… Желаю вам: проводить больше времени, общаясь с приятными людьми; укреплять отношения с самыми близкими людьми; развивать в себе дружелюбие, открытость, общительность, проявлять больше активности; заниматься работой – ценной и осмысленной. Так трактует программа укрепления личного счастья Фордиса (раздаётся памятка для участников тренинга «Как не сгореть на работе»).
ЛИТЕРАТУРА
• Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. – Москва, 2003. – С. 243 – 247.
• Бабич, О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов / О. И. Бабич. – Волгоград : Учитель, 2009. – 122 с.
• Мардер, Л. Тренинг педагогической осознанности. // Школьный психолог, 2003. – № 22. – С. 12 – 14.
• Мархоцкий, Я. Синдром хронической усталости // Здаровы лад жыцця, 2008. – № 2. – С. 55 – 59.
• Перова, И. Стресс – такой, как он есть // Здаровы лад жыцця, 2008. – № 10. – С. 53 – 58.
Соколова, И. Синдром эмоционального выгорания у учителя // Здаровы лад жыцця, 2008. – № 3. – С. 57 – 61.