Раиса Кузнецова
Тренинг для педагогов по поиску внутренних ресурсов
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнение «Моя визитная карточка»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, регуляция психического и эмоционального состояния.
Это игровое упражнение по форме проведения напоминает всем известную игру «Снежный ком».
Участники игры садятся в круг. Один из них, например, говорит «Меня зовут Миша, я люблю пельмени»; следующий говорит «Меня зовут Андрей, пельмени я тоже люблю, особенно со сметаной, но еще я люблю играть на гитаре»; третий говорит «Меня зовут Сергей Владимирович, пельмени я не люблю, так как недавно съел их очень много; на гитаре играть не умею, хотя мечтаю научиться, но зато я хорошо играю в футбол» и т. д. То есть каждый из участников, выступающих с «визиткой», сначала повторяет все вышесказанное, но по отношению к себе, а затем добавляет еще что-то свое. Таким образом, все имеют возможность сказать о себе и узнать о других.
Публикация «Тренинг для педагогов по поиску внутренних ресурсов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Правила для участников тренинга :
Отключить мобильный телефон
Желательно, чтобы все участники выключили телефоны либо поставили их на беззвучный режим. В случае необходимости ответить на звонок участник тихо молча покидает аудиторию и также молча возвращается, стараясь не отвлекать своих коллег.
Правило активности
Все участник принимают активное участие в обсуждениях, выполнении заданий. Предупредите участников, что от выполнения упражнений отказаться нельзя и все в любом случае попробуют свои силы.
Здесь и сейчас
Во время работы участники обсуждают только те вопросы, которые значимы именно в данный промежуток времени. Мы стараемся не вспоминать то, что было когда-то давно и не заглядывать далеко в будущее. Это правило помогает обсуждать действительно актуальные вопросы и не тратить время на пустые рассуждения.
Правило круга
Это правило актуально для тех тренингов, в которых каким-то образом затрагиваются личные темы. Оно означает, что участники обещают друг другу, что информация, озвученная во время тренинга, не будет вынесена за его пределы. Тренер также обещает, что не будет озвучивать информацию о каком-либо участнике.
1 микрофон
Этим правилом мы напоминаем участникам, что перебивать друг друга, даже при обсуждении очень интересной темы, недопустимо.
Я-высказывания
Это правило призывает участников высказывать свое личное мнение, выражая его во фразах, которые начинаются со слов «я думаю…», «я считаю…», «мне это не понятно…». Старайтесь не использовать обобщенные высказывания: «все знают…», «никому не нравится…», «все согласны…»
Принцип доброжелательности
Это правило означает, что мы относимся к другим участникам доброжелательно и уважительно, стараемся их поддержать и помочь. Все слова критики необходимо выражать в корректной форме, а также не забывать озвучивать достоинства других участников.
Внутренние ресурсы – личностные качества или свойства организма, помогающие достичь поставленной цели, они могут быть как положительными, так и отрицательными.
Внешние ресурсы - это условия, способствующие достижению поставленных целей.
Ведущий: предлагаю вам работу в микрогруппах (1 группа – определяет, что можно отнести к внутренним ресурсам, 2 группа – к внешним, каждая подгруппа представляет свои наработки, другие участники добавляют)
Ведущий: Каждый человек в различные периоды своей жизни имеет доступ к самым разнообразным ресурсам. Однако мы не всегда осознаем наличие ресурсов, а иногда не можем получить к ним доступ в силу каких-либо психологических барьеров (влияние негативного прошлого опыта, неадекватных родительских установок, иррационального мышления и т. д.). Чем больше ресурсов (внутренних и внешних) имеет личность, тем легче и спокойнее она справляется с ситуациями на своем жизненном пути.
Сегодня на занятии мы поработаем с некоторыми своими ресурсами. Изучение своих личностных особенностей – мощный ресурс личностного развития, так как мы учимся строить свою деятельность и свое общение, максимально используя свои личные достоинства и возможности и нивелируя недостатки.
Упражнение. Без маски. 10 минут
Цель: Снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности, формирование навыков искренних высказываний, умений выражать свои мысли, ощущения.
Ход: Каждому участнику предлагается карточка с фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен завершить фразу:
1. Чего мне иногда по-настоящему хочется, так
2. Иногда люди не понимают меня, потому что я
3. Верю, что я
4. Мне бывает стыдно, когда я
5. Особенно меня раздражает, что я
6. Я та, которая всегда
7. Я уверена в себе, когда
8. Я спокойна, когда
9. Я очень огорчаюсь, когда
10. Я легко могу расплакаться, когда
11. Мне очень обидно, когда
12. Если я кого-то обижу, то
13. Я очень сочувствую тем, кто
14. Когда я была ребенком, то
15. Мое настроение очень зависит от
16. Когда со мной поступают несправедливо, я
17. Я чувствовала себя по-настоящему счастливой, когда
18. Мне очень неприятно
19. Жизнь кажется мне тяжелой, когда
20. Если ссора произошла по моей вине, я
21. Если моим родным грозит опасность, я
22. Мне очень нравится в людях
23. Я очень боюсь
24. Я никого не хочу видеть, когда
25. Мне становится легче, когда
26. Я никогда не прощу
27. Я постоянно думаю о
28. Я могу стать несдержанной, когда
29. Я считаю своим долгом
30. Я часто жалею о том, что
Рефлексия в группе: «Что было особенно трудным в выполнении того упражнения».
Упражнение «Автопортрет»
Инструкция:
Расположите лист вертикально, нарисуйте овал, размером приблизительно с ваше лицо.
На месте глаз нарисуйте то, на что вам нравится смотреть (все рисуют,
на месте носа - какие запахи вам нравятся, на месте рта – о чем вы любите говорить
на месте ушей - какие звуки вы любите слушать,
на месте лба - о чем вам нравится думать или мечтать.
И потом можно включить упражнение в подвижную игру "Походите по залу и найдите себе пару по глазам (например, кому нравится смотреть на море)объединяются в одну группу и т. д.
Вывод Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаются по характеру. Что же говорить об остальных людях!
У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, понимать друг друга.
Но в то же время, мы не должны забывать, что мы все живем на планете Земля, работаем в педагогическом коллективе и т. п.
Составление экокарты.
Упражнения "Дерево общих и личных профессиональных целей». Музыка. 10 минут
На ватмане нарисовать дерево и приклеить выбранные вами цели. Это дерево станет символическим завершением нашей с вами работы и началом продвижения к цели. 10 минут.
Цель: развитие рефлексии, творческого мышления, эмпатии.
Педагогам предлагается подумать и обсудить цели на ближайшее время, на долгосрочные цели, на глобальную цель.