Нелли Дьяченко
Игровой тренинг для родителей «Играя, обучаем вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игровой тренинг для родителей
«Играя, обучаем вместе»
.
Цель:
• Повышать педагогическую компетентность родителей, обучая родителей эффективным способам взаимодействия с детьми в играх;
Задачи:
• показать родителям значимость игры для полноценного эмоционального развития ребенка;
• показать необходимость совместной обучающей деятельности родителей и детей;
Предварительная работа:
Публикация «Игровой тренинг для родителей „Играя, обучаем вместе“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
• В группе оформить с детьми приглашения для родителей
Ход
(Песня «Куда уходит детство» муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенёва)
Вступление:
В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. Играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Вся его жизнь – это игра»
А. С. Макаренко
Основная часть:
1. Приветствие-разминка.
Упражнение «Настроение». Участники по очереди (по кругу) представляются и говорят о своем настроении (можно использовать жесты, например, «Меня зовут Валентина Ивановна, у меня сегодня радостное настроение, я рада видеть вас».
2. Психогимнастическое упражнение «Воспоминания детства»
Включается релаксационная музыка и медленно говорится: «Сядьте удобно: ноги поставьте на пол, так чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию – оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток воздуха уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими.
Представьте, что вам пять, шесть, семь лет. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы играете со своей любимой игрушкой.
А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда вы будете готовы, откройте глаза».
Затем предлагается рассказать участникам тренинга о том, что они ощущали. «Когда я была маленькая… Далее высказывания по кругу:
• -Назовите ассоциации со словом «детство»
• -Вспомните самый счастливый день из своего детства.
• -Вспомните свой самый волнующий день.
• - Вспомните, чего вам было стыдно.
• -Можете ли сравнить себя в детстве и вашего ребёнка?.
3. Беседа «Игры нашего детства».
Предлагается поделиться своими впечатлениями и вспомнить, в какие игры они играли в детстве.
4. Прослушивание ответов детей на вопросы.
• Вы любите играть?
• В какие игры играете дома?
• У вас есть любимые игрушки? Какие? Как вы играете с ними?
• Играют ли с вами взрослые? Кто?
• Как бережёте игрушки?
Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребенку? Какие игры воспитывают и как, а какие вредны? Умеют ли дети радоваться, сострадать во время игры? Научить детей играть – значит научить жить.
Наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. А те игры, в которые играют дети, стали невеселыми, агрессивными. Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного детского поколения к другому. Совсем исчезли групповые игры – салки, «казаки-разбойники», жмурки, лапта и пр.? Где они?
Игра – это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и двух минут, но, если это игра «Море волнуется раз.», ребенок, даже самый непоседливый, простоит на одной ноге и пять минут.
Школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям: терпимости, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности.
5. Дискуссия «Нужно ли руководить играми детей?»
Вопросы родителям : Как вы считаете, нужно ли руководить игрой ребёнка?
Ответы родителей :
Обобщение: Если не играть, не руководить игрой малыша в раннем возрасте, то у него не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми. В младшем возрасте игра становится средством развития и воспитания в том случае, если построена на содержательном общении со взрослым. С ребенком помните, что подавлять инициативу малыша нельзя. Играйте с ним на равных. Играя, следите за своей речью: ровный, спокойный тон равного партнёра по игре вселяет в ребёнка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Потому, надо взять себе за правило: несколько раз в день включаться в игру малыша, это побуждает ребёнка к новым действиям.
Однако одного рецепта нет, и не может быть.
Простые игры и упражнения, способствующие развитию основных коммуникативных умений, можно использовать дома в индивидуальных занятиях с ребенком, а также во время прогулки или на дне рождения малыша. Некоторым играм мы с вами сегодня и обучимся.
6. Игры и упражнения:
«Знакомство с друзьями»
Цель – формировать умение устанавливать доверительные отношения между людьми в атмосфере сотрудничества.
Каждый участник называет свое имя и говорит, что он больше всего любит. Можно рассказать о любимых домашних делах, хобби и т. д.
«Я и мое настроение»
Цель – развитие эмоционально-личностной сферы, расширение словарного запаса игроков.
В игре участвуют два и более человек. Они перекидывают друг другу мяч, называя и показывая при этом какое-либо настроение (эмоцию). Когда участник возвращает мяч обратно, он называет противоположное настроение (эмоцию). Например:
Веселый - грустный;
Добрый – злой;
Молчаливый – общительный. и т. д.
Эмоциональные проявления нередко очень сложно не только показать мимикой и жестами, но и выразить словами.
«Аукцион»
Цель – создать здоровый эмоциональный подъем в группе.
Ведущий предлагает игрокам быстро называть предметы, имеющие одинаковый признак, например: круглая тарелка, и т. д. Когда темп замедлится, ведущий считает до трех: «Круглая раз, круглая два, круглая – три!» выигрывает тот, кто последний произнесет заключительный предмет.
«Узор»
Цель – развивать познавательную сферу, произвольность внимания, мелкую моторику, пространственные представления и укрепить взаимодействие между родителем и ребенком.
Играющие берут три-пять счетных палочек (спичек, на столе делает узор, запоминают узор и прикрывают его листом бумаги. После этого выкладывают узор по памяти и сравнивают с оригиналом.
«Давайте поздороваемся»
Цель-развитие и коррекция невнимательности, двигательного контроля, импульсивности.
Игроки хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным способом по сигналу ведущего:
1 хлопок – за руку;
2 хлопка – соприкоснувшись плечами;
3 хлопка – спинами.
Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих этой игре, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение.
Игра-задание
Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – синего.
Вопросы:
1. Каждый вечер уделяю время на игры с детьми
2. Рассказываю о своих играх в детстве
3. Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком
4. Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры
5. Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду
6. Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушки
7. Часто дарю ребёнку игру, игрушку.
Обобщение: Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.
Есть такая замечательная притча о воспитании ребенка:
Мать спросила мудреца, когда лучше начинать воспитание ребенка.
- Сколько ему лет? - спросил мудрец.
- Пять.
- Пять лет! Беги скорее домой! Ты уже на пять лет опоздала.
Запомните для себя: НИ ОДИН, ДАЖЕ САМЫЙ ХОРОШИЙ ПЕДАГОГ НЕ ЗАМЕНИТ РЕБЕНКУ МАТЕРИ И ОТЦА.
Рефлексия: предлагается родителям (по желанию) поделиться впечатлениями о встрече, рассказать, что для них оказалось важным.
Спасибо каждому из вас за активное участие в тренинге, за вашу открытость и стремление узнавать что-то новое. Теперь вы - дружная команда. До свидания!