Смольянинова Вера
Трансляция опыта «Сенсорная игра и речь дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Трансляция опыта : тема "Сенсорная игра и речь дошкольника".
Мелкая моторика имеет огромное значение в формировании интегративных качеств ребенка. Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь есть между рукой и речевым центром мозга. Гармония движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Публикация «Трансляция опыта „Сенсорная игра и речь дошкольника“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Особенно важна связь мелкой моторики с развитием связной речи. Кроме того, использование при работе с детьми разных форм, предметов окружающего мира, оттенков цветов, способствует обогащению словаря. А значит ребенок овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Известно, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео) они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно
Еще несколько десятков лет назад родителям вместе с детьми приходилось больше делать руками: завязывать шнурки, застёгивать пуговицы и бантики, стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать и т. д. Теперь в современной жизни огромное количество бытовой техники и многие операции выполняют за человека машины. Многие мамы и папы стараются оградить детей от домашних дел - сажают их перед телевизором, компьютером, чтобы не мешали.
Производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания - заменили шнурки и застежки (которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать) удобными липучками и «молниями». Мамы обрадовались и перестали учить малышей с года завязывать шнурочки. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей.
Можно не учить детей читать в раннем возрасте – этот навык формируется в старшем дошкольном возрасте без ущерба для интеллектуального развития, а вот развитие мелкой моторики у детей может происходить только в раннем возрасте. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми - там, где развитие речи происходит своевременно, и там, где имеется отставание (задержка развития моторной стороны речи)
Цель моей работы: формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.
Исходя из цели ставлю перед собой следующие задачи:
• проводить работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярно, выделив для неё оптимальное время в режиме дня через организацию совместной деятельности с детьми;
• повысить интерес детей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру;
• сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
• организовать соответствующую предметно-развивающую среду в группе для стимулирования самостоятельной деятельности детей;
• привлечь родителей воспитанников
к сотрудничеству в развитии мелкой
моторики рук
С целью системного подхода к развитию мелкой моторике рук я классифицировала основные виды игр, заданий, упражнений:
- игры с пальчиками - игры с разными материалами: песком, крупой (насыпали в различные формы);
- водой, с природным материалом, с пластилином, с красками (рисование пальцами, нитками, бусинами, ракушками;
- с разборно-сборными игрушками, с надувными игрушками (мячи разного размера, материала и поверхностей, с мелкими предметами, прищепками, пуговицами, шнурками; выкладывание капелек тучки, изготовление снежинок из ниток, пальчиковый театр и гимнастика;
- игры с тренажерами: из дереве, металле с пластиковыми крышками, мозаики, складывали мелкие и большие буквы разной текстуры (исследовали их).
Тренажёр из дерева- преставление колец разной формы на «пальчики», тренажёр из металла – закручивание гаек и колец, разноцветные макаронные изделия разной формы и структуры.
Нанизывание деталей, обследование предметов с рисунком, завязывание шнурков
Использую нетрадиционные методы развития мелкой моторики, такие как: шарики и мешочки с различными наполнителями, тренажё ры с нитками: нанизывание ниток на предметы разной формы (палочки, шарики) – по степени сложности. Сначала на плоской поверхности и любую нитку, потом с большим количеством палочек и по цвету нитки (4 основных цвета). Кубики по такому же принципу, но фигурки – шарики. Это позволяет тренировать не только мышцы рук, но и способствует развитию тактильных ощущений, внимания, мышления, координации в пространстве. Аква гимнастика для пальчиков и игры с песком: ни для кого не секрет, что дети любят игры с водой. Я соединила это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. В небольшой бассейн наливаем немного воды, она должна быть комфортной температуры, на дно выкладываем камушки, ракушки, «рыбок и лягушек» разной текстуры и цвета. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии. Для изучения цветовой гаммы можно предложить детям «выловить» предметы определенного цвета, для развития тактильных ощущений – «выловить» предметы гладкие (шершавые, тяжелые (легкие) и т. д. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.
Игры с песком, счёты – полезное применение старым вещам игры с водой а также опыт – вода прозрачная читать по слайдам.
Моя цель достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, это залог успешной работы с детьми. Родители принимают активное участие в реализации всех мероприятий группы. Подают идеи и сами изготавливают интересные тренажёры для всей группы - тренажёр с гайками, «Волшебные колечки», вязанный пальчиковый театр, придумывают полезное применение старым вещам – счёты… В помощь воспитателю находят интересный материал – картотеки (сказки) пальчиковых игр, физкультурных минуток, В настоящее время в группе объявлен конкурс «Конфета моей мечты». Это будут конфеты, над которыми детям придется потрудиться, прежде чем угоститься. Эти поделку можно будет назвать тренажером.
Также я систематизировала игры, развивающие мелкую моторику ребенка
- дополнила предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом,
- оформила картотеку пальчиковых игр со стихами.
- Провела открытые занятия: «Птички и кормушки», «Звёздочки», «Красивый цветок», «Гусеница», «Ёжик», «Божья коровка»
Для дальнейшей работы с детьми планирую разработать занятия-игры, совместные задания для детей и родителей, направленные на развитие мелкой моторики, что позволит реализовывать не только двигательные задачи, но и способствовать формированию у детей разнообразных психических функций.
Вместе с тем, развитие мелкой моторики руки позволяет значительно расширять моторные возможности в дальнейшем: готовить руку ребенка к письму, рисованию, к успешному выполнению практической деятельности с предметами. Совершенствование двигательных качеств, способствует более быстрому формированию трудовых