Папки-передвижки

Трансляция опыта «Сенсорная игра и речь дошкольника»

Смольянинова Вера
Трансляция опыта «Сенсорная игра и речь дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Трансляция опыта : тема "Сенсорная игра и речь дошкольника".

Мелкая моторика имеет огромное значение в формировании интегративных качеств ребенка. Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь есть между рукой и речевым центром мозга. Гармония движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Публикация «Трансляция опыта „Сенсорная игра и речь дошкольника“» размещена в разделах

Особенно важна связь мелкой моторики с развитием связной речи. Кроме того, использование при работе с детьми разных форм, предметов окружающего мира, оттенков цветов, способствует обогащению словаря. А значит ребенок овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Известно, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео) они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно

Еще несколько десятков лет назад родителям вместе с детьми приходилось больше делать руками: завязывать шнурки, застёгивать пуговицы и бантики, стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать и т. д. Теперь в современной жизни огромное количество бытовой техники и многие операции выполняют за человека машины. Многие мамы и папы стараются оградить детей от домашних дел - сажают их перед телевизором, компьютером, чтобы не мешали.

Производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания - заменили шнурки и застежки (которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать) удобными липучками и «молниями». Мамы обрадовались и перестали учить малышей с года завязывать шнурочки. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей.

Можно не учить детей читать в раннем возрасте – этот навык формируется в старшем дошкольном возрасте без ущерба для интеллектуального развития, а вот развитие мелкой моторики у детей может происходить только в раннем возрасте. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми - там, где развитие речи происходит своевременно, и там, где имеется отставание (задержка развития моторной стороны речи)

Цель моей работы: формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.

Исходя из цели ставлю перед собой следующие задачи:

• проводить работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярно, выделив для неё оптимальное время в режиме дня через организацию совместной деятельности с детьми;

• повысить интерес детей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру;

• сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

• организовать соответствующую предметно-развивающую среду в группе для стимулирования самостоятельной деятельности детей;

• привлечь родителей воспитанников

к сотрудничеству в развитии мелкой

моторики рук

С целью системного подхода к развитию мелкой моторике рук я классифицировала основные виды игр, заданий, упражнений:

- игры с пальчиками - игры с разными материалами: песком, крупой (насыпали в различные формы);

- водой, с природным материалом, с пластилином, с красками (рисование пальцами, нитками, бусинами, ракушками;

- с разборно-сборными игрушками, с надувными игрушками (мячи разного размера, материала и поверхностей, с мелкими предметами, прищепками, пуговицами, шнурками; выкладывание капелек тучки, изготовление снежинок из ниток, пальчиковый театр и гимнастика;

- игры с тренажерами: из дереве, металле с пластиковыми крышками, мозаики, складывали мелкие и большие буквы разной текстуры (исследовали их).

Тренажёр из дерева- преставление колец разной формы на «пальчики», тренажёр из металла – закручивание гаек и колец, разноцветные макаронные изделия разной формы и структуры.

Нанизывание деталей, обследование предметов с рисунком, завязывание шнурков

Использую нетрадиционные методы развития мелкой моторики, такие как: шарики и мешочки с различными наполнителями, тренажё ры с нитками: нанизывание ниток на предметы разной формы (палочки, шарики) – по степени сложности. Сначала на плоской поверхности и любую нитку, потом с большим количеством палочек и по цвету нитки (4 основных цвета). Кубики по такому же принципу, но фигурки – шарики. Это позволяет тренировать не только мышцы рук, но и способствует развитию тактильных ощущений, внимания, мышления, координации в пространстве. Аква гимнастика для пальчиков и игры с песком: ни для кого не секрет, что дети любят игры с водой. Я соединила это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. В небольшой бассейн наливаем немного воды, она должна быть комфортной температуры, на дно выкладываем камушки, ракушки, «рыбок и лягушек» разной текстуры и цвета. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии. Для изучения цветовой гаммы можно предложить детям «выловить» предметы определенного цвета, для развития тактильных ощущений – «выловить» предметы гладкие (шершавые, тяжелые (легкие) и т. д. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.

Игры с песком, счёты – полезное применение старым вещам игры с водой а также опыт – вода прозрачная читать по слайдам.

Моя цель достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, это залог успешной работы с детьми. Родители принимают активное участие в реализации всех мероприятий группы. Подают идеи и сами изготавливают интересные тренажёры для всей группы - тренажёр с гайками, «Волшебные колечки», вязанный пальчиковый театр, придумывают полезное применение старым вещам – счёты… В помощь воспитателю находят интересный материал – картотеки (сказки) пальчиковых игр, физкультурных минуток, В настоящее время в группе объявлен конкурс «Конфета моей мечты». Это будут конфеты, над которыми детям придется потрудиться, прежде чем угоститься. Эти поделку можно будет назвать тренажером.

Также я систематизировала игры, развивающие мелкую моторику ребенка

- дополнила предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом,

- оформила картотеку пальчиковых игр со стихами.

- Провела открытые занятия: «Птички и кормушки», «Звёздочки», «Красивый цветок», «Гусеница», «Ёжик», «Божья коровка»

Для дальнейшей работы с детьми планирую разработать занятия-игры, совместные задания для детей и родителей, направленные на развитие мелкой моторики, что позволит реализовывать не только двигательные задачи, но и способствовать формированию у детей разнообразных психических функций.

Вместе с тем, развитие мелкой моторики руки позволяет значительно расширять моторные возможности в дальнейшем: готовить руку ребенка к письму, рисованию, к успешному выполнению практической деятельности с предметами. Совершенствование двигательных качеств, способствует более быстрому формированию трудовых

Публикации по теме:

Мелкая моторика руки и речь дошкольника «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие.

Дидактическая сенсорная игра для развития мелкой моторики рук «Черепаха»Дидактическая сенсорная игра для развития мелкой моторики рук «Черепаха» дидактическая игра для развития мелкой моторики рук по сенсорному развитию «Черепаха» Модуль «Черепаха» связан из яркой разноцветной нитки,.

Консультация для воспитателей «Как правильно развить речь у дошкольника»Консультация для воспитателей «Как правильно развить речь у дошкольника» 21 век. Век компьютерных технологий. На сегодняшний день, вопрос развития речи детей раннего возраста стоит особенно остро и проблематично.

Из опыта работы педагога «Тренируем пальчики. Развиваем речь»Из опыта работы педагога «Тренируем пальчики. Развиваем речь» Тренируем пальчики. Развиваем речь. Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В. А. Сухомлинский Мы уже давно знаем, что уровень развития.

Трансляция опыта «Моделирование с помощью ложек»Трансляция опыта «Моделирование с помощью ложек» Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне действовать самому - и я научусь. " Китайская мудрость Область применения деревянных.

Подвижная сенсорная игра «Засели квадраты в домики»Подвижная сенсорная игра «Засели квадраты в домики» Подвижная сенсорная игра для детей 4-6 лет: Цель:Развитие зрительного восприятия основных цветов спектра. Задачи: 1. Развивать зрительное.

Сенсорная игра «Что вкуснее?» для детей младшего дошкольного возраста Детство- возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное.

Сенсорная игра с прищепками «Веселые прищепки»Сенсорная игра с прищепками «Веселые прищепки» Цели и задачи: Учить детей правильно брать и открывать прищепку. Закреплять знания цветов. Развивать мелкую моторику рук, координацию действий.

Трансляция педагогического опыта. Проект «Мойдодыр» Цель: Развитие культурно-гигиенических навыков ребенка – первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни. ЗАДАЧИ : 1. Развитие.

Трансляция практического опыта по работе в технике «Paperkraft» с подростками, имеющими девиантное поведение Я работаю воспитателем в государственном учреждении Тульской области «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних № 1», в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Трансляция опыта «Сенсорная игра и речь дошкольника»
Опубликовано: 19 ноября 2018 в 18:19
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Трансляция опыта «Сенсорная игра и речь дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Смольянинова Вера (УИ 1657217) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД