Рузанна Атанесян
Трансляция педагогического опыта. Проект «Мойдодыр»
▼ Скачать + Заказать документы
Трансляция педагогического опыта. Проект
Цель: Развитие культурно-гигиенических навыков ребенка – первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.
ЗАДАЧИ :
1. Развитие культурно-гигиенических навыков, формирование простейших навыков поведения во время еды, умывания;
2. Формирование привычки следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;
Публикация «Трансляция педагогического опыта, Проект „Мойдодыр“» размещена в разделах
3. Формирование навыков поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
4. Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
5. Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
6. Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
7. Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков поведения во время еды, умывания;
Тип проекта : Краткосрочный (ноябрь2017г. - май 2018,
информационно – практико - ориентировочный
Участники:- дети, воспитатели, родители.
Планируемый результат:
Повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков;
Эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений;
Усиление инициативности во взаимоотношениях с взрослым.
Ожидаемые результаты для родителей:
Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;
Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;
Укрепление связей между детским садом и семьей.
Актуальность- проблемы развития культурно- гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест, в проблеме воспитания дошкольников. У детей нашей группы преобладает низкий уровень освоения культурно-гигиенических навыков. Дети не последовательны и не самостоятельны в своих действиях, некоторые не умеют: есть самостоятельно жидкую пищу, только с помощью взрослого находят свое полотенце и горшок, не аккуратны за столом во время приема пищи, не умеют одеваться – раздеваться.
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.
Их воспитанию приходится уделять специальное внимание. Прежде всего следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки.
Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста.
Хорошо сформированные навыки выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний. Если он и забудет о каком-либо из них, например прибежит и сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего намека, напоминания оказывается достаточно, чтобы он (даже несколько смущенно) исправил свою ошибку. Но если у ребенка соответствующие навыки не сформированы, то выполнение их требует от него больших усилий. Нередко возникают малоприятные и для родителей, и для него «переговоры» : «Ваня, ты забыл вымыть руки». — «Они у меня чистые». — «Все равно перед обедом надо вымыть». — «Я их недавно мыл».
Привычку быть чистым и опрятным воспитать у ребенка, в общем, несложно. Здесь важна прежде всего ваша последовательность. Если вы обращаете внимание на то, что руки у малыша грязные, и моете их, если вы всегда вытираете ему лицо, когда он измазался едой, если не позволяете ходить ему с грязным носом, малыш через какое-то время начинает ощущать необходимость привести себя в порядок. И пока он не приведет себя в порядок — сам или с помощью взрослого, он испытывает своеобразное неудобство.
ПРОДУКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
1. Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме «Чистота и здоровье»;
2. Составление картотеки дидактических игр по воспитанию и развитию у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков;
3. Картотека художественно-словесного материала по воспитанию и развитию у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков;
4. Оформление паспорта здоровья группы;
5. Мониторинг и итоговое диагностическое исследование сформированности культурно-гигиенических навыков;
6. Оформление стенда «Детский сад день за днем» с непосредственным творческим участием детей;
7. Открытое мероприятие «В гости к Колобку!» (занятие с элементами театрализованной деятельности);
8. Презентация «Итоги проекта Мойдодыр».
3. Заключительный этап
Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта, определение дальнейших перспектив
1. Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
-мыть лицо, руки;
-закатать рукава;
-взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;
-сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку;
-пользоваться расческой;
-пользоваться носовым платком.
2. Навыки опрятной еды включают умение :
-правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;
-не крошить хлеб;
-пережевывать пищу с закрытым ртом;
-не разговаривать с полным ртом;
-тихо выходить по окончании еды из-за стола;
-благодарить.
3. Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
-расстегнуть пуговицы, замок;
-снять платье (рубашку, шорты, носки;
-аккуратно повесить;
-снять обувь;
-надеть в обратной последовательности.
3 балла – выполняет, 2 балла – выполняет с помощью взрослого, 0 баллов – не выполняет.
Заключение- На основе изученной психолого - педагогической литературы мы пришли к выводу, что для успешного формирования культурно- гигиенических навыков необходимо:
-Знать особенности культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
-знать методы формирования культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
-Знать диагностические методики культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
-Разработать программу культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изученные методы, диагностические методики, разработана программа культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, которая может быть использовано педагогом ДОУ в работе.