Диасамидзе Любовь
Мелкая моторика руки и речь дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарований
детей - на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие руки
с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке,
тем ребенок умнее…»
В. А. Сухомлинский
Дошкольное детство характеризуется очень большими потенциальными возможностями. Речь малышей начинает развиваться очень рано: когда еще активная речь у детей отсутствует, а только слышат слова, даже не понимая их смысла. Многие думают, что ребенок начнет говорить без вмешательства взрослых, но мы хорошо знаем, что это не так. Ребенок, с которым мало разговаривали в детстве, не начнет рано разговаривать, в последствии его словарный запас будет скудным, а значит и мышление будет развито в недостаточной мере.
Публикация «Мелкая моторика руки и речь дошкольника» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Специальные исследования доказали зависимость развития мелкой моторики рук и развития речи дошкольников. Движения пальцев рук оказались тесно связанными с речевой зоной. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, становление речи, отмечают огромное влияние руки на развитие речи. По мнению М. М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М. М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.
Ребенок, у которого в полной мере развита мелкая моторика, также достаточно развиты психические процессы как память и внимание, он умеет логически рассуждать, владеет связной речью.
Развитие мелкой моторики должно начинаться с самого рождения. Для этого будет полезен пальчиковый массаж. Делать его можно в любое время - в периоды бодрствования или когда кроха засыпает, во время принятия воздушных ванн. Такие массажи способствуют снятию мышечного тонуса на ручках, улучшит формируют тактильный опыт, готовят ребенка к дальнейшим успехам.
Детям чуть постарше, полезны игрушки с колечками и бусами, которые можно перебирать пальчиками, а также мешочки с крупами, фасолью и горохом. Постепенно этот арсенал расширяется: игрушки - пищалки, текстильные кубики; плавающие игрушки для ванной, пирамидки, шнуровки и т. д.
У каждого ребенка развитие мелкой моторики проходит индивидуально. сначала движения неумелые и негармоничные. Но если помочь ребенку развиваться в этом направлении, то результат не заставит долго ждать.
В детском саду работа по развитию мелкой моторики рук проходит на занятиях рисованием, аппликацией, лепкой, а также вне занятий - упражнения для развития мелкой моторики рук (пальчиковые игры, пальчиковые гимнастики, мозаика, игры с конструкторами, шнуровкой и т. д.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук.
1. Пальчиковые игры и упражнения - это инсценировка стишков, сказок при помощи пальцев.
Пальчиковые игры - это сильнейшее средство для развития мелкой моторики и речи детей. Дети лучше запоминает стихи; их речь становится более четкой и выразительной.
2. Игры с крупами, бусинками, камешками и другими материалами, которые можно перебирать и пересыпать - перекладывание пальчиками из одной емкости в другую, сортировка форме, по цвету, пересыпание между ладошками.
3. Также, для развития мелкой моторики рук можно использовать:
- мозаика, пазлы, конструктор - мощный развивающий эффект для моторики рук;
- работу с пластилином или соленым тестом. Детские ручки выполняют с этими материалами различные манипуляции - мнут, раскатывают, отщипывают, размазывают и т. д;
- рисование карандашами. Важно знать, что именно карандаши, «заставляют» мышцы руки прикладывать усилия, напрягаться для того, чтобы нарисовать предмет, здесь же ребенок регулирует силу нажима.
Все занятия, с мелкими предметами, должны проводиться только под контролем взрослых. Чтобы почувствовать пользу, не ленитесь делать упражнения на мелкую моторику систематически.
Можно придумать множество игр и упражнений для развития моторики детей. Пусть эти игры будут и веселыми, и полезными!