Темирбулатова Жумаганым Кадргалиевна
Традиция «Детские сокровищницы» в программе «Радуга»
▼ Скачать + Заказать документы
Традиция «Детские сокровищницы» в программе Радуга.
В программе «Радуга» есть много добрых традиций : «Утро радостных встреч», «Встреча с интересными людьми», «Для всех для каждого», «Дружный круг», «Круг хороших воспоминаний», «Театральная пятница», «Детские Сокровищницы».
Сегодня я расскажу Вам о традиции группы «сокровищницы».
Публикация «Традиция „Детские сокровищницы“ в программе „Радуга“» размещена в разделах
- Радуга, радужные идеи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
«Сокровищница» - хранилище личных, неприкосновенных вещей. Это особая закрытая емкость, недоступная другим детям, где хранятся мелкие предметы, найденные, полученные в подарок или выменянные, т. е. принадлежащие лично ребенку и воспринимаемые им как ценность.
В понимании большинства взрослых сокровища - это вещи, несущие в себе определенную ценность (предметы из золота, драгоценных камней, произведения искусства, а место для хранения таких вещей называется сокровищницей.
Для ребенка дошкольника сокровищами являются те предметы, которые заинтересовали его своей яркостью, необычностью, назначением.
Основную часть «сокровищ» составляют мелкие предметы, найденные ребенком на улице: бусины, значки, камешки, гаечки, разноцветные бумажки, веточки, сломанные брошки, красивые пуговицы, редкие монеты.
В программе «Радуга» работа по созданию индивидуальных «сокровищниц» начинается с двухлетнего возраста. С ними малыши впервые переступают порог группы. Программа рекомендует два варианта: чудесные мешочки и чудесные коробочки.
Чудесные мешочки шьются перед приходом ребенка в детский сад. В них они несут из дома всякую всячину (платочки, куколок, машинки, яблоко и т. п., главная ценность которой заключается в том, что это связь с родным домом. Это единственное, что им дорого и знакомо в новом и пока чужом месте под названием «детский сад». Поэтому малыши более спокойны, если в период адаптации они не выпускают свой мешочек ни на минуту, уносят его каждый день домой, чтобы принести на следующее утро.
В нашей группе в раздевалке в шкафчике ребенка лежать небольшие мешочки. Дети свободно переносят их в разные места. Но есть одно правило для всех: не брать их с собой на занятие и в туалет. Мешочки сшиты из разноцветных ярких тканей, по-разному украшены (бантиками, вышивкой, ленточками, блестками, бахромой и звенящими бубенчиками).
Чудесные коробочки – могут быть картонные и пластмассовые коробки, косметичках, кошельках, сумках-рюкзачках, деревянных и пластмассовых шкатулках.
Можно изготовить сокровищницу самим : сконструировать шкатулку из открыток, обклеить коробочку красивой пленкой и т. п.
Главное, чтобы она была яркой, красочной, небольшого размера (сокровищницы всех детей должны поместиться в одном, специально отведенном месте) и прочной.
Цель сокровищниц :
• манипулируя различными предметами, слушая о них рассказы взрослого, ребенок узнает названия, свойства и назначение предметов, привыкает бережно относиться к ним;
• сокровищница - это материал для развития речи: общаясь друг с другом, с взрослыми, дети учатся применять в речи новые слова, задавать вопросы, составлять небольшие описательные рассказы или рассказы - суждения;
• Совместная работа по созданию «сокровищниц» помогает воспитателю в общении с детьми. Их содержимое — неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с малышом, в ходе которых мы к тому же устанавливаете доверительные отношения с ним, завоевываем его признание, расширяем его кругозор и развиваем его речь.
• много полезного может дать сокровищница при воспитании инициативности, активности в общении: принося новый предмет в детский сад, ребенок стремится рассказать о нем воспитателю, сверстникам; вместе с тем он должен уметь вступить в контакт, чтобы подержать в руках, рассмотреть понравившуюся вещь из сокровищницы товарища;
• совместная работа по созданию сокровищниц помогает воспитателю в общении с детьми, особенно в адаптационный период: малыш легче идет на контакт, рассказывая о том, что интересует лично его.
Работу по созданию детских сокровищниц воспитатель начинает с того, что приносит в группу свою сокровищницу, объясняет, для чего она нужна, демонстрирует и называет каждое “сокровище”. Рассказывает, почему эти предметы попали в сокровищницу и каково их назначение. Например: «Ребята, посмотрите, в своей сокровищнице я храню магнитики. Магнитик мишку мне подарил мой воспитанник Егор Сураев, и он дорог мне как память о моих ребятках, которые уже учатся в школе, я вспоминаю о спектаклях, в которых мы участвовали, Егору очень нравилась роль медведя. А магнитик Собачку мне подарил мой сын Рустам на Новый год, и пожелал, чтобы в этом году исполнялись все желания».
Воспитатель беседует с детьми: какие у них есть сокровища? Почему они хотели бы сохранить именно эти предметы? Есть ли у них желание показать свои сокровища товарищам? Например, «Маша, можно посмотреть, что у тебя в сокровищнице?» Моя воспитанница Маша Д. собирает фантики, на мой вопрос: «Почему ты собираешь фантики?» Она ответила: «Я очень люблю конфеты, а фантики очень яркие и красивые, из них можно сделать разнообразные поделки. Этот фантик - синий, в центре нарисована Снегурочка. Этот фантик мне напоминает о празднике Новый год, когда Дедушка Мороз раздает всем детям сладкие подарки, а помогает ему внучка Снегурочка. А этот фантик – голубой, по бокам нарисованы снежинки, а в центре конфета из маленьких снежинок. Эта конфета называется ледок. Когда, я смотрю на фантик, то вспоминаю о том, как с дедом ходила на каток, и он учил меня кататься на коньках.»
Сокровищницы могут быть использованы в любое свободное от занятий и прогулок время.
Желательно определить день недели, наиболее подходящий для их пополнения. Например, во вторник провести игры с сюрпризами и раздачей небольших подарков- ритуал «Для всех для каждого», которые могут стать для детей сокровищами.
Возникнет проблема, особенно в первое время: как быть, если в один день сразу несколько детей приносят свои сокровищницы из дома и каждому хочется, чтобы первым выслушали именно его.
Поскольку дети этого возраста хотят иметь в качестве слушателя взрослого, можно предложить им очередность рассказов с помощью считалок, рассказать о своих сокровищницах помощнику воспитателя. Первыми желательно выслушивать детей, которые, пока не выскажутся сами, все время перебивают других.
Часто режимные моменты не позволяют воспитателю выслушать всех желающих. В этом случае каждому ребенку нужно назвать время, когда он сможет рассказать о своих сокровищах : после прогулки, после сна и т. п. Свое обещание необходимо сдержать. Если ребенок стеснительный и не напоминает воспитателю об обещании, взрослому следует проявить свой интерес (“Мы еще сокровищницу Ларисы не рассмотрели. Как же мне хочется узнать, что в ней лежит!”).
Известное детям правило “Нельзя без спроса брать чужое” не всегда срабатывает относительно сокровищниц, ведь там, в чужих “коллекциях”, часто содержатся предметы, интересующие ребенка. Нужно показать ребенку, как можно договориться с “хозяином”, прививать навыки общения. Посмотреть или поиграть тем или иным предметом можно только с разрешения хозяина. Мы - воспитатели формируем у детей уверенность, что содержимое сокровищниц неприкосновенно. Посмотреть или поиграть тем или иным предметом можно только с разрешения хозяина.
Дети относятся к своей «сокровищнице» с трепетом: это действительно нечто очень личностно значимое и связанное с потаенными душевными переживаниями — сокровенное. Этим не хвастаются перед другими, как бывает с коллекциями более старших детей.
Для поддержания постоянного интереса детей к пополнению сокровищниц мы проводили групповые праздники “День святого Валентина”, “Фантиковые бабочки”, “23 февраля”, День веселого колпака» и др., на которых детям вручали небольшие сюрпризы-подарки.
Дети все разные и соответственно познавательные интересы у них различные. Ведь, будучи ещё во второй младшей группе, содержимое “сокровищниц” было отличным друг от друга. Теперь дети стали старше, и я не только беседую с ними по поводу содержимого их сокровищниц, но предлагаю и помогаю создавать им свои первые коллекции. Кто из нас в детстве не собирал коллекции? Красивые камешки, открытки, фантики, различные виды бумаги и ниток, ткани и пуговиц. Создавать детские коллекции нам помогают родители. Также мы создаём групповые коллекции. Коллекционирование не только увлекательное, но и развивающее занятие. Классифицируя собранные предметы, ребенок учиться определять, что их объединяет, чем они отличаются. Собирая коллекции можно играть, знакомиться с окружающим миром, проводить первые исследования и ставить не сложные опыты.
«Сокровищницы» — первые шаги ребенка на пути к индивидуальному коллекционированию (еще одной из традиций нашей программы, которое в последующем будет являться отражением их индивидуальных познавательных интересов.