Лариса Тавитова
Толерантность как основа социализации детей в дошкольном учреждении
До своего рождения ребенок чувствует себя уютно, спокойно, комфортно в утробе матери. Главное – он чувствует себя защищено. Рождаясь, маленький человек попадает в чужой, незнакомый, иногда опасный для него мир. Взрослые называют этот мир социальным (высшая форма организации жизнедеятельности людей, а вхождение, вживание в него – социализацией (процесс усвоения индивидом социальных и культурных норм того общества, к которому он принадлежит).
Публикация «Толерантность как основа социализации детей в дошкольном учреждении» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Как детям жить в этом мире? Как найти в нем свое место? Как не потеряться среди других людей? Взрослые, в окружении которых подрастают наши дети, должны знать ответы на все эти вопросы. Ведь именно они ответственны за то, чтобы дети были социально здоровы.
Социально – культурный опыт накапливается и передается из поколения в поколение при помощи результатов человеческого труда, совместной деятельности и т. д. Ребенок – чудесный наблюдатель. Он наблюдает за всем, что происходит вокруг него, делает выводы, соотносит свое поведение с оценкой взрослых. Ребенок приспосабливает свой внутренний мир к внешней среде. И от того, как он сумеет приспосабливаться, зависит его психическое здоровье.
Сколь важны условия, когда дети могут свободно выражать свои чувства, потребности, переживания, об это знают все практики. Ведь постоянное подавление протеста, чувств; постоянное непротивление отрицательным воздействиям: агрессивному поведению сверстников, неуважительному отношению взрослых, терпеливое переживание физического дискомфорта снижает чувствительность и порой даже саморазрушает личность. Отсюда понятно, почему в современном общественном сознании получило широкое распространение понятие толерантность.
Мудреное слово «толерантность» означает, если говорить попросту, такое важное человеческое качество, как терпимость к «чужому» образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Терпимость к иному. Собственно речь идет лишь о нормальных, цивилизованных отношениях между людьми, об уважении прав человека, в том числе свободы выбора человека.
Как применить это понятие, в контексте воспитательной педагогики? Для этого необходимо, чтобы ребенок овладел принятыми способами донесения до окружающих его людей смысла своих переживаний, т. е. не отвечал агрессией на агрессию, обидой на обиду.
Один из способов - диалог, который можно считать механизмом становления и существования толерантного сознания. Именно в ходе диалога устанавливается способность слышать и понимать собеседника, соглашаться с ним или конструктивно возражать, признавать возможность разных точек зрения по одному и тому же вопросу, способность изменять свое поведение в зависимости от условий и ситуации.
Ведущий принцип педагогики, основанный на философии диалога, - принцип позитивности.
В педагогическом диалоге важен принцип позитивности. Тогда у ребенка формируется толерантность – доверие к взрослому, чувство собственного достоинства как основы уважительного отношения к другому, его индивидуальным проявлениям, непохожести на себя.
Толерантность в позитивном смысле предполагает искренность в выражении своих чувств и переживаний; владение диалогическим общением, направленным на разрешение спорных вопросов, на предупреждение конфликтов. Важный момент в связи с этим – овладение умением выражать свое несогласие, аргументировать отказ от сотрудничества, нежелательной деятельности.
Однако такая позиция может сформироваться у ребенка лишь в условиях искренности со стороны взрослых и там, где действуют культурные отношения. Это означает, что он, взрослый, не стремится демонстрировать себя в образе идеального человека, ведет себя естественно, предсказуемо, удерживает постоянство основных требований и оценок, независимо от настроения. Тогда и дети, в соответствии с увиденным, строят свое поведение, стараются проявить правильное отношение к окружающим.
При всей демократичности общения взрослого с ребенком опыт подлинной толерантности во взаимоотношениях дети получают лишь в диалоге со сверстниками. В сообществе с ними ребенок ощущает равенство, свободно проявляет коммуникативную самостоятельность, учитывает индивидуальные особенности партнера, учится договариваться с ним.
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях влияния одновременно и семьи, и дошкольного учреждения. Речь идет о диалоге между детским садом и семьей, который строится, прежде всего, на демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, веры в его силы и способности.
Мы, взрослые, не должны забывать, какую добрую неторопливость несут традиционные сказки, отечественные детские фильмы и мультфильмы, которые, воспитывая ребенка, позволяют ему вести внутренний диалог, пробуждают в нем сочувствие, сопереживание, сопротивление злу.