Получи документы

Толерантность как основа социализации детей в дошкольном учреждении

Лариса Тавитова
Толерантность как основа социализации детей в дошкольном учреждении

До своего рождения ребенок чувствует себя уютно, спокойно, комфортно в утробе матери. Главное – он чувствует себя защищено. Рождаясь, маленький человек попадает в чужой, незнакомый, иногда опасный для него мир. Взрослые называют этот мир социальным (высшая форма организации жизнедеятельности людей, а вхождение, вживание в него – социализацией (процесс усвоения индивидом социальных и культурных норм того общества, к которому он принадлежит).

Публикация «Толерантность как основа социализации детей в дошкольном учреждении» размещена в разделах

Как детям жить в этом мире? Как найти в нем свое место? Как не потеряться среди других людей? Взрослые, в окружении которых подрастают наши дети, должны знать ответы на все эти вопросы. Ведь именно они ответственны за то, чтобы дети были социально здоровы.

Социально – культурный опыт накапливается и передается из поколения в поколение при помощи результатов человеческого труда, совместной деятельности и т. д. Ребенок – чудесный наблюдатель. Он наблюдает за всем, что происходит вокруг него, делает выводы, соотносит свое поведение с оценкой взрослых. Ребенок приспосабливает свой внутренний мир к внешней среде. И от того, как он сумеет приспосабливаться, зависит его психическое здоровье.

Сколь важны условия, когда дети могут свободно выражать свои чувства, потребности, переживания, об это знают все практики. Ведь постоянное подавление протеста, чувств; постоянное непротивление отрицательным воздействиям: агрессивному поведению сверстников, неуважительному отношению взрослых, терпеливое переживание физического дискомфорта снижает чувствительность и порой даже саморазрушает личность. Отсюда понятно, почему в современном общественном сознании получило широкое распространение понятие толерантность.

Мудреное слово «толерантность» означает, если говорить попросту, такое важное человеческое качество, как терпимость к «чужому» образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Терпимость к иному. Собственно речь идет лишь о нормальных, цивилизованных отношениях между людьми, об уважении прав человека, в том числе свободы выбора человека.

Как применить это понятие, в контексте воспитательной педагогики? Для этого необходимо, чтобы ребенок овладел принятыми способами донесения до окружающих его людей смысла своих переживаний, т. е. не отвечал агрессией на агрессию, обидой на обиду.

Один из способов - диалог, который можно считать механизмом становления и существования толерантного сознания. Именно в ходе диалога устанавливается способность слышать и понимать собеседника, соглашаться с ним или конструктивно возражать, признавать возможность разных точек зрения по одному и тому же вопросу, способность изменять свое поведение в зависимости от условий и ситуации.

Ведущий принцип педагогики, основанный на философии диалога, - принцип позитивности.

В педагогическом диалоге важен принцип позитивности. Тогда у ребенка формируется толерантность – доверие к взрослому, чувство собственного достоинства как основы уважительного отношения к другому, его индивидуальным проявлениям, непохожести на себя.

Толерантность в позитивном смысле предполагает искренность в выражении своих чувств и переживаний; владение диалогическим общением, направленным на разрешение спорных вопросов, на предупреждение конфликтов. Важный момент в связи с этим – овладение умением выражать свое несогласие, аргументировать отказ от сотрудничества, нежелательной деятельности.

Однако такая позиция может сформироваться у ребенка лишь в условиях искренности со стороны взрослых и там, где действуют культурные отношения. Это означает, что он, взрослый, не стремится демонстрировать себя в образе идеального человека, ведет себя естественно, предсказуемо, удерживает постоянство основных требований и оценок, независимо от настроения. Тогда и дети, в соответствии с увиденным, строят свое поведение, стараются проявить правильное отношение к окружающим.

При всей демократичности общения взрослого с ребенком опыт подлинной толерантности во взаимоотношениях дети получают лишь в диалоге со сверстниками. В сообществе с ними ребенок ощущает равенство, свободно проявляет коммуникативную самостоятельность, учитывает индивидуальные особенности партнера, учится договариваться с ним.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях влияния одновременно и семьи, и дошкольного учреждения. Речь идет о диалоге между детским садом и семьей, который строится, прежде всего, на демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, веры в его силы и способности.

Мы, взрослые, не должны забывать, какую добрую неторопливость несут традиционные сказки, отечественные детские фильмы и мультфильмы, которые, воспитывая ребенка, позволяют ему вести внутренний диалог, пробуждают в нем сочувствие, сопереживание, сопротивление злу.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Окна Победы» в дошкольном учрежденииФотоотчёт «Окна Победы» в дошкольном учреждении Фотоотчёт " Окна Победы" в дошкольном учреждении. Завтра, первого мая, стартует всероссийская акция «Окна Победы», которая проходит в.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Консультация для воспитателей «Меры профилактики заболеваемости детей в дошкольном учреждении»Консультация для воспитателей «Меры профилактики заболеваемости детей в дошкольном учреждении» Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В связи с этим, одним из приоритетных.

Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении». Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Развивающая среда в дошкольном учрежденииРазвивающая среда в дошкольном учреждении В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических,.

Секреты оформления окон к праздникам в дошкольном учрежденииСекреты оформления окон к праздникам в дошкольном учреждении Воспитатель всегда ищет новые, нестандартные подходы, средства и методы, чтобы заинтересовать ребёнка, расширить границы его возможностей,.

Театральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОСТеатральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОС Попова Валентина Театр играет важную роль в воспитании детей. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Толерантность как основа социализации детей в дошкольном учреждении
Опубликовано: 17 июня 2022 в 15:26
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Толерантность как основа социализации детей в дошкольном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Тавитова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД