Ольга Теш
То, о чем молчат. Половое воспитание детей дошкольного возраста. Консультация для педагогов и родителей.
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе до сих пор существуют пережитки прошлого, когда о сексе, половом воспитании, говорить не принято, и более того постыдно. И если вопросы полового развития в подростковом возрасте хоть как-то выносятся на рассмотрение родителями и педагогами, то формирование сексуальности у дошкольников – тема закрытая.
В этой работе речь пойдет о ранних проявлениях сексуальности, определение нормы и патологии у дошколят. А также будут даны советы, как взрослым «правильно» себя вести в той или иной щепетильной ситуации.
Публикация «То, о чем молчат, Половое воспитание детей дошкольного возраста, Консультация для педагогов и родителей,» размещена в разделах
К двухлетнему возрасту большинство детей начинают ходить, говорить, а также ощущать себя мальчиком или девочкой. Они проявляют неуемное любопытство, исследуя разные части собственного тела, причем большинство открывают для себя, что стимуляция наружных половых органов приносит приятные ощущения. Дети могут потирать пенис или клитор руками, а также использовать для этой цели куклу, подушку, одеяло или другие предметы. Сначала игра гениталиями является индивидуальным занятием, но постепенно она преобразуется в игру «Покажи мне свое и я покажу, что есть у меня», или «А у тебя не так как у меня – дай потрогать» и пр.
Беседы с трехлетними девочками и мальчиками показывают, что им хорошо известны чувственные ощущения от прикосновения к наружным половым органам, хотя они и не воспринимают их как эротические или сексуальные, поскольку еще не способны к выработке концептуальных понятий. Следовательно, здоровый интерес к особенностям своего тела, его исследованию не должен жестко возбраняться взрослыми. Поскольку ребенок улавливает неодобрение родителей по тону голоса, выражению лица и другим физическим признакам, родителям лучше всего спокойно реагировать на проявления сексуального любопытства. В то же время, взрослые должны прививать детям навыки социально приемлемого поведения (например, не трогать гениталии на людях, не показывать их при каждом удобном случае).
Вместе с тем, важно научить ребенка правильно ухаживать за собой и своим телом. Здесь не должно быть жестких категоричных команд типа: «подотрись получше», «вымой руки после того как сходил». Чрезмерная настойчивость в привитии гигиенических навыков формирует у малыша убеждение, что его половые органы – «грязные» части тела. Это в свою очередь может стать первопричиной вероятных затруднений на сексуальной почве в будущем.
К четырехлетнему возрасту большинство детей начинает задавать вопросы о том, откуда берутся дети и как они рождаются. Некоторые родители дают самое естественное объяснение, тогда как другие испытывают неловкость и стараются избежать разговора на эту тему. Дети очень хорошо улавливают, что вызывает беспокойство у матери или отца, и перестают задавать вопросы либо, напротив, засыпают ими обоих родителей, чтобы привести в еще большее замешательство. В настоящее время существует множество литературных источников и интернет – порталов, на которых в доступной форме объясняется «что откуда берется». Главное в нужный момент – подыскать необходимую информацию.
В пять лет у дошколят появляется необходимость строить отношения со сверстниками в структурированной среде (в детском саду, игровой комнате и т. д.). Они уже достаточно усвоили социально-приемлемые формы поведения, осознали свою половую принадлежность, у них постепенно начинают, вырабатываются первые признаки стеснения при взаимодействии с лицами противоположного пола. Именно скромность и приводит к снижению частоты сексуально-окрашенных игр.
В этом возрасте дети с увлечением узнают названия сексуальных органов, о которых они раньше ничего не слышали. Среди них начинают распространяться шутки о назначении гениталий и на другие половые темы, которые они сначала слыли от старших товарищей, а потом повторили сами. Пятилетка может и не понимать шутки, но громко смеется (иногда невпопад, чтобы скрыть это. Если ребенок в пять лет проявляет повышенный интерес к половым органам других, без стеснения демонстрирует свои, показывает нечто, напоминающее сексуальные игры взрослых, заставляет в них участвовать сверстников – это должно стать первым звоночком для педагогов и родителей.
Причиной такого поведения, как правило, являются психологические или телесные шокирующие ситуации. Ребенок мог стать свидетелем сексуального акта взрослых, сам быть подвержен насилию, нарваться на эксгибициониста и т. д. Эти дети впоследствии замыкаются в себе, становятся чрезмерно плаксивыми, одновременно агрессивными, нелюдимыми. Чтобы предотвратить нездоровое формирование сексуальности, нужно обязательно обратиться за помощью к специалисту, причем не только ребенку, но и всем членам семьи. Детям сложно рассказывать, но специальные психологические методики помогут узнать: что все же произошло.
Другой причиной, заставляющей родителей не спать ночами и обращаться за помощью, является ранний детский онанизм. Сексопатологическая практика показывает, что мастурбация – это удел детей робких, легко ранимых, впечатлительных и главное – одиноких, несмотря на возможное присутствие родственников. Именно поглаживая себя в области тех или иных эрогенных зон, ребенок находит удовлетворение от недостатка тепла, внимания любви, самых близких ему людей, и в первую очередь – матери. Важно знать, что детская мастурбация – это не болезнь самого ребенка (хотя и не всегда, а показатель неблагополучия в эмоционально-психических взаимоотношениях в семье, где растет малыш. Поэтому первой реакцией родителей на замеченную мастурбацию может быть анализ своего отношения к ребенку и пересмотр этого отношения в сторону увеличения внимания, ласки и заботы. Ну а если вы застали своего дошкольника за этим делом - тогда просто (без крика и паники) объясните ему: что пипиську трогать без нужды нельзя, т. к. она может тогда заболеть, и будет больно писать. И тут же отвлекитесь на другие интересные ребёнку темы, например, предложите вместе поиграть во что-нибудь интересное.
В шесть лет дети начинают формулировать представления о сексуальных отношениях, исходя из собственных наблюдений за взрослыми. Видя как мать с отцом обнимаются и целуются, ясно получая при этом удовольствие, ребенок постепенно начинает понимать, что физическая и эмоциональная близость дает приятные ощущения. С другой стороны, если ребенок постоянно наблюдает, как родители ссорятся или слышит восклицания «не трогай меня», «убери руки», у него может развиться совершенно противоположный взгляд на близкие, интимные отношения.
Формирование здоровой сексуальности у ребенка в этом возрасте будет проходить естественно, не вызывая у родителей страха, если проявлять заботу и внимательность. Присматривайтесь к телу ребенка, коже, слушайте изменения в голосе. Если сын вдруг попросит маму больше не входить в ванную комнату, когда он купается – уважайте просьбу … и отправьте туда папу. Детям легче спросить родителя своего пола о том, что происходит с его телом, а значит, им следует больше общаться.
Таким образом, как и остальные области развития, сексуальное поведение детей меняется с течением времени, и многие проявления сексуальности, нормальные для детей одного возраста, считаются отклонением для детей старше или младше. С другой стороны, некоторые сексуальные проявления должны вызвать у родителей беспокойство, особенно если они носят навязчивый характер, независимо от возраста ребенка. Не стоит их игнорировать или рассматривать как детскую игру или временное явление, а следует сразу же обращаться за советом к специалистам.