Елизавета Спасова
Типологическая характеристика детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Типологическая характеристика детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст, занимающий по шкале физического развития ре-бенка период времени вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие. Дошкольный возраст включает в себя младенчество (до 1 года, преддошкольный (от 1 года до 3 лет) и старший дошкольный (от 3 до 7лет) периоды жизни ребенка. Ведущую роль в развитии личности играет активность самого ребенка, проявляющаяся в различных видах его деятельности. Такими видами в дошкольном возрасте являются деятельность общения, предметная деятельность, игра, учение, элементарная трудовая деятельность [16].
Публикация «Типологическая характеристика детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольный возраст включает в себя первые семь лет жизни. В ходе данного возраста малыш обретает почти все из того, что остается с ним на долгое время, определяя его как индивидуальность и последующее умственное формирование. С точки зрения развития малыша как личности дошкольный этап допускается распределить на три части. Первая из них принадлежит к возрасту 3-4 года, и в основном сопряжена с укреплением психологической саморегуляции дошкольника. Вторая включает годы с 4 вплоть до 5 лет и относится к высоконравственной саморегуляции воспитанника, а третья принадлежит к возрасту примерно 6-7 лет и содержит развитие деловых индивидуальных качеств малыша [30].
В этот период формируется чувственный этап познания мира посред-ством деятельности в комплексе анализаторов, развития представлений, воображения, памяти, мышления, речи. Усиленно развивается логическое мышление, формированию чувственного этапа познания рождаются элементы абстрактных рассуждений. Мир в сознании дошкольника предстает таким, каким он его видит, иногда расценивая фантазию как реальность.
Дошкольный период развития является началом всестороннего развития и формирования личности. Это уникальный, единственный в своем роде возраст. В дошкольном детстве происходит бурное психическое и физическое развитие ребенка, закладываются основы его личности. От пятилетнего ребенка до взрослого человека только шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние. Особенностью дошкольного периода жизни человека, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода [4].
В дошкольный период происходит интенсивное развитие психической, физической и личностной организации ребенка. Постепенно развиваются внутренние органы, увеличиваются мышечная масса, вес мозга, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий. Все это создает необходимые условия для более высокого психического и личностного развития. Изменяется восприятие. У ребенка повышается зрительная, слуховая, кожно-двигательная чувствительность. Формируется элементарная наблюдательность, когда ребенок сознательно изучает предмет, выявляет его основные свойства и признаки. Дети - дошкольники с удовольствием рассматривают картинки, слушают музыку, смотрят детские спектакли. Они способны давать первичные эстетические оценки: красиво - некрасиво, нравится - не нравится. Внимание и память преобладают у ребенка в непроизвольной форме. Ребенок внимателен к непосредственно вызывающему интерес объекту или ситуации, а запоминает непроизвольно. К концу дошкольного периода ребенок в значительной степени осваивает родную речь: обогащается словарь, происходит дальнейшее совершен-ствование грамматического строя, появляется речевое мышление.
В дошкольном возрасте закладывается основание личности: складываются главные мотивационные, инструментальные и стилевые черты. Мотивационные принадлежат к интересам воспитанника, тем целям и задачам, которые он перед собою устанавливает, к его главным потребностям и мотивам действия. Инструментальные черты включают предпочитаемые дошкольником ресурсы свершения определенных целей, удовлетворения важных потребностей, а стилевые затрагивают характер, темперамент, методы действия.
Следовательно, весь период дошкольного детства просматривается тен-денция раннего онтогенеза человека: неудержимое, стремительное развитие психических свойств, прерывающееся выраженными остановками - периодами стереотипного воспроизведения достигнутого. К концу дошкольного периода, в условиях целевого, обучающего общения с взрослыми возникают более сложные субъектные произвольные формы психической познавательной активности, направленные на определенный познавательный результат и включающие элементарные приемы умственного преобразования материала. Эти формы психики обнаруживают деятельностную структуру. Поэтому дошкольный возраст является начальным этапом становления субъекта познавательной деятельности [6].
В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрос-лых людей. По словам Д. Б. Эльконина, здесь дошкольный возраст вращает-ся, как вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций и задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций, в системе общественных отношений [61].
Первые уроки приспособления к взаимодействию с людьми ребенок по-лучает в семье, в кругу близких для него доброжелательно настроенных родных и близких. Но социальная жизнь не ограничивается рамками семьи. Важными ступенями для вхождения в социальную жизнь становятся дошкольное учреждение, школа, формальные и неформальные группы общения, включение в трудовую деятельность, создание семьи и многое другое. И каждый раз, в каждом новом объединении индивиду приходится социально адаптироваться, поддерживать или приобретать заново свой социально-психологический статус.
В числе основных факторов, определяющих степень успешности вхождения ребенка в социальную среду, выступают особенности самого ребенка и особенности микросоциальной среды, в которую он включается. К индивидуальным особенностям ребенка, от которых зависит эффективность его социальной адаптации, относят потребностно-мотивационную сферу (потребности, цели, мотивы, установки и т. п., эмоциональные и интеллектуальные свойства, а также некоторые характерологические и психолого-педагогические особенности.
Дошкольный возраст с полным правом можно считать начальным периодом развития социального капитала. Рассматривать его следует в нескольких направлениях (О. И. Кокорева). Первое направление — формирование социально-нравственных представлений, лежащих в основе общественного поведения человека. Предпосылками их формирования выступают происходящие в дошкольном возрасте изменения в личностном развитии ребенка: ориентировка поведения на принятые в обществе нравственные нормы; возникновение внутренних этических инстанций — принятых субъектом социальных требований, непосредственно слитых с соответствующими эмоциональными переживаниями; формирование образа Я и образа мира; появление опосредованной мотивации поведения; развитие произвольности.
Второе направление - внутренние этические инстанции, возникающие с постепенным отделением поведения ребенка от поведения взрослых, становлением у него способности действовать самостоятельно, без постоянной помощи со стороны родителей. В своем развитом виде они могут либо выражаться в нравственных убеждениях, то есть в мотивирующих поведение знаниях, либо оставаться на уровне нравственных чувств — непосредственного переживания того, что хорошо и что плохо [4].
Третье направление развития социального капитала в дошкольном дет-стве — приобретение ребенком собственного опыта социально-нравственной деятельности. Это представления, сформированные в ходе восприятия явлений окружающего мира и своих эмпирических обобщений ситуаций социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками; освоенные способы действий и поведения; опыт отношений с социальным миром, имеющий для ребенка ценностный смысл. Формирующиеся в ходе взаимодействия с другими людьми социальные отношения строятся, согласно нравственным нормам, в форме долженствования определенной модели поведения.
Социальный капитал проявляется в умениях ребенка реализовывать социально-нравственные представления в действиях, участвовать в подготовке и проведении совместных видов деятельности, а также во владении способами проявления сочувствия, сопереживания. Он развивается на основе обобщения опыта взаимодействия в различных видах детской деятельности и, прежде всего, в сюжетно-ролевой игре, потенциально несущей в себе начала диалектики общественных отношений, формы социальных связей и ситуаций. Нормативные правила поведения в игре воспринимаются детьми как объективно должные, добровольно принятые и обязательные, их усвоение происходит в эмоционально привлекательных условиях [15].
Исследователь считает, что становление первоначальных основ социального капитала в дошкольном детстве происходит в единстве двух взаимосвязанных процессов — непосредственного и опосредованного развития. Непосредственное развитие осуществляется в ходе личностного роста детей, их социализации, свободного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, то есть спонтанно приобретаемого опыта. Опосредованное развитие совершается в процессе целенаправленного воспитания в семье и дошкольном учреждении, которые являются первыми в жизни человека формами существования структурного социального капитал. Вкладывая ценностный смысл в свое поведение в семье, ребенок приобщается к семейным ценностям, овладевает ими на субъектном уровне, инте-риоризирует их. Педагог дошкольного учреждения играет важную роль в реализации процессуальной стороны приобщения дошкольников к цен-ностям, выступая посредником между ребенком и социальным миром, организуя различные виды совместной детской деятельности, используя специальные педагогические средства, в том числе педагогическое общение, обращенное к эмоциональной сфере детей.
По мнению О. А. Шаграевой, основной спецификой этого периода яв-ляется изменение социальных условий (социальная ситуация развития, в ко-торых живет ребенок. Ребенок делается более самостоятельным, со стороны взрослых к нему повышаются требования, у него изменяется система отноше-ний, как со сверстниками, так и со взрослыми. Ребенок начинает переживать внутренний разлад между своими желаниями и потребностями быть, как большой и недостатком физических и психических возможностей соответст-вовать этому. Возникает кризисная ситуация. Разрешение возрастного кри-зиса лежит в открытии для ребенка новых видов деятельности, дающих ему возможность проявить свою инициативу, и системе социальных связей, спо-собствующих личностному росту [58].
Самой выразительной особенностью дошкольников является их стремление к самостоятельности. Оно проявляется в так называемом кризисе трех лет, когда ребенок, порою неожиданно для взрослых, заявляет свои права на самостоятельность. У детей постепенно начинает складываться осознанное представление о себе самих, о том кто они и какие они. Для всех исследователей, изучавших кризис 3-х лет, очевидно, что главные изменения в этот период сосредоточены вокруг «оси Я». Их сути в психологической эмансипации Я ребенка от окружающих взрослых, которая сопровождается рядом специфических проявлений – упрямством, негативизмом, протестом против близких взрослых, строптивостью, стремлением к деспотическому управлению окружающими. Новообразованием кризиса 3-х лет называется также возникновение системы Я, проявление «личного действия» и чувства «Я сам».
Дошкольное детство представляется подходящим временем с целью формирования креативных способностей, благодаря тому что, что в данном периоде ребята весьма любознательны, у них есть большое стремление постигать находящуюся вокруг вселенную. И отец с матерью, подбадривая любознательность, сообщая ребятам знания, привлекая их в разные типы деятельности, содействуют расширению детского опыта. А увеличение опыта и знаний - необходимая предпосылка с целью предстоящей созидательной работы. Помимо этого, мышление дошкольников более открыто, нежели понимание наиболее старших ребят. Оно пока не задавлено догмами и стандартами, оно наиболее самостоятельно. А данное свойство нужно всякими способами совершенствовать [33].
В условиях дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно нахо-дится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения. На развитие личности ребенка влияет группа сверстников. Именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и услож-няющаяся деятельность ребенка.
В этом возрасте возникает первый схематичный абрис цельного дет-ского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. У ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы, результат деятель-ности людей. Также в этом возрасте возникают первичные этические инстан-ции: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими: «Красивое не может быть плохим». В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и вы-сказанным обещанием самого ребенка (принцип данного слова») благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям [62].
Игра определяется как ведущий вид деятельности ребенка, который возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществлять психологические замены реальных объектов
Игра – деятельность, в которой воображаемый план позволяет ребенку познавать социальный мир. Здесь познание имеет особое значение, так как оно позволяет содержательно и интересно приобщаться к жизни и деятельности взрослых. Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра для ребенка – это не только удовольствие и радость, что само по себе важно. Этот мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, развивается. С помощью игры можно развивать внимание, память, мышление, воображение – качества, необходимые для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает знания, умения, навыки, развивает способности, подчас даже не догадываясь об этом. Стоит только уделять немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, становиться более зрелым. Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоцио-нальные потребности, складывается характер, проектируется человеческая личность.
В период дошкольного детства ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Интерес к игре сверстника приводит к попыт-кам установить определенные отношения. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. А в совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого [57].
Таким образом, необходимо отметить, что основные новообразования дошкольного возраста :
- формирование основы личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосред-ственные побуждения осознанным целям. Ребенок научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника : обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувст-ва;
- расширение сфер деятельности ребенка. От общения только с матерью он переходит к общению со сверстниками и взрослыми. Ребенок начинает играть, рисовать, конструировать, выполнять трудовые поручения. Одновременно он осваивает цели и мотивы этих видов деятельности, у него формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие и др.);
- в этот период детства интенсивно идет познавательное развитие. До-школьник овладевает родным языком.