Наталья Симонова
Характеристика нравственного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Культура поведения – это сумма поступков определяющих внутреннюю культуру человека. Само понятие «культура» вытекает из нравственно-моральных и даже социальных норм.
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Публикация «Характеристика нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений. Отсутствие у ребенка таких представлений, незнание того, «что такое хорошо и что такое плохо», мешает ему контактировать с окружающими его людьми, может явиться причиной слез, капризов, негативного отношения к требованиям взрослых.
Нередко взрослые слишком формально подходят к усвоению детьми этических норм. Одних требований: «Нельзя лгать, нельзя злиться, драться, нельзя грубить и т. п., нужно быть добрым, честным, вежливым…» - недостаточно, чтобы пробудить подлинные чувства.
На развитие у ребенка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Причем влияние это бывает как положительным, так и отрицательным, иногда же оно противоречиво. Такого рода противоречия вызывают раздражение, неудовлетворенность, а иногда рождают хитрость, приспособленчество. В результате у ребенка не может сложиться четких представлений о том, как относиться к людям, как поступать в каждом конкретном случае.
При правильном воспитании дошкольники способны воспринимать сложные отношения между людьми. С возрастом дети становятся более наблюдательными, более объективными и точными в оценке поведения окружающих. Они способны уже к дифференциации и обобщению этических представлений. Поэтому работа воспитателя по формированию у детей гуманного отношения к людям, ко всему живому должна быть целенаправленной, систематической. При этом нужно помнить о доступности сообщаемых ребенку сведений.
Опыт показывает, что формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведение. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости, являются причиной частых конфликтов между детьми. Нравственное развитие ребенка – важнейший путь формирования направленности на другого человека. Усвоение моральных требований предполагает согласование интересов дошкольника с интересами других людей. Основная задача этического состоит в утверждении существования человека в его отношении к другому человеку, к людям. Для того чтобы стать регуляторами поведения, моральные правила должны быть приняты личностью, пережиты. Только при этом условии они способствуют развитию нравственных взаимоотношений.
Дошкольный возраст является переходным от внешнего, формального принятия требований взрослого к усвоению их, превращению в мотивы поведения. В связи с этим нравственное воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развивать у детей эмоциональные отношения к взрослым и сверстникам, благодаря которым поведение в соответствии с моральными требованиями становится личностно значимым.
Нравственные представления способствуют развитию эмоциональной направленности на взрослого и сверстника, помогают ребенку видеть другого человека с его затруднениями, ожиданиями, потребностью в отклике.
Если ребенок представляет, как должно поступить, но не чувствует необходимости нравственного поступка, он руководствуется в поведении формальными мотивами. К примеру, действие совершается ради получения похвалы со стороны взрослого. Этот этап «нравственности подчинения традиционной роли», нравственности хорошего мальчика, стремящегося сохранить к себе доброе расположение, некоторые зарубежные исследователи называют законным, правовым, авторитарным. Дошкольник воспринимает предписания взрослого как незыблемые и неизменные потому, что считает себя низшим по сравнению со взрослым. К концу дошкольного детства он вступает в стадию «конформиста», когда правила частично усвоены, и он повинуется им не только потому, что этого требует взрослый, но и потому, что правила приобретают некую самоценность.
Нравственное воспитание имеет все те признаки, какие имеет воспитание как содействие личностному становлению, развитию, самосозиданию индивида. Но, помимо этого, оно имеет особенности, обусловленные специфическими свойствами морали, такими, как «повсюдность» проникновения ее требований, общеобязательность ее поведенческих предписаний, универсальность ее регулятивного применения, возможная благодаря предельной обобщенности требований. Общая цель нравственного воспитания (применительно к такому «объекту», как индивид) – доведение до сознания становящейся личности моральных норм и требований, такое «закрепление» их в индивидуальном сознании, при котором они воспринимаются как внутренние непреложные веления и следование им выступает как самоопределение. Эта цель конкретизируется в задачах нравственного воспитания.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста в качестве приоритетных задач необходимо выделить следующие:
• Формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, совесть, верность и др., ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении людей.
• Воспитание положительного отношения к духовно-нравственным ценностям и желания поступать в соответствии с ними.
• Обогащение опыта нравственного поведения детей на основе правила «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой».
• Формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, приветливыми со всеми, доброжелательными и др.).
Задача взрослого – определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.
Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.
Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.
Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания :
(знания и представления) + (мотивы) +
+ (чувства и отношения) + (навыки и привычки) +
+ (поступки и поведение) = нравственное качество.
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.
Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.
Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных методов.
Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения.
Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей : игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство – деятельность как таковая – необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.
Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М. И. Лисина, А. Г. Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью.
Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания. В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания. Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание. Так, академик Б. Т. Лихачев исходит из логики целостности педагогического процесса, а также логики его организации при решении задач нравственного воспитания и самовоспитания. Согласно этому основанию он выделяет три группы методов: методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования); методы доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации); методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, к чувству, к воле и поступку).
В. Г. Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников : организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.
Классификация, предложенная В. И. Логиновой, выстроена на том же основании, что и у В. Г. Нечаевой, - на активизации механизма нравственного воспитания, - но она полнее. Автор предлагает объединить все методы в три группы: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания).
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. Подобные отношения характеризуются взаимопомощью, отзывчивостью, дружбой, ответственностью, добротой, инициативой.
Условием для воспитания таких взаимоотношений является общение детей с другими людьми : взрослыми, сверстниками. Через общение ребенок познает социальный мир, осваивает и присваивает социальный опыт, получает информацию и приобретает практику взаимодействия, сопереживания, взаимовлияния (Я. Л. Коломинский, Л. В. Артемова). Предпосылкой возникновения общения является направленность ребенка на другого человека, интерес к нему.
В контексте формирования коллективных взаимоотношений следует рассматривать и проблему воспитания культуры поведения. Конечно, главное во взаимоотношениях между людьми – их истинное отношение друг к другу, искренность, доброжелательность, готовность к сопереживанию и помощи. Но важно и то, в какой форме человек выказывает свое искреннее отношение к другим людям. Внешние формы выражения могут оказаться неадекватными внутреннему состоянию. Бывает и наоборот – формы общения приятны, уважительны, а по сути, человек испытывает противоположные чувства к объекту общения.
Итак, воспитание у дошкольников культуры поведения является продолжением и одним из аспектов работы по воспитанию гуманного отношения к людям, которое проявляется в коллективных взаимоотношениях.
Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?
Вежливость предполагает искусство человеческого общения.
Вежливость – это умение деликатно, предупредительно относиться к окружающим нас людям. Умение вести себя в зависимости от требований и сложившейся конкретной обстановки.
С первых лет жизни ребенку необходимо прививать навыки вежливого поведения. Учить его доброте, умению осознавать свои поступки, различию между тем, «что такое хорошо и что такое плохо».
Вежливость украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим, иначе она перестает быть признаком нравственного поведения.
Деликатность – сестра вежливости… Человек, наделенный этим свойством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями.
Тактичность и чуткость. Содержание этих двух благородных человеческих качеств внимание, глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или наоборот, вызвать у них раздражение, досаду, обиду.
Чуткость выражается в отношении человека к окружающим. Она проявляется в заботе о людях, умении прийти им на помощь. В семье родители должны учить детей проявлять это качество в делах («Помоги бабушке»; «Поделись с братом, сестрой», развивать умение сочувствовать («Мама устала, не шуми, играй тихо»).
Чувство такта является регулятором поступков человека. Такт помогает определить, когда вступить в разговор и когда промолчать, что можно и хорошо, а что недопустимо и плохо, как разрешить острую ситуацию, чтобы не обидеть человека, как доказательно отстоять свою позицию и в то же время не унизить, не оскорбить самолюбие других.
Скромность – нравственная черта личности – показатель подлинной воспитанности. Скромный человек не старается казаться оригинальным, не выпячивает свое «я», ведет себя просто, естественно, с достоинством. Скромности сопутствуют уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе.
Скромность воспитанного человека в том, что он трезво оценивает себя и никогда не пытается, во что бы то ни стало привлечь к себе внимание и оказаться на первом плане.
Скромность нужно воспитывать у ребенка с малых лет. Человек, не наученный сдержанности, скромному поведению в детстве, позднее приобретает эти качества с трудом.
Необходимо формировать у детей умение считаться с мнением большинства и удобствами окружающих; поступать хорошо не ради похвалы, а потому, что иначе быть не может; учить детей не хвастать своими успехами, красивым платьем или игрушкой, не торопиться с ответом на занятии. Детей, не обладающих скромностью, нужно хвалить реже (не только ты умеешь, но и другие тоже, воспитывать в них умение подчиняться общепринятым правилам.
Общительность. В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениях – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском коллективе.
Дисциплинированность. С первых дней прихода ребенка в детский сад у него воспитывают культурно-гигиенические навыки и навыки культуры поведения, регулирующие отношения детей друг с другом, с воспитателем и всеми сотрудниками дошкольного учреждения. Дисциплинированность, умение подчиняться определенным правилам – это залог бесконфликтного пребывания ребенка в детском саду, а затем и в школе.
Путь от формирования у детей знаний о хорошем до правильного поведения их очень сложен и должен быть заполнен постоянной кропотливой работой взрослых над развитием нравственного сознания детей. В одном случае дети знают правила, но поступают неправильно; в другом – поступают как будто бы правильно, но поступки их своекорыстны, фальшивы; в третьем – поступают хорошо, но не способны разобраться в конфликте между сверстниками. Некоторые дети при хорошем собственном поведении остаются, равнодушны к поведению окружающих, бывают, категоричны в своих суждениях о поведении сверстников. Нередко они ведут себя хорошо только в присутствии взрослых из страха быть наказанными. Причина всего этого – формальное усвоение этических знаний, неосознанное выполнение требований взрослого. Чтобы этого не было, педагог должен заботиться о развитии нравственного сознания ребенка и потому, прежде всего сам должен определять, с какой целью совершает ребенок тот или иной поступок, какие он преследует при этом цели.
Список литературы:
1. Васильева – Гангнусл Л. М. Азбука вежливости для детей. – М. : Педагогика, 1989.
2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. / Под ред. Виноградовой С. Л. – М. : Просвещение, 1989.
3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М. : Просвещение, 1998
4. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье. / Под ред. Котырко В. К. – М. : Педагогика, 1987.
5. Феоктистова Т. Из опыта духовно-нравственного воспитания старших дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2006 №4.
6. Черенкова Е. Ф. Уроки этикета и вежливости для детей. – М. : Рипол классик, 2006.
7. Этика и мораль: философско-этические проблемы воспитания. – М. : Философское общество СССР, 1990.