Алена Баринова
Программа по тико-конструированию для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель программы: формирование у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, в процессе овладения технологией ТИКО – конструирования.
Задачи программы:
Обучающие
Познакомить детей со способами соединения ТИКО – деталей при создании фигуры.
Формировать представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах.
Учить создавать плоские и объемные фигуры посредством деталей ТИКО конструктора
Учить составлять плоскостной узор на основе симметрии.
Формировать умение ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево» при создании плоских и объемных фигур.
Развивающие
Расширять кругозор об окружающем мире
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.
Развивать сенсомоторные процессы (глазомер, моторика рук) через практическую деятельность.
Формировать умение следовать устным инструкциям, работать по схемам и образцу.
Развивать творческие способности и фантазии детей (возможность создавать оригинальные конструкции).
Способствовать развитию умений анализировать и презентовать свои работы.
Воспитывающие
Воспитывать умение сотрудничать, договариваться друг с другом в процессе организации и проведения совместных конструкторских проектов.
Адресат Программы
Программа «ТИКО - мастера» технической направленности актуальна для детей 5-6 лет (старшая группа).
Уровень программы, объем и срок реализации
Уровень программы
Объём программы
Количество недель, месяцев, год
Форма обучения
Срок реализации программы
Базовый
1/4/36
36/9/1
Очная
Условия реализации Программы
Программа «ТИКО - мастера» реализуется в очной форме, предназначена для детей 5-6 лет и рассчитана на 9 месяцев, 36 недель. Режим кружковой работы соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. В объединение принимаются дети по желанию, без предъявления специальных требований, зачисление производится по желанию родителей или лиц их заменяющих. Количество воспитанников в группе - 24 человек.
Формы реализации
Периодичность
Продолжительность
Расписание
Групповая
1 раз в неделю
25 мин
среда
Для детей пятого года жизни образовательная деятельность по кружковой работе составляет 1 академический час в неделю. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности составляет 25 минут соответственно. Выходные дни - суббота, воскресенье, нерабочие – праздничные дни. Объем программы – 36 академических часа.
Программа предполагает организацию совместной и самостоятельной деятельности детей и педагога.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
Название раздела и тем
Количество часов
Формы аттестации/ контроля
Всего
Теория
Практика
1.«Знакомство с ТИКО - страной»
Вводная диагностика
«Друзья для зайчонка ТИКО»
Выставка готовых работ
«Радужные рыбки»
Выставка готовых работ.
«Какие разные узоры»
Выставка готовых работ
«Посуда»
Выставка готовых работ
ТИКО-мячики
Выставка готовых работ
«Летающая тарелка»
Выставка готовых работ
«Собери целое из частей»
Выставка готовых работ
ТИКО - геометрия (Призма, пирамида, куб и др)
Выставка готовых работ
Конструирование по схеме «Грибы».
Выставка готовых работ
«Сова»
Выставка готовых работ
Сборка объёмной конструкции по образцу «Корзина с грибами».
Выставка готовых работ
«Белка»
Выставка готовых работ
Конструирование по схеме «Ёлочка».
Выставка готовых работ
Трансформация плоской конструкции в объёмную по схеме «Ёлочка».
Выставка готовых работ
«Тико-Зайчик»
Выставка готовых работ
«Зимние забавы»
Выставка готовых работ
«Кормушка для птиц». Сборка объёмной конструкции по образцу
Выставка готовых работ
«Лесной друг –Ёжик»
Работа по образцу
Выставка готовых работ
«Самолет»
Выставка готовых работ
«Лисичка – подруга зайчика»
Выставка готовых работ
«Цветок для мамы»
Выставка готовых работ
«Стулья для трёх медведей» (объемное моделирование)
Выставка готовых работ
«Ваза»
Выставка готовых работ
«Новый теремок для зверей»
Объемное моделирование
Выставка готовых работ
«Ящерица»
Выставка готовых работ
«Домик для собачки»
Выставка готовых работ
«В гостях у медвежонка ТИКО»
Выставка готовых работ
«Кошкин дом»
Выставка готовых работ
«Мой будущий дом
Выставка готовых работ
Трансформация плоской конструкции в объёмную по схеме «Танк».
Выставка готовых работ
«Красивый коврик»
Выставка готовых работ
«Овечка или баран»
Выставка готовых работ.
«Геометрический лес»
Выставка готовых работ
Сундучок со сказками: русская народная сказка «Репка»
Выставка готовых работ.
Итоговое занятие
Презентация работ на родительском собрании, на педагогическом совете.
Итого
36
3
33
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Месяц
Тема
Цель
Материал
Сентябрь
1. «Знакомство с ТИКО - страной»
Познакомить детей со способами соединения ТИКО – деталей при соединении фигуры. Учатся соединять фигуры. Поиск треугольников в геометрическом лесу. Конструируют морковку по схеме.
Наборы конструктора ТИКО. Мультимедийная система (ноутбук, телевизор).
2. «Друзья для зайчонка ТИКО»
Сравнение геометрических фигур по цвету. Сопоставление фигур с предметами окружающего мира аналогичного цвета. Конструируют модели животных по заданным схемам.
Наборы конструктора ТИКО. Мультимедийная система (ноутбук, телевизор).
3. «Радужные рыбки»
Закреплять знания о геометрических фигурах, представления детей о среде обитания рыб. Конструируют по схеме рыб, по образцу водоем для рыбки.
Наборы конструктора ТИКО. Презентация «Рыбы». Мультимедийная система (ноутбук, телевизор).
4. «Какие разные узоры»
Понятия «узор», «орнамент», «симметрия». Учатся составлять плоскостной узор на основе симметрии
Наборы конструктора ТИКО. Схемы. Мультимедийная система (ноутбук, телевизор).
Октябрь
1. «Посуда»
Понятия «узор», «орнамент», «симметрия». Составление плоскостного узора на основе симметрии, трансформация узора в объемную. Конструируют предметы посуды по образцу
Наборы конструктора ТИКО. Мультимедийная система (ноутбук, телевизор).
ТИКО-мячики
Познакомить с конструированием всевозможных видом мячей из ТИКО.
Наборы конструктора ТИКО.
3. «Летающая тарелка»
Закреплять конструктивные навыки. Учить детей создавать летающие тарелки. Закреплять знания детей о космосе. Конструируют по схеме летающую тарелку
Наборы конструктора ТИКО. Видеоролик о космосе. Мультимедийная система (ноутбук, телевизор).
4. «Собери целое из частей»
Развивать умения комбинировать различные многогранники друг с другом с целью создания моделей предметов окружающего мира
Наборы конструктора ТИКО.
Ноябрь
1. ТИКО - геометрия (Призма, пирамида, куб и др)
Познакомить с понятиями: развертка; куб; параллелепипед; пирамида; грани; ребра; вершины; объем.
Конструктор ТИКО "Геометрия"
2. Конструирование по схеме «Грибы».
Конструирование по схеме «Грибы».
Наборы конструктора ТИКО.
3. «Сова»
Продолжать формировать умения строить плоскостную фигуру «Сову» по образцу из «ТИКО» конструктора,
Схема Совы. Восьмиугольник-1шт; треугольник-2шт, Равнобедренный треугольник-4шт.
4. Сборка объёмной конструкции по
образцу «Корзина с грибами».
Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур.
Конструктор ТИКО-набор «Фантазер», карточки, схемы, цветные карандаши.
5. «Белка»
Продолжать учить детей конструировать по схеме и по образцу.
Схема белки.
Декабрь
1. Конструирование по схеме «Ёлочка».
Продолжать учить детей конструировать по схеме и по образцу.
Конструктор ТИКО-набор «Фантазер», карточки, схемы, цветные карандаши.
2. Трансформация плоской конструкции в объёмную по схеме «Ёлочка».
Заинтересовать детей через экспериментирование:
придание устойчивости плоскостной фигуре за счёт придания объёма «стволу» дерева.
Конструктор ТИКО-набор «Фантазер», карточки, схемы, цветные карандаши.
3. «Тико-Зайчик»
Развивать инженерное мышление, закреплять умение детей соединять ТИКО-детали и конструировать ТИКО - фигуры по схеме.
Схема зайца на каждого ребенка, детали, необходимые для сбора конструкции.
4. «Зимние забавы»
Формируется пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности. Чередование геометрических фигур по цвету. Развивать интерес к моделированию. Закреплять знания о зиме, зимних забавах. Конструируют по схеме снеговика
Наборы конструктора ТИКО. Презентация «Зимние забавы». Мультимедийная система (ноутбук, телевизор).
Январь
1. «Кормушка для птиц». Сборка объёмной конструкции по образцу
Воспитывать умение детей объединять все конструкции в одну композицию
Наборы конструктора ТИКО. Презентация «Кормушки для птиц». Мультимедийная система (ноутбук, телевизор).
2. «Лесной друг –Ёжик»
Работа по образцу
Учить воссоздавать разные по форме предметы из деталей ТИКО - конструктора по схемам.
Набор конструктора, образец ежа.
3. «Самолет»
Учить конструировать самолёт из конструктора – ТИКО;
Из имеющихся фигур самостоятельно сконструировать самолет.
Февраль
1. «Лисичка – подруга зайчика»
Продолжать совершенствовать конструкторские навыки по «ТИКО» конструктору при сборке фигуры по наглядной схеме.
Схема лисы на каждого ребенка, детали, необходимые для сбора конструкции
2. «Цветок для мамы»
Формировать умения строить плоскостную фигуру «Цветок» по образцу из «ТИКО» конструктора
4 квадрата, 1 пятиугольник, 2 треугольника, 1 прямоугольник.
3. «Стулья для трёх медведей» (объемное моделирование)
Совершенствовать умение конструировать объёмные ТИКО фигуры
Квадраты разного цвета и разной величины, прямоугольники для спинки
4. «Ваза»
Продолжать формировать умение подбирать детали, необходимые для конструирования плоскостной фигуры из «ТИКО» конструктора (исходя из формы и назначения предмета)
Без схем, фигуры: прямоугольник, квадраты, треугольники.
Март
1. «Новый теремок для зверей»
Объемное моделирование
Продолжать учить детей объединять все конструкции в одну композицию.
Цветное изображение готового теремка, который необходимо сделать, квадраты большого и маленького размера и треугольники для крыши. Изображение зверей на подставке из сказки.
2. «Ящерица»
Учить детей конструировать при помощи схемы. Сформировать знания о роли этих животных в природе и в жизни человека. Соотношение количества вершин, сторон и углов в многоугольнике. Конструируют по схеме ящерицу, по образцу кобру.
Наборы конструктора ТИКО. Видеоролик о жизни ящериц. Мультимедийная система (ноутбук, телевизор).
3. «Домик для собачки»
Продолжать формировать умение трансформировать плоскостную конструкцию в объемную, используя способ соединения по контуру двух одинаковых плоскостных конструкций, расположенных параллельно, с помощью квадратов и прямоугольников; воспитывать заботливое отношение к животным.
Конструктор «ТИКО» набор «Геометрия»
4. «В гостях у медвежонка ТИКО»
Понятие «площадь». Дети учатся конструировать различные фигуры из квадратов и сравнивают их площадь. Конструируют по схеме волка, по образцу оленя
Наборы конструктора ТИКО. Схемы. Мультимедийная система (ноутбук, телевизор).
Апрель
1. «Кошкин дом»
Продолжают исследовать многоугольники. Измеряют стороны ТИКО – треугольников линейкой. Рисуют остроугольный (равнобедренный) треугольник. Конструируют по схемам героев сказки
Наборы конструктора ТИКО. Схемы. Линейки и карандаши. Мультимедийная система (ноутбук, телевизор).
2. «Мой будущий дом»
Научить детей конструировать «Дом» из тико-конструктора, пользуясь схемами.
Конструктор «ТИКО»
набор «Геометрия»
3. Трансформация плоской конструкции в объёмную по схеме «Танк».
Продолжать учить детей выполнять конструкцию с опорой на схему и технологическую карту.
Разные иллюстрации танков для рассматривания, схема танка
4. «Красивый коврик»
Учить детей чередовать фигуры по цвету между собой.
Ромбы или остроугольные треугольники трех цветов.
Май
1. «Овечка или баран»
Самостоятельная работа по схеме.
Схема, конструктор
2. «Геометрический лес»
Соединять различные ТИКО-фигуры в единую композицию, объединённую тематически. (детям распределяются схемы фигур предыдущих занятий – гриб, еж, заяц, лиса). Самостоятельно найти необходимые фигуры и сконструировать по схеме. Сделать из треугольников объемные елочки разные по высоте.
Схемы гриба, ежа, лисы, зайца.
Конструктор.
3. Сундучок со сказками: русская народная сказка «Репка»
Развивать мышление, воображение. Учатся различать пятиугольники от шестиугольников. Конструируют героев сказки.
Наборы конструктора ТИКО. Мультимедийная система (ноутбук, телевизор).
4. Итоговое занятие
Оформление детских работ за период обучения; развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.
Мультимедийная система (ноутбук, телевизор).
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе освоения дошкольниками Программы дети должны знать и уметь:
Соединять разными способами ТИКО – детали при создании фигуры.
Составлять плоскостной узор на основе симметрии.
Создавать плоские и объёмные фигуры посредством деталей ТИКО – конструктора по образцу, по схеме и по собственному замыслу.
Называть и конструировать плоские и объемные геометрические фигуры;
Иметь представление о различных видах многоугольников;
Сравнивать и классифицировать фигуры по 1 - 2 свойствам;
Конструировать различные виды многоугольников;
Ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево» при создании плоских и объемных фигур.
5. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ (КОНТРОЛЯ) И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Важной задачей обучения является диагностика. Это не только показатель работы педагога, но и важный аналитический материал, позволяющий корректировать содержание, методы и формы работы с детьми. Одной из форм диагностики может быть педагогический мониторинг.
Показатели оценивания детей. Оценивание осуществляется по баллам:
0 баллов, 1 балл, 2 балла, 3 балла.
3 балла-ребенок самостоятельно выполняет задания.
2 балла-ребенок выполняет задания с небольшой помощью взрослого.
1 балл-ребенок выполняет задание с помощью взрослого.
0 баллов – ребенок не выполняет задание
Диагностическая таблица
Проявляет интерес к конструированию посредством деталей ТИКО – конструктора.
Ориентируются в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево» при создании плоских и объемных фигур.
Умеет соединять разными способами ТИКО при создании плоских и объемных фигур по образцу, по схеме и по собственному замыслу.
Ориентируются в создании плоскостного узора на основе симметрии.
Ф. И ребенка
н. г.
к. г.
н. г.
к. г.
н. г.
к. г.
н. г.
к. г.
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ детей. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка.
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы проведения занятий:
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Формы подведения итогов реализации программы:
Организация выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ.
Оформление эстетической развивающей среды в группе.
Методы проведения занятия:
Наглядные методы- Показ презентаций; показ образцов деталей и способа действия; рассматривание таблиц, схем, иллюстраций, эскизов построек; рассматривание детских работ, анализ образцов.
Словесные методы – Беседы, рассказ, обсуждение способа выполнения работы; обращение к опыту детей; художественное слово; дискуссии, загадывание загадки; моделирование ситуации; проблемные вопросы; инструкции, объяснения помощь, напоминание, совет, поощрение, анализ образцов.
Игровые методы - Дидактические игры на развитие внимания, мышления, памяти - Сюрпризные моменты - Игровой сюжет.
Практические методы - Создание совместных построек, разнообразные игры, изготовление предметов для игр, познавательно исследовательской деятельности; Создание макетов, проектная деятельность; познавательно исследовательская деятельность; экспериментирование; оформление выставок; продуктивная деятельность; игровые ситуации; поисковая деятельность; проведение опыта; физминутки; обыгрывание постройки, Эксперименты.
Руководство строительно - конструктивными играми ТИКО.
В старшей группе предусмотрено обучение детей на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственных объектов; самостоятельное применение конструктивно-строительных умений при конструировании по наглядному образцу, по рисункам, фотографиям, схемам; планированию коллективных строительно-конструктивных игр, объединенных в соответствии с общим замыслом. В процессе обучения конструктивным умениям используются: показ способов с объяснением использования различных деталей конструктора, приемов конструирования; постановка проблемной задачи (как, используя конструктор ТИКО показать, что все деревья разные).
Детям предлагается частичный образец, когда воспитатель показывает детям незнакомые им способы соединения деталей конструктора: чтобы плоскостная конструкция могла стоять, конструирование перекрытий многоэтажных зданий, т. д.
Используется также показ незаконченного образца постройки, которую каждый ребенок должен завершить по-своему. Оправдывает себя прием показа нескольких разных (2-3) образцов объектов (лисы, зайца, собаки, детям же предлагается сделать по-своему или воспользоваться подсказкой.
Обучая детей строительно-конструктивным играм, педагог использует комплекс различных приемов, направленных на развитие детского творчества, конструктивных умений, на сочетание интеллектуальной и практической деятельности ребенка. Воспитатель учит детей обдумывать предстоящие игровые действия, развивает сообразительность, поощряет догадку. Например, учит сравнивать (чем похожи и чем различаются деревья, цветы, грибы, ракеты, дома и дворцы, и т. д.).
Развитию содержания игры, как и в предыдущей возрастной группе, способствует ознакомление детей с окружающей жизнью. Воспитатель, показывая детям здания, учит выделять отдельные части, обращает их внимание на симметрию, контрасты. Дошкольников старшей группы учат «читать» изображения на фотографии, рисунках, схемах, т. е. выделять общее, основное, части и т. д. Зрительный анализ помогает детям составить представление о будущей поделке и использовать это в самостоятельной деятельности.
В старшей группе большое значение приобретает слово: рассказ воспитателя, сообщение темы постройки с указанием условий, которым она должна соответствовать (дом для семьи с определенным количеством человек и т. п.). Воспитатель помогает распределять обязанности, поощряет творчество, обсуждение игрового замысла, поддерживает критические замечания детей, их предложения, что способствует развитию у них самостоятельности мысли и поиска. Дети способны учесть замечания педагога и получить радость от похвалы взрослых.
7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Календарный учебный график
Содержание
Старшая группа
(с 5 до 6 лет)
Начало учебного года
1 сентября
Окончание учебного года
31 мая
Продолжительность учебного года, всего, в том числе:
36 недель
Продолжительность учебной недели
5 дней
Недельная образовательная нагрузка, кол-во НОД
1
Объем недельной образовательной нагрузки (НОД, в том числе
25 мин
II половина дня
Сроки проведения мониторинга индивидуального развития ребенка
Сентябрь 2023г.
Май 2024г.
Праздничные дни
4 ноября,
1- 10 января,
23 февраля,
8 марта,1 мая, 9 мая
Материально-технические условия реализации Программы.
1. Мольберт
2. Набор «ТИКО» конструктора «Фантазер»
3. Мои первые конструкции
4. Книги для конструирования.
5. Схемы для конструирования «ТИКО» конструктором
6. Програмное обеспечение и набор заданий «ТИКО» конструктора.
7. Слайдовая презентация по «ТИКО» конструированию.
8. Сказочные персонажи «ТИКО» конструирования.
9. Телевизор.
10. Компьютер.
Кадровое обеспечение реализации Программы
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ТИКО - мастера» технической направленности реализуется педагогическими работниками в должности воспитатель, без предъявления требований к категории и педагогическому стажу работы.
Другие специалисты к реализации Программы не привлекаются.
Список литературы:
1. Карпова Н. М. Тико – конструирование [Текст]: метод, рекомендации/ Н. М Карпова.
2. Конина Е. Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. [Текст]/Е. Ю. Конина. – М: ООО «Издательство «Айрис – пресс», 2007.
3. ТИКО – конструирование Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста
4. Коллектив авторов: Н. М. Карпова, И. В. Логинова, Т. Н. Николаева, М. Н. Кириллова,
5. С. А. Андреева, В. С. Тармышова, С. В. Горцева, С. Г. Петрова; 2012г – 68с. ООО НПО «РАНТИС» Россия, Санкт- Петербург, ул. Зверинская, 42
6. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т. д.)
7. Электронный ресурс: www. tico-rantis.ru
http://www. tico-rantis.ru/games_and_activities/
По теме: методические разр
Список использованной литературы:
1.«Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» М. С. Ишмаковой - ИПЦ Маска, 2013 г.
2. Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Н. М. Карпова, И. В. Логинова - ООО НПО «РАНТИС» 2014 с мультимедийными работами.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
4. Развитие ребенка в конструктивной деятельности:
Справочное пособие. Шайдурова Н. В. - М. : ТЦ Сфера, 2008