Получи документы

Развитие любознательности у детей

Дина Владимировна Сидорова
Развитие любознательности у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие любознательности у детей.

Мы движемся вперед, открываем новые двери, и создаем новые вещи, потому что мы любознательны, и любознательность выводит нас на новые пути.

Уолт Дисней

С раннего возраста у ребёнка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. Об умственном развитии ребёнка судят по объёму, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, мышление, по способности к самостоятельному творческому познанию. В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Дефекты, допущенные в умственном развитии ребёнка на протяжении дошкольного детства, трудно устранить в более старшем возрасте. Они оказывают отрицательное влияние на всё последующее развитие. Например, в семье, в дошкольном учреждении не уделяют внимания играм ребёнка со строительным материалом, с конструкторами. Из-за этого у него не развивается пространственное воображение, что может создать трудности при изучении геометрии, овладении черчением в школе. Или в дошкольном возрасте не воспитали интерес к книге, не развили способность мыслить, переживать на основе художественного слова. Слушая литературное произведение, ребёнок должен представить себе героев, их внешность, действия, понять мотивы поступков, вообразить картины природы. А в жизни знакомство с художественными произведениями «препоручили» телевизору. Малышу не надо представлять, воображать мыслить: всё дано на «картинке». В школе преодолеть этот пробел в умственном развитии ребё нка очень трудно: сказывается привычка к облегчённому восприятию литературного произведения.

Публикация «Развитие любознательности у детей» размещена в разделах

Умственное развитие напрямую связано с формированием познавательной деятельности, т. е. такой деятельности, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир. Маленький ребёнок познаёт окружающий мир в игре, в труде, не прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Поэтому одной из важных задач является воспитание любознательности, познавательных интересов. Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Природа наделила их «крайне драгоценным» свойством нервно-психической организации – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь.

Любознательность и познавательные интересы представляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру, но объединяет их активная мыслительная деятельность, направленная на познание окружающего мира.

Предметная «исследовательская деятельность», свойственная ребёнку раннего возраста, развивает и закрепляет познавательное отношение к окружающему миру. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений.

Меняется характер общения ребё нка со взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь с родителями, другими членами семьи, педагогом, малыш приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт.

Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности. Например, ребёнок интересуется транспортными средствами. Нужно приобрести для него соответствующие игрушки, мастерить с ними какие-нибудь модели, помочь развернуть игру, время от времени принимать в ней участие для укрепления интереса следует поддерживать разговоры малыша на транспортную тему, вовлекать его в рисование и т. п. Успешная деятельность ребёнка является стимулом развития познавательных интересов.

Обладая огромной побудительной силой, любознательность и познавательный интерес заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний. Ребёнок часто спрашивает о том, что его волнует, просит почитать, рассказать.

Издавна вопросы ребёнка считались основной формой проявления любознательности, познавательных интересов. Помните, что ребёнок задаёт не всякому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы – уважительное, бережное отношение к ним. На познавательный вопрос надо отвечать так, чтобы не погасить искорку детской любознательности, а, напротив, разжечь из неё незатухающее пламя. Почаще задавайте ребёнку встречные вопросы типа «А ты как думаешь?», предлагайте подумать вместе, вовлекайте его в беседу, в ходе которой совместными усилиями ищите ответ, организуйте наблюдения, почитайте ребёнку подходящую книгу. Не подавляйте ребёнка «грузом» своих знаний, не торопитесь с ответом. Помните, что вы должны дать дошкольнику представление о том, что в мире много источников знаний, которыми ему предстоит овладеть.

На основе познавательного отношения к миру развивается

творческая инициатива, самостоятельность в решении умственных задач,

активное отношение к окружающему, которая противостоит равнодушному,

бездумному усвоению знаний и выполнению работы без напряжения мысли,

без радости успеха. А ведь все это является залогом успешного обучения в

школе. Ведь определенную категорию неуспевающих составляют так

называемые «интеллектуально пассивные» дети, для которых характерно

отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать

мыслительной деятельности. Причиной «интеллектуальной пассивности»

детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.

Рекомендации родителям:

-Чаще водите детей на экскурсии, наблюдайте, обсуждайте.

-Проводите небольшие эксперименты с предметами дома и на улице.

-Выслушивайте рассуждения ребенка, не перебивая.

-Не говорите ответа, если ребенок ошибается, а только поправляйте его ход мысли в нужном направлении.

-Читайте с ребенком познавательные книги.

-Исследуйте различные предметы. Например, когда идете по дороге в детский сад.

Родителям о познавательно- исследовательской деятельности дошкольника.

- В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой) Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.

- Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если набрать в нее воды? Сколько, по-твоему воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет). Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.

- Уборка комнаты (Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь). Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.

- Поливка цветов (Всем ли растениям надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений) Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.

- Ремонт в комнате (Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки) Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

Понаблюдайте за своим ребенком в различных видах деятельности: игре, в общении со взрослыми, сверстниками, чтобы выяснить, сформированы ли у ребенка познавательные интересы. При этом обратите внимание на следующее:

1. Задает ли ваш ребенок вопросы? Как часто? Какого содержания? Запишите вопросы ребенка и ваши ответы на них.

2. Чем интересуется ваш ребенок больше всего?

3. Стремится ли ваш ребенок пополнить свои знания об интересующем его предмете или явлении, используя различные средства информации: иллюстрации, теле-, радиопередачи, собственные наблюдения.

4. Рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах?

5. Участвует ли в беседе о том, что его интересует? Проявляет ли при этом активность, инициативу, охотно ли делится своими знаниями?

6. Отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество (игры, рассказы, рисунки, лепка, конструирование, поделки из природного материала и др.).

7. Способен ли к длительному сосредоточенному вниманию, когда занят интересной ему деятельностью? Умеет ли элементарно планировать свою деятельность, пытается ли преодолеть различные трудности?

8. Свойственна ли ребенку увлеченность, эмоциональность, выразительность речи, мимики, движений по проявлению интереса к предмету и явлению?

9. К кому из членов семьи чаще обращается с вопросами?

10. Широк или узок круг интересов вашего ребенка? Постоянны или изменчивы его интересы?

11. Что делается в семье для развития интересов ребенка?

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста средствами геокешинга» «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста средствами геокешинга» «Чем увлечь детей? Какие новые игры придумать?».

Консультация для родителей на тему «Развитие любознательности у детей дошкольного возраста» Какого ребенка мы называем любознательным? В Толковом словаре С. И. Ожегова можно прочитать: «Любознательный - склонный к приобретению новых.

Мастер-класс «Развитие любознательности ребенка раннего возраста с помощью игр с элементами экспериментирования» МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №24 «Березка» Мастер- класс на тему: «Развитие любознательности ребенка раннего возраста.

Мастер-класс «Развитие интересов любознательности и познавательной мотивации дошкольников с помощью интерактивных игр» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Памятка для родителей «Развитие любознательности у детей 3–4 лет» ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Развитие любознательности у детей3 3-4 лет «Интересно, когда капли дождя падали на землю, что происходило?» (Примеры.

Рекомендация для родителей «Развитие любознательности у детей дошкольного возраста» «Развитие любознательности у детей дошкольного возраста» Какого ребенка мы называем любознательным? В Толковом словаре С. И. Ожегова можно.

Развитие любознательности и познавательного интереса детей раннего возраста посредством экспериментирования со льдом ТЕМА: Развитие любознательности и познавательного интереса детей раннего возраста посредством экспериментирования со льдом. Цели и задачи:.

Опыт работы «Развитие творческих способностей детей через образовательную область «Познавательное развитие» Одной из наиболее актуальных и важных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей.

Игра как средство формирования любознательности у дошкольников «Игра как средство формирования любознательности у дошкольников» «Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно.

Условия развития любознательности и познавательного интереса у дошкольников Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие.

Автор публикации:
Развитие любознательности у детей
Опубликовано: 20 января 2019 в 22:12
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие любознательности у детей» (включая файлы) размещена пользователем Дина Владимировна Сидорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД