света голобородько
Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей. Лексическая тема «Весна» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема : «Весна»
Развитие общей моторики. Координация речи с движением.
Упражнение «Клен»
За окном сосулька тает, Дети стоят, повернувшись лицом вкруг. Выполняют 4 прыжка на носочках, держат руки на поясе.
Ветер тучи рвет в клочки. Руки вверх. Наклоны туловища влево - вправо.
Разжимает, разжимает
Клен тугие кулачки. Руки перед грудью. Локти опущены вниз. Разжимают кулачки.
Прислонился он к окошку. 4 прыжка.
И едва растает снег, Наклоны влево-вправо.
Мне зеленую ладошку
Публикация «Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей, Лексическая тема „Весна“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
Клен протянет раньше всех. Поворачиваются лицом друг к другу. Протягивают друг другу правые руки. Рукопожатие
Пальчиковая гимнастика «Весна»
«Кап-кап-кап»,- капель звенит, (Стучим правым указательным пальцем по левой ладошке)
Словно с нами говорит. (Стучим левым указательным пальцем по правой ладошке)
Плачут от тепла сосульки (Руки поднимаем вверх, кисти рук опускаем вниз, пальцы разводим, трясем кистями)
И на крышах талый снег. (Соединяем руки над головой углом)
А у всех людей весною (Разводим руки в стороны)
Это вызывает смех! (Хлопаем в ладоши и улыбаемся)
Лексико-грамматические игры и упражнения
Игра «Скажи правильно»
Цель: расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи, слухового внимания.
Распускаются почки или цветочки?
Порхают птички или лисички?
Тает снежинка или слезинка?
Журчат ручьи или грачи?
Прилетают насекомые или птицы?
Трещит лёд или ледоход?
Игра «Хлопни в ладоши»
Цель: развитие слухового внимания.
воспитатель произносит слова. Если слово о весне, дети хлопают в ладоши.
Пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, теплое, ярче, холодно, набухают, прилетают, проталина, ледоход, застыл, метель, снегопад, солнышко.
Игра «Без чего не может быть весны?»
Цель: упражнять в подборе существительных и в правильном согласовании слов.
Весна не может быть без … (яркого солнца).
Весна не может быть без (луж).
Весна не может быть без… (ручейков).
Весна не может быть без… (грозы).
Весна не может быть без (майских жуков).
Весна не может быть без (проталин).
Весна не может быть без (капели).
Весна не может быть без (подснежников). И т. д.
Игра «Подбери слово»
Цель: подбор существительных к глаголу.
Греет… (солнце)
Тает… (снег)
Журчит… (ручей)
Набухают (почки)
Капает (капель)
Игра «Подбери как можно больше слов - действий?»
Цель: продолжать активизировать в словаре детей глаголы.
Солнце - …греет, светит, пригревает, восходит, садится, ослепляет, освещает.
Снег - …тает, темнеет, чернеет, оседает, падает.
Сосульки - …капают, тают, падают, висят.
Ручей- …бежит, течет, журчит, звенит.
Птицы- … прилетают, поют, щебечут, вьют гнезда, выводят птенцов.
Игра «Подбери как можно больше слов – признаков»
Цель: Формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными.
Солнце (какое) – яркое, весеннее, тёплое, лучистое.
Почки (какие) – клейкие, набухшие, ароматные.
Листья (какие) – зелёные, душистые, молодые.
Ручьи (какие) – весёлые, звонкие, быстрые, шумные.
Игра «Один - много»
Цель: согласование имен числительных и имен существительных.
Лужа-Лужи-Луж Дерево - деревья – деревьев.
Туча – тучи – туч. Сосулька – сосульки – сосулек.
Лужайка – лужайки – лужаек. Почка – почки – почек.
Гроза – грозы – гроз. И т. д.
Игра «Назови ласково»
Цель: совершенствование грамматического строя речи. Образование существительного с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ручей - (ручеек) Солнце - (солнышко)
Гнездо - (гнездышко) Лист – (листик)
Птица – (птичка) Дерево – (деревце) и т. д.
Игра «Наоборот»
Цель: учить подбирать антонимы к словам.
Снег зимой чистый, а весной (грязный)
Зимой дни холодные, а весной (теплые)
Зимой солнце тусклое, а весной (яркое)
Зимой небо пасмурное, а весной… (ясное)
Игра «Посчитай-1,2,5».
Цель: согласование имени существительного с числительными.
Один ручей – два ручья – пять ручьев.
Одно дерево – два дерева – пять деревьев.
Одна сосулька – две сосульки – пять сосулек. И т. д.
Артикуляционные упражнения
1. Упражнение на дыхание «Капель стучит по крыше»
И. п. : о. с. 1-плавный вдох, удары указательным пальцем правой руки по левой ладошке; 2- на выдохе произносить: «Тдд-тдд! Тдд-тдд! Повторить 3-4 раза.
2. Артикуляционная гимнастика:
Упражнение для челюсти: «После зимней спячки». Медведь проснулся после зимней спячки. Открывать рот с глухим вдохом. (Имитация зевания.) На реке трескается лед, плывут льдины. Двигать нижней челюстью вправо-влево.
Упражнения для губ: «Кораблики плывут по волнам». Попеременно приподнимать уголки губ вправо вверх, а затем влево вверх.
«Исхудавшие за зиму зверята». Втянуть щеки, затем вернуться и и. п.
Упражнения для языка: «Сосулька тает». Открыть рот, вытянуть «острый» язык, ли тем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка. «Лужи». Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.
«Лопаются почки на деревьях». Подвести «широкий» язык под верхнюю губу и пощелкать.
«Капель стучит по крыше». Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд».
«Весенняя трель»--во время произнесения звука Д-Д-Д-Д, чистым пальчиком под язычком производить колебательные движения влево-вправо.
Индивидуальная работа: