Кирьянова Татьяна
Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя «Комнатные растения» (старшая группа для детей с ОНР (3)
▼ Скачать + Заказать документы
Апрель - четвертая неделя. Комнатные растения. Цветы. Звуки Ч-Ть. Звуки Щ-Сь.
Новая лексика.
Существительные цветок, растение, куст, стебель, ствол, ветки, листья, цветы, корни, горшок, удобрение, пересадка, поливка, рыхление; бальзамин, бегония, герань, глоксиния, кактус, традесканция, фиалка, фикус, хлорофитум…
Публикация «Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя „Комнатные растения“ (старшая группа для детей с ОНР (3)» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
Глаголы: удобрять, пересадить, поливать, рыхлить, протирать, опрыскивать, подкармливать, ухаживать, заботиться; растет, цветет, распускаются, вянет, засыхает… Прилагательные: зеленый, гладкий, блестящий, колючий, цветущий, душистая, красивая, нежные, капризные, сочный, хрупкий, влажный
Вид деятельности Содержание работы
Развитие моторных функций Физкультминутка.
Наши нежные цветки
Распускают лепестки. (Плавное раскрывание рук.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Помахивание руками над головой.)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, (Плавное опускание рук.)
Тихо засыпают,
Головой качают.
Пальчиковая гимнастика
На окне цветок колючий
(Показать прямоугольник перед собой)
Смотрит за околицу
(Сделать «бинокль»из ладошек)
Вы его не троньте лучше
(Погрозить пальчиком)
Очень больно колется.
(Уколоть пальчиком ладошку и сморщится)
Не подушка для иголок,
(сложенные ладошки под щёчку)
И не ёжик, и не ёлка,
(сложить ладошки. растопырить пальцы, «нарисовать» ёлку перед собой)
Но не даст себя в обиду,
(Отрицательный жест головой и указательным пальчиком)
Потому что весь в иголках.
(Уколоть пальчиком ладошку)
Артикуляционная гимнастика для сонорных.
Развитие / формирование фонематических функций
«Повтори слова парами» – развитие фонематического восприятия, повторение и различение слов с близким звуковым составом.
Слова: дом – сом; дверь – зверь; окошко – кошка; крыша – крыса; печка – речка; стена – спина; пол – стол; потолок – утолок; диван – великан; труба – трава.
Игра-соревнование «ПОДБЕРИ СЛОВА».
Подбор названий ком-натных растений на заданный звук.
Воспитатель предлагает детям подбирать названия комнатных растений на заданные звуки:
[А] [К] |Р| [Ф)
азалия кактус розан фикус
амариллис колеус фиалка
аспарагус камнеломка
алоэ
За каждое слово ребенок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше всех фишек.
«Угадай слово»
А сейчас мы с Домовёнком хотим посмотреть, сумеете ли вы найти растение по первому и последнему звуку.
Вопросы задаёт логопед.
Угадайте, какое комнатное растение мы задумали, если в нём первый звук [к], последний [с]? (Кактус.) А слово, в котором первый звук [б'], последний - [я]? (Бегония.) А в этом слове первый звук [к], последний - [а]? (Камнеломка.)
А сейчас я даю вам «рассыпанные» звуки [л, и, ф, а, к, а. ] Какое слово можно из них составить? (Фиалка). Обозначьте это слово кружочками.
Дети обозначают слово символами.
Сколько согласных звуков в этом слове? Сколько гласных?
Раздели слова на слоги.
Я назову первый слог, а вы дополните слова: ге….(рань, тра…. (десканция). …. Как (тус) Сколько слогов в этих словах?
Хлопни – топни» (На звук Ч, хлопают, на звук Ть топают)
Ч,ть,ч,ть,ч,ч,ть,ть
Ча,тя,чё,тё,чу,тю.
Тюк, чулок, тик, чик.
Отбери картинки со звуком Ть-Ч; Щ-Сь
4 лишний.
Теленок чулок, челка, чеснок
Синий, село,сено, щека.
Хлопни – топни» (На звук Щ, хлопают, на звук Сь топают)
Щ,сь,сь,Сь,щ
Сю, щу,ща,ся,сё,щё
Сено щенок, щука, село.
Развитие лексического строя речи
Подбери признаки (не менее трех признаков): герань (какая) – …
Подбери действия (не менее трех действий): герань (что делает) – …
Отгадай
1-«Зелёный паучок» - растение с длинными свешивающимися усами, на которых вырастают растеньица-детки. (Хлорофитум)
2-Растение, которое имеет прозвище «Ванька мокрый». (Бальзамин)
3-Растения со свисающими ветками. (Традесканция)
4-Растение, которое похоже на зелёного ёжика. (Кактус)
5-Растение с толстыми мясистыми листьями, обладающее лекарственными свойствами, применяется для полоскания горла. (Каланхоэ)
6-Очень распространённое комнатное растение с цветами розового, белого, красного цвета, которые собраны в зонтик. (Герань)Отгадай загадки. Придумай со словами – отгадками предложения.
• Был тугим он кулачком, а разжался – стал цветком (бутон)
• Лист – горбочком, с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечит нас в любой день и час
(Столетник или алоэ)
• Куст оконный и балконный,
Лист пушистый и душистый.
А цветы в в окне – словно шапка в огне!
(Герань)
Развитие грамматического строя речи
Назови ласково:
цветок – цветочек бутон — … горшок — … ветка - …лист — … куст — …
Один – много: ветка – ветки бутон — … горшок
Есть – нет (цветок – нет цветка бутон — … корень — …
Посчитай:
один цветок, два цветка, три, четыре, пять …; одна ветка, две ветки, три, четыре, пять…
«Кто что делает? Кто что делал? Кто что будет делать?»
Катя цветы поливает. Паша цветы поливает. Катя и Паша цветы поливают.
Катя цветы поливала. Паша цветы поливал. Катя и Паша цветы поливали.
Катя будет поливать цветы. Паша будет поливать цветы. Катя и Паша будут поливать цветы.
Скажи по образцу:
• Я поливаю – ты …поливаешь – он … поливает
• Я сажаю – ты …. он - ….
• Я опрыскиваю – ты - …. он - ….
• Я пересаживаю – ты - …. он - ….
«Боожья коровка»
Не Вы будите рассказывать, что делает божья коровка. Ответы детей.
1-й- Божья коровка сидит на горшке с геранью.
2-й-Божья коровка летает над геранью.
3-й-Божья коровка спряталась под листок герани.
4-й-Божья коровка летает вокруг герани.
5-й-Божья коровка сидит около герани.
6-й-Божья коровка спряталась за горшок с геранью.
Игра «Великан и Гномик»
У Великана цветок, а у Гномика … (цветочек)
У Великана корень, а у Гномика …
У Великана лист, а у Гномика …
У Великана бутон, а у Гномика …
У Великана фиалка, а у Гномика …
Развитие связной речи Составление рассказов о комнатных растениях по плану, данному воспитателем.
Растения: кактус, бегония, толстянка.
План
Как называется растение?
Какое оно по размеру?
Какие у него стебли, листья, цветы?
Как оно размножается?
Как нужно за ним ухаживать?
Упражнение «ЧТО ЛИШНЕЕ?».
Развитие связной речи, слухового внимания, мышления.
Воспитатель предлагает вниманию детей цепочки слов. Дети внимательно слушают, определяют, какое слово лишнее, составляют сложноподчиненное предложение.
Цепочки слов: кактус, ромашка, аспарагус, камнеломка.
Одуванчик, фикус, амариллис, розан.
Толстянка, фиалка, колокольчик, хлорофитум. И т. П
Выучи стихотворения:
Вот растет бегония - Пышная красавица.
Красотой своей она Во всем мире славится. Меня фиалкою зовут.
Так называй меня и ты. Пусть на окне твоем растут Мои веселые цветы.
«Закончи предложение».
Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую его часть, и начинаете свой ответ со слов для того чтобы.
-Комнатные растения необходимо поливать…
1-…. для того, чтобы они не завяли.
-Листья на комнатных растениях нужно протирать…
2-…. для того, чтобы они могли дышать.
-Комнатным растениям нужен солнечный свет…
3-… для того, чтобы они могли хорошо расти.
-Комнатные растения нужны человеку…
4-… для того чтобы украшать его дом.
-А для чего ещё комнатные растения нужны человеку…
5-… для того чтобы очищать воздух.
-Комнатные растения нужно удобрять…
6-… для того чтобы растения росли красивыми и здоровыми.
АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК
Оля и Юля — близнецы. Они родились в один день. Наконец им исполнилось шесть лет. Они получили много подарков. Мама подарила им Барби, папа — дом для нее, дядя — мяч, дедушка — «Волшебные сказки». А бабушка принесла каждой по маленькому горшочку с землей и сказала:
— Поставьте горшочки на окно, поливайте раз в неделю, и произойдет чудо.
Оля сделала все так, как сказала бабушка. А Юля про свой горшочек забыла.
Через неделю в Олином горшочке появился зеленый росток, а через две недели на высоком стебле распустился прекрасный цветок.
— Аленький цветочек! — закричала Оля. Бабушка улыбнулась и сказала:
— Он отблагодарил тебя за заботу.
— А где же мой цветочек? — спросила Юля.
— А твой цветочек погиб, потому что ты не ухаживала за ним, — вздохнула бабушка.
Предложите ребенку ответить на вопросы к рассказу:
— О ком рассказ?
— Что подарила девочкам бабушка?
— Что произошло с Юдиным цветочком? Почему?
— Что сказала Юле бабушка?
— Какой была Юля?
Когда ребенок ответит на вопросы, предложите ему прослушать рассказ еще раз и подготовиться к пересказу.