Людмила Шевелева
Работа воспитателя по эмоционально-волевой регуляции поведения воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Работа воспитателя по эмоционально-волевой регуляции поведения воспитанников
Педагог – психолог МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» Шевелёва Л. Т.
Работа воспитателя по эмоционально – волевой регуляции поведения воспитанников.
Проблема обучения и воспитания – одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми. Многое зависит от того, как педагоги понимают внутренний мир ребёнка.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа воспитателя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Чтобы устранить нежелательные проявления агрессии, воспитателям необходимо учить детей приемлемым способам выражения гнева.
Хочу познакомить педагогов со специальными способами выражения (выплёскивания) гнева:
• Громко спеть любимую песню.
• Попрыгать на скакалке.
• Пометать дротики в мишень.
• Пускать мыльные пузыри.
• Поругаться овощами (а не плохими словами).
• «Взять» себя в руки (поза выдержанного человека).
• Поиграть в подушечные бои.
• Используя стаканчик для криков, высказать отрицательные эмоции.
• Пробежать несколько кругов по группе.
• Устроить соревнования «Кто громче крикнет», «Кто выше подпрыгнет».
• Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
• Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать её и др.
Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Необходимо попытаться отвлечь ребёнка во время вспышки гнева, предложив ему заняться чем – то интересным. Возможно, ваш неожиданный шаг отвлечёт ребёнка, центр его внимания сместится с объекта агрессии на новый предмет. Главное – понять причины агрессивного поведения и, по возможности, устранить их. В большинстве случаев наблюдается снятие агрессивного поведения у детей.
Для успешной организации работы по коррекции поведения воспитанников педагогу необходимо помнить об уровнях регуляции поведения.
Первый уровень – подсознательный.
Ребёнок выбирает комфортное положение в окружающей среде. Это пассивная реакция.
Второй уровень – формирование индивидуальных вкусов и стереотипов.
Ребёнок осознаёт, что ему нравится и чем предпочтительнее он хотел бы заняться, чем и во что поиграть. Начинает появляться такой вид активности как избирательность.
Третий уровень – уровень экспансии.
На данном уровне эмоции определяют степень активности ребёнка по отношению к окружающему. Важная ступень в волевом развитии ребёнка - осознанное соотношение между «хочу» и «могу».
Четвёртый уровень регуляции поведения – самый сложный.
Воля и сознание ребёнка здесь подчинены нравственной оценке («хочу и могу, но нельзя»).
Диагностику сформированности всех четырёх уровней можно проводить в виде наблюдений за ребёнком в процессе его свободной деятельности или в виде экспресс – диагностики. Дополнительные сведения могут быть получены в ходе опроса родителей.
Сопоставив полученные сведения с данными диагностической таблицы «Уровни эмоционально – волевой регуляции поведения ребёнка», можно определить наличие того или иного эмоционального нарушения.
Например, ребёнок хуже себя ведёт в большом помещении, не может сосредоточиться, начинает суетиться (гиперфункция первого уровня).
Другой ребёнок всегда привык сидеть на своём стульчике, а теперь ему дали другой, и он отказывается садиться (гипофункция второго уровня).
Несоответствие желаний и возможностей, неумение преодолевать препятствия порождают неуверенность и тревожность, а в некоторых случаях агрессивность.
Сюжетно – ролевая игра незаменима в работе по эмоционально – волевой регуляции поведения дошкольников. Агрессивные дети в процессе игр могут примерить на себя разные роли и начнут выбирать наиболее привлекательные для них. Тревожным детям игровая форма поможет преодолеть трудности контакта.
Уважаемые воспитатели! Чаще играйте с детьми, чтобы у них не возникало желание подраться. Не ругайте своих воспитанников постоянно, а иногда и без всякой причины. И самое главное: любите и принимайте детей такими, какие они есть, и вы увидите, что они хорошие!