Людмила Шевелева
Работа воспитателя по эмоционально-волевой регуляции поведения воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Работа воспитателя по эмоционально-волевой регуляции поведения воспитанников
Педагог – психолог МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» Шевелёва Л. Т.
Работа воспитателя по эмоционально – волевой регуляции поведения воспитанников.
Проблема обучения и воспитания – одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми. Многое зависит от того, как педагоги понимают внутренний мир ребёнка.
Чтобы устранить нежелательные проявления агрессии, воспитателям необходимо учить детей приемлемым способам выражения гнева.
Публикация «Работа воспитателя по эмоционально-волевой регуляции поведения воспитанников» размещена в разделах
Хочу познакомить педагогов со специальными способами выражения (выплёскивания) гнева:
• Громко спеть любимую песню.
• Попрыгать на скакалке.
• Пометать дротики в мишень.
• Пускать мыльные пузыри.
• Поругаться овощами (а не плохими словами).
• «Взять» себя в руки (поза выдержанного человека).
• Поиграть в подушечные бои.
• Используя стаканчик для криков, высказать отрицательные эмоции.
• Пробежать несколько кругов по группе.
• Устроить соревнования «Кто громче крикнет», «Кто выше подпрыгнет».
• Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
• Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать её и др.
Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Необходимо попытаться отвлечь ребёнка во время вспышки гнева, предложив ему заняться чем – то интересным. Возможно, ваш неожиданный шаг отвлечёт ребёнка, центр его внимания сместится с объекта агрессии на новый предмет. Главное – понять причины агрессивного поведения и, по возможности, устранить их. В большинстве случаев наблюдается снятие агрессивного поведения у детей.
Для успешной организации работы по коррекции поведения воспитанников педагогу необходимо помнить об уровнях регуляции поведения.
Первый уровень – подсознательный.
Ребёнок выбирает комфортное положение в окружающей среде. Это пассивная реакция.
Второй уровень – формирование индивидуальных вкусов и стереотипов.
Ребёнок осознаёт, что ему нравится и чем предпочтительнее он хотел бы заняться, чем и во что поиграть. Начинает появляться такой вид активности как избирательность.
Третий уровень – уровень экспансии.
На данном уровне эмоции определяют степень активности ребёнка по отношению к окружающему. Важная ступень в волевом развитии ребёнка - осознанное соотношение между «хочу» и «могу».
Четвёртый уровень регуляции поведения – самый сложный.
Воля и сознание ребёнка здесь подчинены нравственной оценке («хочу и могу, но нельзя»).
Диагностику сформированности всех четырёх уровней можно проводить в виде наблюдений за ребёнком в процессе его свободной деятельности или в виде экспресс – диагностики. Дополнительные сведения могут быть получены в ходе опроса родителей.
Сопоставив полученные сведения с данными диагностической таблицы «Уровни эмоционально – волевой регуляции поведения ребёнка», можно определить наличие того или иного эмоционального нарушения.
Например, ребёнок хуже себя ведёт в большом помещении, не может сосредоточиться, начинает суетиться (гиперфункция первого уровня).
Другой ребёнок всегда привык сидеть на своём стульчике, а теперь ему дали другой, и он отказывается садиться (гипофункция второго уровня).
Несоответствие желаний и возможностей, неумение преодолевать препятствия порождают неуверенность и тревожность, а в некоторых случаях агрессивность.
Сюжетно – ролевая игра незаменима в работе по эмоционально – волевой регуляции поведения дошкольников. Агрессивные дети в процессе игр могут примерить на себя разные роли и начнут выбирать наиболее привлекательные для них. Тревожным детям игровая форма поможет преодолеть трудности контакта.
Уважаемые воспитатели! Чаще играйте с детьми, чтобы у них не возникало желание подраться. Не ругайте своих воспитанников постоянно, а иногда и без всякой причины. И самое главное: любите и принимайте детей такими, какие они есть, и вы увидите, что они хорошие!