ирина швандырева
Теоретические аспекты работы с детьми-инвалидами по реализации Ипра в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях работы инклюзивного образования ребенок инвалид, ребенок имеющий статус ребенка с ОВЗ может оказаться в любой группе детского сада, поэтому давайте, кратко ознакомимся, с понятием инвалидность и инвалид. Определения вы видите на слайде.
Слайд 2.
В Российской Федерации установление статуса «инвалид» осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы и представляет собой медицинскую и одновременно юридическую процедуру.
Слайд 3
Принято условно разделять ограничения функций по следующим категориям[5] :
- нарушения статодинамической функции (двигательной функции,
Публикация «Теоретические аспекты работы с детьми-инвалидами по реализации Ипра в детском саду» размещена в разделах
- нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения.
- нарушение обмена веществ и энергии, внутренней секреции,
- сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания,
- психические (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).
4 слайд
Фраза «дети с ОВЗ» означает некоторые отклонения в формировании ребенка и необходимости создания специальных условий для жизни.
5 слайд
На слайде Вы видите классификацию детей с ОВЗ.
6 слайд
Для обеспечения всесторонней помощи детям инвалидам
Федеральное государственное учреждение «Медико социальной экспертизы» разрабатывает и выдает ИПРА. В ИПРЕ указываются отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей человека с инвалидностью к выполнению определенных видов деятельности.
7, 8,9 слайд
Как и любая другая деятельность, работа с ИПРА регулируется и строится на основе законодательных актов. На слайдах вы видите нормативные документы Федеральный закон, приказы Минтруда.
12 августа 2017 года вступил в силу Приказ Минтруда России от 13.06.2017 № 486н, утвердивший новый Порядок разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида и ребенка-инвалида (далее ИПРА, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы и их новые формы.
Так же в каждом образовательном учреждении руководитель издает приказ о назначении уполномоченного по правам детей инвалидов. В обязанность, которого входит отслеживание детей имеющих ИПРА, получение информации из Департамента, индивидуально на каждого ребенка.
10 слайд
ИПРА может быть выдана, как ребенку инвалиду, так и ребенку с ОВЗ, не имеющего инвалидность.
В каждой программе указано, в чем конкретно нуждается ребенок в реабилитации или в абилитации.
11 слайд
Когда рождается ребенок с функциональным ограничением, это означает то, что он будет не в состоянии развить все функции, необходимые для нормальной жизни, или, возможно, функциональность этого ребенка не будет развита так же, как функциональность его сверстников. Ребенок, невзирая ни на что, остается ребенком: с потребностью в любви, внимании и воспитании, и к нему необходимо относиться, в первую очередь, как к ребенку.
То есть абилитация — это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление функций утраченных в результате травмы или заболевания.
Слайд 12
Карту ИПРА можно разделить на несколько частей. Начинается она с подробных индивидуальных сведений об инвалиде.
Так же даётся оценка реабилитационного потенциала и реабилитационный прогноз, приводятся показания к проведению реабилитационных мероприятий. На основании объективных данных делается экспертное заключение и формируется реабилитационная программа. При реализации ИПРА ребенка-инвалида обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных или абилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью проведенных мероприятий. Карта ИПРА включает несколько разделов. В каждом прописываются необходимые мероприятия, услуги, необходимые человеку с инвалидностью для реабилитации, а также технические средства реабилитации. Напротив каждой отметки о нуждаемости/ненуждаемости место для внесения сведений об исполнителях, и о сроках выполнения программ.
При разработке мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка-инвалида необходимо обратить внимание на ограничения способности к обучению по степени выраженности (указанные в выписке из ИПРА ребенка-инвалида).
12 слайд
I степень – способность к обучению, овладению знаниями, умениями и навыками в полном объеме (в том числе – получению любого образования в соответствии с общими государственными образовательными стандартами, но в ненормативные сроки, при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств.
13слайд
II степень – способность к обучению и овладению знаниями, умениями и навыками лишь по специальным образовательным программам и (или) технологии обучения в специализированных воспитательных и образовательных коррекционных учреждениях с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц (кроме обучающего персонала). То есть эти дети нуждаются в тьютере.
14 слайд
III степень – неспособность к обучению и невозможность усвоения знаний, умений и навыков. Для данной категории детей-инвалидов необходимо рассмотреть возможность обучение по АООП вариант D (для детей с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, а также детей с тяжелыми и множественными нарушениями) и для которых планируется разработка специальной индивидуальной образовательной программы (СИОП)
Основываясь на индивидуальную программу, мы строим свою работу с каждым конкретным ребенком.
На ПМПК, с учетом рекомендаций, индивидуальных особенностей и возможностей ребенка устанавливается режим пребывания ребенка в ДОУ. (группа кратковременного пребывания, общего пребывания.
Разрабатываются специальные педагогические условия для получения образования, выбор программы, по какой будет проходить обучение ребенка адаптированная либо общеобразовательная.
Определяется круг специалистов, которые будут работать с ребенком, количество занятий в неделю, форма занятий инд., подгрупповая, совместно с родителями. Планируется коррекционное обучение. Педагогическая коррекция которую осуществляют педагоги ДОУ.
Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса - педагоги разрабатывают МИР, тетради взаимосвязи с родителями, педагогами, инд. дневники.
Планируется консультирование родителей (законных представителей) по вопросам психологической реабилитации
16 слайд
Уполномоченный по правам детей инвалидов ежеквартально сдает отчет по каждому ребенку индивидуально, по реализации ИПРА в Департамент образования. В данном отчете указывается проведенная работа всех специалистов ДОУ, как с ребенком, так и с родителями. С обязательным, указание периодичности занятий, темы консультаций, мероприятий с точной датой проведения и указание ответственных за проведения.
Он отслеживает сроки реализации ИПРА.
И детей, у которых заканчиваются сроки реализации, направляет на внутренний консилиум ДОУ, для принятия решения по ребенку (ИПРА реализована в полном объеме, частично, не реализована - указываются причины. По результатам консилиума пишется протокол, и не позднее, чем за 50 календарных дней, до окончания ИПРА, протокол сдается в Департамент.
Так же при составлении отчета указываются причины длительного отсутствия ребенка в дошкольном учреждении, если ребенок выбыл, указывается, куда и по какой причине. Для всех выпускников необходимо указывать номер школы, где будет продолжено обучение.
Все документы проверяются и подписываются руководителем ДОУ.
Документы, которые детский сад подает в департамент образования, в дальнейшем предоставляются в соцзащиту.