Ветчинкина Галина
Арт-терапевтическая студия как инновационное направление работы с детьми-инвалидами
▼ Скачать + Заказать документы
Для успешной интеграции семей с детьми—инвалидами в социальное общество, организации комплексной помощи семье и ребенку-инвалиду, с целью его оптимального развития создана арт-терапевтичекая студия. Это является инновационным направлением работы отделения дневного пребывания. Арт-терапия не требует специальных навыков участников (умение рисовать, владение музыкальными инструментами и т. д.) и акцентирует внимание не только на результате творческой деятельности, но и на самом процессе.
Публикация «Арт-терапевтическая студия как инновационное направление работы с детьми-инвалидами» размещена в разделах
Применение в студии интерактивных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) позволит специалистам на коррекционных занятиях моделировать для детей с ОВЗ различные ситуации и среды. «Лайт Бим» - интерактивная, светомузыкальная, развивающая система, позволяющая ребенку самостоятельно управлять звуком и видео, посредством взаимодействия с лучами света. Наличие в системе широкого набора тематических звуков, мелодий, ритмов, музыкальных произведений, картинок, не только способствует развитию у ребенка мелкой и крупной моторики, зрительного и слухового восприятия, выработке причинно-следственных связей, но и помогает родителям в процессе игры сблизиться с ребенком.
Для оптимизации у детей речевого развития, сенсорных, познавательных, графомоторных навыков и пространственной ориентировки на занятиях с детьми широко используется интерактивная доска, которая является удобным инструментом в организации коррекционного обучения. Особенность интерактивной доски – тактильное управление, которое помогает легко управлять ребенку-инвалиду и родителям. С помощью интерактивной доски повышается скорость передачи информации детям, улучшается уровень её понимания, что способствует у них развитию всех форм мышления.
Включение мультисенсорного оборудования усиливает эффективность усвоения детьми дидактического материала, развивает мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями и способствует повышению интереса у родителей к совместным занятиям.
Одним из наиболее эффективных средств социокультурной реабилитации в работе с детьми с ОВЗ является применение различных арт-техник. Выделяют различные виды в зависимости от средства воздействия:
Музыкотерапия – коррекция средствами музыки. Музыка увлекает и оказывает успокаивающее воздействие, помогает регулировать психоэмоциональное состояние детей. На занятиях или дома можно использовать классическую, детскую или народную музыку.
Игротерапия - коррекция в процессе игры, способ моделирования отношений с окружающим миром и развитие личности. Игра позволяет сбросить напряжение, побуждает активизироваться физически и познавательно в спонтанном выражении, погружает ребенка в атмосферу эмоционального комфорта. Данная техника способствует повышению взаимодействия ребенка с родителями. В таком сотрудничестве у ребенка развиваются интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества.
Пескотерапия – это игры с песком. Песок - естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Пескотерапия помогает развивать мелкую моторику, способна помочь ребенку разобраться в себе, избавиться от внутренних комплексов.
]Изотерапия - воздействие на развитие ребёнка осуществляется посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Изотерапия является основой эстетического воспитания, развивает образное мышление, способность чувствовать, эмоционально воспринимать окружающий мир.
Использование различных арт-техник повышает психолого-педагогическую культуру родителей, способствует сохранению целостности семьи и полноценному развитию ребенка в семье. Родители и дети обогащаются новыми знаниями и умениями, которые могут применяться в семейном кругу, благодаря этому семья укрепляется и сплачивается.