Папки-передвижки

Теория и технология развития речи детей

Мария Пичугина
Теория и технология развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы

Значение развития речи у детей

Развитие речи – это комплекс последовательно реализуемых методов и методик, которые направлены на овладение человеком устной и письменной речью.

Речь – это сложная форма коммуникативной деятельности человека, исторически возникшая и реализуемая посредством речевого аппарата (язык, губы, зубы, небо и т. д.).

Публикация «Теория и технология развития речи детей» размещена в разделах

Значимость развития речи детей состоит в том, что именно развитие у ребенка речи говорит об уровне его умственных способностей. Считается, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем более развит он в умственном и интеллектуальном плане. В связи с чем, основным направлением развития детей в образовательных учреждениях, а особенно ДОУ, является развитие речевых и умственных способностей.

В соответствии с ФГОС ДО, одной из главных областей развития детей дошкольного возраста является область «Развития речи», которая включена в обязательную образовательную программу каждого ДОУ.

Область «Развитие речи» предусматривает:

1. Овладение речью как основного средства общения и культуры.

2. Расширение и обогащение словарного запаса.

3. Развитие у детей грамотной связной речи.

4. Развитие речевого творчества.

5. Развитие интонационной и звуковой культуры речи, а также фонематического слуха.

6. Ознакомление с литературной культурой, формирование навыков понимания прочитанного.

7. Формирование звуковой активности, необходимой для последующего обучения грамоте.

Наиболее эффективными в развитии речи у детей являются технологии, так как они разрабатываются на основании определенных методик и включают в себя комплекс средств и приёмов.

К технологиям развития речи относятся:

1. Обучение детей составлению загадок, сравнений и метафор с целью создания образных характеристик.

2. Разнообразные творческие задания и игры, направленные на развитие выразительности речи.

3. Обучение детей составлению творческих рассказов по картинам.

Большое значение в развитии речи ребенка имеет развитие её выразительности.

Выразительность речи – это эмоциональная окраска звучания речи, которая достигается посредством использования междометий и образности слова, а также за счет тембра и силы голоса.

Процесс развития речи ребенка должен начинаться с момента его рождения. Родителям необходимо разговаривать с ребенком, несмотря на то что он не способен еще понять смысл сказанного. На данном этапе ребенок учится различать сказанное по звучанию голоса.

Краткая характеристика основных технологий развития речи

1. Технология обучения детей составлению сравнений – это технология, включающая в себя упражнения по составлению детьми сравнений.

Данная технология может быть внедрена в процесс обучения и развития детей с 3-х лет. Включенные в нее упражнения могут быть проведены не только в рамках учебных занятий, но и в свободное время.

Например: во время прогулки воспитатель используя модель сопоставлений сравнивание с ребенком два дерева, облака, цветка и т. д.

Модель сопоставления сравнений, состоит из следующих элементов:

-взрослый называет объект или объекты, которые необходимо рассмотреть и сравнить;

-обозначение основных характеристик и признаков;

-определение назначения каждого признака;

-сравнение каждого отдельного признака и их совокупности, с признаками другого объекта.

С возрастом модель сравнения усложняется. Это помогает развивать у детей не только речь, но и наблюдательность, любознательность, мотивирует на речевую и мыслительную деятельность.

2. Технология по обучению детей составлению загадок – метод не имеет конкретных рекомендаций, педагог, работая с детьми, опирается на их умения и навыки, а также на собственный профессионализм.

Прежде, чем приступить к созданию загадок, педагог наблюдает за детьми, на основании этого наблюдения он выделяет наиболее сообразительных детей, с них начинается работа. Первые загадки дети составляют путем перебора вариантов. Воспитатель выступает в роли эксперта.

Составление загадок помогает ребенку не только развить речь, но и умственные способности. Отгадывание авторских загадок намного интереснее и полезнее для развития ребенка, чем отгадывание уже знакомых загадок.

3. Технология обучения детей составлению метафор – это процесс обучения переноса свойств с одного предмета на другой, на основании имеющегося у них одного общего признака.

При составлении метафоры происходит активизация мыслительных операций. Основной задачей педагога является создание для детей таких условий, в рамках которых они смогут усвоить модель составления метафоры. Кроме того, мыслительная деятельность способствует развитию у детей умения создавать в уме художественные образы, которые они затем используют в речи.

4. Технология использования творческих заданий и игр для развития выразительной речи – направлена на формирование и развитие у детей умения выделять характерные признаки объекта, описывать их устно.

Развитие речи посредством использования игр и творческих заданий дает большие результаты. Это связано с тем, что игра является ведущей деятельность детей, в процессе игры у них активизируется мыслительная деятельность, обогащается словарный запас, развиваются умения наблюдения и выделение основного из общего, систематизируются накопленные знания.

5. Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определённую тему. Задача педагога не ограничивать детей в этом стремлении, а напротив всячески его поддерживать и создавать необходимые для этого условия.

Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений. Рассказывание по картине может быть организовано как самостоятельное занятие, а также как дополнительное после прочтения сказки, рассказа, просмотра мультфильма и т. д.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Мастер-класс «Технология развития словотворчества в детском саду» Уважаемые коллеги! Самым интересным завораживающим фактором в общении с ребенком является речь. Все мы знаем, что речь принимает участие.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольниковПедагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.

Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования»Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования» «Технология развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования" Презентация.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2.Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2. (Продолжение -2 часть) Целевой модуль. Содержание: Цель – развитие интереса к художественной литературе у старших дошкольников. Задачи:.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Этапы реализации технологии. Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно. Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теория и технология развития речи детей
Опубликовано: 19 декабря 2019 в 19:59
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теория и технология развития речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Мария Пичугина (УИ 477144) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД