Лучший педагог года

Теория и практика социально-коммуникативного развития детей второй младшей группы

Маслова Валентина
Теория и практика социально-коммуникативного развития детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № «111» «Дашенька»

Теория и практика социально-коммуникативного развития детей второй младшей группы

Разработала: воспитатель Маслова В. С.

Улан-Удэ

2018

Публикация «Теория и практика социально-коммуникативного развития детей второй младшей группы» размещена в разделах

Дошкольное детство — уникальный период жизни ребёнка, когда у него формируются взаимоотношения с окружающими. И успешность этого процесса напрямую зависит от того, насколько методически грамотно педагоги дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) направляют социально-коммуникативное развитие малыша. Особенно если речь идёт о ребятах младшего дошкольного возраста, которые ещё не имеют опыта общения в коллективе детского сада. А ведь именно такой опыт во многом определяет дальнейшее самосознание человека, его отношение к миру, людям и самому себе.

Социально-коммуникативное развитие — это процесс социализации ребёнка через приобщение его к общепринятым нормам отношений со взрослыми и сверстниками, общекультурным традициям в семье и стране, в которой малыш живёт, за счё т комбинации разных форм общения: индивидуального, группового.

Цели:

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) миссия социально-коммуникативного развития воспитанников младшего дошкольного возраста 1,5– 4 лет в детском саду заключается в:

содействии на пути усвоения нравственных, моральных норм и ценностей, которые приняты в обществе;

развитии взаимодействия и общения малыша с другими людьми вне зависимости от их возраста;

обеспечении базы для становления самостоятельности, в том числе и саморегуляции, целенаправленности поступков;

наполнении социального и чувственного интеллекта (развитие умения сопереживать, быть отзывчивым и коммуникабельным);

формировании основ безопасного поведения в социуме, на природе, дома; воспитании уважения к семье, коллективу и родине.

Задачи:

Реализация поставленных целей осуществляется посредством решения ряда задач:

Развивать речь малышей. В 1,5–2 года это работа по формированию звуковой культуры, то есть освоение детьми звуков (а, о, э, п, м, б, развитие мелкой моторики, обогащение пассивного словарного запаса. В 2–4 года — расширение звукоряда до и, ы, у, ф, в, т, д, н, к, г, х, й, тренировка мелкой моторики, а также формирование активного словаря.

Стимулировать интерес к видам игр. Если в первой младшей группе в силу возрастных особенностей это забавы «один на один» с игрушкой (мозаики, пазлы, пирамидки, то во второй младшей, когда ребята проявляют интерес к играм в группе, парах, это ролевые, подвижные игры.

Формировать позитивные установки к трудовой активности. В первой младшей группе — помощь в той или иной деятельности (например, поливе цветов на клумбе, во второй младшей — поощрение инициативы (например, когда малыши помогают дворнику убирать снег детскими лопатами).

Работать над развитием навыков самообслуживания. В 2–3 года дети учатся одеваться-раздеваться в определённой последовательности, умываться, кушать самостоятельно с помощью взрослого при необходимости. В 3–4 года это содействие со стороны минимизируется и чаще всего носит характер замечаний относительно непорядка в одежде (расстёгнутая пуговица, незаправленнная майка и т. д.).

Воспитывать навыки культуры общения, не кричать, а взаимодействовать спокойно.

Прививать доброжелательное отношение к миру, привычку делиться с товарищем.

Показать основы оценки и самооценки хороших и плохих поступков.

Приучать быть вежливыми, уважать старших.

Направления работы

Исходя из поставленных целей и задач, социально-коммуникативное развитие ребёнка связано с деятельностной стороной формирования личности, то есть с:

игровой деятельностью;

трудовой активностью;

самообслуживанием.

В образовательно-воспитательном процессе педагог выбирает те конкретные приёмы, которые наиболее полно способствуют выполнению миссии социально-коммуникативного развития в рамках перечисленных видов деятельности.

Вторая младшая группа

В 3–4 года дети активно проявляют интерес к взаимодействию со сверстниками. Наедине с самим собой или при взаимодействии со взрослым ребёнку быстро становится скучно. В 3–4 года малышам интереснее играть друг с другом, чем самим с собой.

Сказка «Как Илюша животик кормил»

Жил-был мальчик. Звали его Илюша. И было ему столько же лет, что и вам. Съел Илюша перед обедом конфетку, а тут его мама за стол позвала. Налила ему суп, а Илюша закапризничал: — Я не голодный, я уже конфетой пообедал! — Но ты же нагулялся, набегался, тебе хорошо покушать надо, — убеждает его мама. — Не хочу! — капризничает Илюша. И вдруг слышит: кто-то плачет. Оглянулся — никого нет. Кто же это? Прислушался Илюша к себе. А это, оказывается, его животик плачет! — Что с тобой? — испугался Илюша. — Кто тебя обидел? — Вот сижу, жду обеда, а горлышко мне ничего не даёт! А я кушать хочу! Илья горлышко строго спрашивает: — Ты почему животику кушать не даёшь? Он там с голоду умирает! А горлышко отвечает: — У меня самого с утра маковой росинки не было! Я тоже голодное! Меня ротик не накормил! Стал Илюша ротик ругать: — Ты почему горлышко не кормишь? Из-за него и животик плачет! А ротик отвечает: — Ты же, Илюша, суп не ел. И я, ротик, суп не ел. И горлышку ничего не досталось. Поэтому и животик голодный. — Я же тебе конфетку дал, — возмущается Илюша. — Надо было поделиться! — Этой конфетки мне одному мало. Разве это еда! Она во рту растаяла, и нет её. До животика ничего не дошло. Что же делать? Жалко Илье свой родной животик. Схватил он ложку и стал суп в рот складывать. Ротик сразу обрадовался, жуёт и горлышко угощает. А горлышко в животик суп отправляет. Илюша всю тарелку супа съел и спрашивает: — Ну что, животик, наелся? — Нет ещё, — кричит животик. — Второе хочу! Илюша и картошку съел. — Ну, теперь наелся? — А компот? — спрашивает животик. Илюша у мамы компот попросил. — Ну, наелся? А у животика даже сил ответить нет — такой полный. Только булькать может. — Буль-буль. Спасибо тебе, Илюша, — пробулькал животик. — Вот теперь я наелся. А маме спасибо за вкусный суп! Илюша маме и говорит: — Мама, тебе мой животик спасибо сказал! — Пожалуйста, мои дорогие! — довольно улыбнулась мама.

Как мотивировать детей

От того, как будут настроены малыши на работу, зависит успех всего занятия. Поэтому очень важно выбрать подходящие мотивационные приёмы.

Демонстрация. Каждая тема должна сопровождаться картинками. К примеру, если речь идёт об изучении профессий во второй младшей группе, то все изучаемые виды деятельности человека должны сопровождаться иллюстрациями. Причём желательно по 2–3 изображения на каждую профессию, включая антураж места работы.

Пальчиковый театр — один из самых любимых детьми демонстрационных приёмов

Стихотворения, загадки. Об этих словесных приёмах говорилось выше, но стоит отметить, что такой способ мотивировать малышей подходит не только в качестве начала занятия. Им стоит воспользоваться и в конце работы, когда интерес к деятельности в силу объективных причин, а именно неумения долго концентрироваться на одной теме, теряется. Таким способом можно снова «включить» детей в работу.

Игры. Применяется в середине занятия, на этапе знакомства с новым материалом. Так, изучая сказку К. Чуковского «Мойдодыр» на развитии речи во второй младшей группе, ребята иллюстрируют действия щётки, мыла и мочалки упорядочиванием картинок-иллюстраций к тексту. Получается, что мотивационной игрой может быть любая забава, подобранная по теме и прорабатывающая тот или иной этап занятия.

Беседа, рассказ. Умело подобранное слово отлично мотивирует не только взрослых, но и детей. Так, если занятие, посвящённое теме «Здоровье», будет не просто уроком, а путешествием в страну «Неболейка», и сопровождать малышей будет не только воспитатель, но и специальные «гости», то слушать о важности чистки зубов от Госпожи Зубной Щётки, учиться правильно намыливать ручки вместе с Хрюшей и умываться с Неумейкой будет куда интереснее. Персонажи могут быть куклами или объёмными поделками.

Методика проведения занятий по социально-коммуникативному развитию

Структура занятия, направленного на социально-коммуникативное развитие ребёнка, для первой и второй младших групп будет едина.

Вводная часть, состоящая из приветствия и актуализации опорных знаний (2–3 минуты). Основной этап, то есть знакомство с новой темой, отработка полученных знаний, умений и навыков на практике (10–12 минут). Например, на занятии по ознакомлению с окружающей средой дети сначала наблюдают за действиями дворника, убирающего снег с дорожек, а затем помогают ему. Эта часть урока включает также физкультминутку и/или пальчиковую гимнастику. Прежде чем пробовать себя в каком-то виде деятельности, дети должны увидеть, как это делают взрослые. Закрепление материала (4–5 минут). На этом этапе обычно малыши либо беседуют с педагогом относительно того, что они узнали, чему научились, то есть беседа совмещается с рефлексией следующей части занятия (обычно так происходит при нехватке времени, либо включаются в созидательную деятельность (к примеру, выполняют аппликацию «Небесные овечки» из ваты при изучении темы «Облака», либо играют. Заключительный этап (1–2 минуты). Педагог благодарит ребят за работу, хвалит каждого, раздаё т поощрительные знаки: наклейки, вырезанные фигурки и пр. (если такой способ оценивания работы на занятии принят в системе мониторинга ДОУ). Со второго полугодия учебного года воспитанники второй младшей группы учатся самоанализу на уровне «Понравилось мне занятие/не понравилось».

Публикации по теме:

Трудовая деятельность, как эффективное средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные.

Игровая технология в процессе социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста Игровая технология в процессе социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного.

Мастер-класс «Игра как средство социально-коммуникативного развития» Мастер-класс «Игра, как средство социально-коммуникативного развития» Добрый день, уважаемые коллеги! «Игра- это огромное светлое окно.

Мини-проект «Игры для социально-коммуникативного развития» Мини – проект «Игры для социально-коммуникативного развития» Воспитатели 2 младшей группы №1: Гаврюшкина Л. Н. Говорченко А. А Основной целью.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — одна из сторон социально-коммуникативного развития в ДОУНравственно-патриотическое воспитание дошкольников — одна из сторон социально-коммуникативного развития в ДОУ Приоритетными направлениями работы нашего детского сада являются: познавательное, речевое, социально – коммуникативное, художественно –.

Подготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». ФотоотчётПодготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». Фотоотчёт .

Предметно-пространственная среда для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возрастаПредметно-пространственная среда для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста В своей группе я создала предметно-пространственную среду для социально-коммуникативного развития детей по временам года для среднего возраста.

Предметно-простраственная среда для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возрастаПредметно-простраственная среда для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста В нашем детском саду "Гармония" с января по февраль месяц был объявлен конкур по созданию предметно - пространственной среды для создания.

Консультация по экологии с использованием социально-коммуникативного воспитания и художественно-эстетического развития Статья по экологии с использованием социально – коммуникативного воспитания и художественно – эстетического развития. Воспитатель : Скрыпникова.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Часть III Если ребенок хорошо усвоил элементарные правила поведения в общественных местах (в музеях, в транспорте, на улицах города, с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теория и практика социально-коммуникативного развития детей второй младшей группы
Опубликовано: 11 сентября 2018 в 06:01
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теория и практика социально-коммуникативного развития детей второй младшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Маслова Валентина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД