Папки-передвижки

Теория и методика развития речи детей

Лашина Маргарита
Теория и методика развития речи детей

Теория и методика развития речи у детей

Загадки со звуком «М».

1. Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина).

*** 2. Кто открыл мне этот мир,

Не жалея своих сил?

И всегда оберегала?

Лучшая на свете … (Мама).

***

3. Мужичок белее снега

Долго по асфальту бегал.

Стал сначала ростом мал,

А потом совсем пропал. (Мел).

*** 4. Я яркий, мягкий, сладкий,

Даже слаще шоколадки.

В пудре сахарной лежу,

Своим вкусом дорожу. (Мармелад).

***

5. Маленький рост,

Длинный хвост

Серая шубка

Острые зубки.

(Мышь).

*** 6. Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь).

***

7. Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы, и заросли роз?

(Мороз).

*** 8. Жидко, а не вода,

Бело, а не снег.

(Молоко).

***

9. Он упрямый и пузатый,

Больно бьют его ребята.

Отчего беднягу бьют?

Оттого, что он надут.

(Мяч). 10. У бабушки над избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают,

А достать не могут.

(Месяц).

Скороговорки со звуком «М».

1. Мама Милу мыла с мылом.

Мила мыло не любила.

*** 2. Вы малину мыли ли?

Мыли, но не мылили.

***

3. Собрала Маргарита маргаритки на горе, потеряла Маргарита маргаритки во дворе.

*** 4. Ты, молодец, скажи молодцу, пусть молодец молодцу скажет, пусть молодец теленка привяжет.

***

5. Мыла Мила мишку мылом,

Мила мыло уронила.

Уронила Мила мыло,

Мишку мылом не домыла.

*** 6. Не жалела мама мыла

Мама Милу мылом мыла

Мила мыла не любила

Мыло Мила уронила.

***

7. Марина грибы мариновала, Марина малину перебирала.

*** 8. Марину и Милу малина манила. Марине и Миле малина мила.

***

9. Мышки мишке вымоют миску.

Вымыли мышки миску для Мишки.

*** 10. Маленький мальчик менял марки на мячик.

***

11. Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали, мышки зубики сломали.

*** 12. Морж в мороз совсем не мерзнет

Морж зимою не замерзнет.

Может морж морскую рыбу

Мигом выловить на глыбу.

***

13. Мухи для мошек купили матрешек.

*** 14. Мельник мельницу нашел, всё на мельнице смолол.

***

15. Сом смотрел, как мост мостили,

Мост от дома в полумили.

Мост смущал сома немного,

Может шумной стать дорога. 16. Мышь залезла в миску к киске,

Молоко слизать замыслив.

Кот мурлычет далеко,

Мышь лакает молоко.

Чистоговорки со звуком «М».

1. Ма-ма-ма, ма-ма-ма — кота зовут Кузьма.

2. Ма-му-му, ма-му-му — бананы я возьму.

3. Ем-ем-ем, ем-ем-ем — я всю манку съем.

4. Мы-ма-ма, мы-ма-ма – купаюсь я сама,

Му-мо-мо, му-мо-мо - едим мы эскимо,

Ма-мо-мо, ма-мо-мо – не хотим мы эскимо.

Ма-му-му, ма-му-му - эскимо кому?

Ом-ом-ом, ом-ом-ом -мы увидим новый дом.

Ама-ама-ама - купает меня мама,

Ома-ома-ома - ходит мама дома,

Ми-ме-ме, ми-ме-ме-подходит мама ко мне.

5. Ем-ем-ем — я конфету съем.

6. Ём-ём-ём — мы гулять идём!

7. Ам-ам-ам — мы гуляли там!

8. Ме-ме-ме — скоро быть зиме.

9. Ам-ам-ам — мёду тебе дам.

10. Мой-мой-мой — снег идёт зимой.

11. Ма-ма-ма — снежная зима.

12. Ым-ым-ым — Из трубы шел дым!

13. Ум-ум-ум — почему здесь шум?

14. Ом-ом-ом — шуму на весь дом.

15. Мо-мо-мо — купим эскимо.

Дидактические игры на развитие речи

Картотека дидактических игр для развития связной речи в подготовительной группе

«Найди картинке место»

Цель: учить соблюдать последовательность хода действия. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Материал: наборы серийных картинок для выкладывания.

Ход игры

Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

«Хорошо - плохо»

Цель: познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость.

Материал: мяч.

Ход игры

Мир не плох и не хорош – объясню, и ты поймешь.

Взрослый задают тему обсуждения. Ребёнок, передавая мяч по кругу, рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

Взрослый: дождь.

Ребёнок: дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.

Взрослый: город.

Ребёнок: хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Вариант «Нравится не нравится» (о временах года).

Взрослый: зима.

Ребёнок: мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.

«Где начало рассказа?»

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Материал: серия сюжетных картинок.

Ход игры

Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

«Какая картинка не нужна?»

Цель: учить находить лишние для данного рассказа детали.

Ход игры

Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

«Составь два рассказа»

Цель: учить различать сюжеты разных рассказов.

Ход игры

Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.

«Что изменилось?»

Цель: развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.

Ход игры

На столе расположены предметы в определенной последовательности.

В: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?

Усложнение:

– Описать предмет, которого не стало

– Рассказать о месте, где он стоял

– На какой звук начиналось название этого предмет

– В названии каких еще предметов есть этот звук?

«Почемучкины вопросы»

Цель: развивать у детей связную речь, мышление.

Ход игры

1. Почему птицы улетают на юг?

2. Почему наступает зима?

3. Почему ночью темно?

4. Почему зимой нельзя купаться в реке?

5. Почему летом жарко?

6. Почему медведь зимой спит?

7. Почему заяц зимой белый?

8. Почему дома нельзя играть с мячом?

9. Почему из трубы идет дым?

10. Почему в доме делают окна?

11. Почему листья на деревьях появляются весной?

«Потому что…»

Цель: развивать у детей связную речь, мышление.

Ход игры

Рассуждения и ответы на вопросы:

«Я мою руки потому, что…»

– Почему ты идёшь спать? и т. д. Объясни.

Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос»

Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.

– Объясни, почему кошка недовольна?

«Распространи предложение»

Цель: развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Ход игры

Детям предлагается продолжить и закончить начатое логопедом предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, воспитатель начинает предложение так: «Дети идут. (Куда? Зачем)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы.» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.

«Если бы.»

Цель: развивать у детей связную речь, воображение, высших форм мышления – синтез, прогнозирование, экспериментирование.

Ход игры

Педагог предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то.»

«Если бы я стал невидимым.»

«Если весна не наступит никогда.»

«Составь рассказ»

Цель: учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;

Ход игры

Дети учатся составлять рассказы о профессиях.

Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы.

Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т. д.

«Пойми меня»

Цель: развивать у детей умение составлять короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Материал: коробка с сюжетными картинками.

Ход игры

Педагог показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты.

– Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени).

Дальше педагог объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, педагог спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда педагог говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом педагог рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось педагог.

После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

Дидактические игры на развитие речи.

Звуковая культура речи.

Название игры: «Медвежата мед едят».

Возраст: младший.

Дидактическая задача: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Игровая задача: изобразить, как медвежата едят мед.

Правила: повторять действия за воспитателем, внимательно слушать.

Ход игры: Ребята, сейчас мы с вами будем медвежатами, а медвежата очень любят кушать мед. Давайте мы с вами поднесем ладонь поближе ко рту и будет как-будто «слизывать» мед, нужно вытащить язык, не дотрагиваясь до ладони имитировать как будто мы едим мед. (Игра повторяется 3-4 р). Когда я скажу: «Медвежата наелись», мы оближем языком верхнюю и нижнюю губу, погладим животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).

«Кто в домике живет?»

Возраст: младшая группа.

Дидактическая задача: продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные и некоторые согласные звуки.

Игровая задача: отгадать, кто живет в домиках.

Материал: карточки с изображение животных, кубики.

Ход игры: (воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко. Пошли звери домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей).

Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал? Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках, и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

Публикации по теме:

«Час правильных слов» — методика развития речи. Опыт работы«Час правильных слов» — методика развития речи. Опыт работы Всем известно, что в дошкольном возрасте у детей идет активное речевое развитие. Ребенок познает мир, общается со сверстниками и взрослыми,.

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Теория и методика развития математических представлений у дошкольников «Теория и методика развития математических представлений у дошкольников». Становление и развитие методики формирования математических представлений.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Теория и методика развития речи детей
Опубликовано: 9 сентября 2024 в 17:20
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теория и методика развития речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Лашина Маргарита в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 сентября. День осенних прогулок. Передвижка «Осенняя прогулка»

 Осенние увлекательные прогулки можно проводить и в погожие, и в ненастные дни — отличное время, чтобы понаблюдать за изменениями природы.

10 сентября. Единый день световозвращателя. Передвижка «Засветись!»

 Сегодняшний праздник посвящен снижению травматизма на дорогах, которого можно добиться благодаря ношению светоотражающих элементов. Маленький значок-фликер может спасти жизнь пешехода, сделав его...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД