Елена Казакова
Создание семейного клуба для участников инофонов в условиях дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях активизации миграционных процессов в России важной их составляющей является социальная адаптация детей мигрантов в стране приема. Экономиче-ские, политические, демографические процессы, происхо-дящие в России, обусловили значительные изменения в со-циальной сфере жизни общества. Расширение процессов ми-грации, появление вынужденных переселенцев, участников – инофонов, беженцев обострили проблемы социализации в условиях иноязычной среды.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Семейный клуб.
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2019
Отечественный и мировой опыт показывает, что при неиз-бежности значительных миграционных потоков лишь сфера образования и воспитания способна обеспечить социально-культурную и языковую адаптацию детей мигрантов и одно-временно помочь их родителям влиться в новый социум. Трудно переоценить ту колоссальную ответственность за подготовку детей мигрантов к школе, которая ложится на дошкольные образовательные организации (далее – ДОО, где эти дети и должны получить то качественное образова-ние, которое позволит им позже мягко включиться в учебный процесс.
В настоящее время одной из эффективных форм работы является создание семейных клубов. Для участия в работе клубов приглашаются родители с детьми разного возраста – как дошкольного, так и школьного. Во время собраний участники вместе с родителями в различных формах осу-ществляют совместную деятельность.
Основная трудность заключается в отсутствии комплекс-ных программ психологического сопровождения участни-ков-инофонов. Особенность участников дошкольного воз-раста такова, что ребенок имеет пластичную нервную си-стему, поддающуюся влиянию извне. В связи с этим раннее и целенаправленное воздействие может изменить к лучшему весь ход психического развития ребенка. С целью улучше-ния сложившегося положения целесообразно осуществить разработку и внедрение специальных программ для под-держки участников-инофонов.
Впервые коллектив детского сада познакомился с детьми-инофонами в 2006-2007 учебном году, когда поступили 14 детей-мигрантов из Армении, из которых только двое владе-ли русским языком на уровне, минимально необходимом для общения. 12 детей вообще не знали русского языка. Перво-начально воспитателям группы приходилось совместно с ро-дителями этих детей разрабатывать мини-разговорники, что-бы как-то наладить общение с детьми.
Поэтому несколько лет на базе учреждения в рамках реа-лизации федеральной программы «Русский язык» велась экс-периментальная работа по программе: «Формирование у де-тей-инофонов навыков русского языка в условиях интегриро-ванного обучения». Актуальность выполнения проекта была обусловлена необходимостью обеспечения в образовании равных стартовых возможностей для детей из разных соци-альных и этнических групп.
Но языковые проблемы — далеко не единственные. Сего-дня на первый план выходит проблема воспитания толерант-ного отношения к детям-инофонам со стороны «коренных» воспитанников и их родителей.
Следует иметь в виду, что дети, для которых русский язык не является родным, в большинстве случаев происходят из специфической среды: они, как и их родители, имеют невы-сокий социальный статус, особый культурный и часто кон-фессиональный фон, иное языковое поведение.
Все выше перечисленное явилось обоснованием для со-здания в ДОО психопрофилактической программы для де-тей-инофонов и их родителей. Программа представляет со-бой возможный вариант осуществления работы педагога-психолога и учителя-логопеда в условиях семейного клуба. В программе представлены занятия, игры и упражнения направленные на: формирование толерантности; коммуника-тивных навыков; эмоциональное развитие; снижение уровня тревожности; успешной социокультурной адаптации участ-ников – инофонов.
Правила проведения занятий:
Доверительный стиль общения. Рассказывая другим о се-бе, мы надеемся на взаимность.
Искренность в общении. Если не будет искренности, мы не сможем общаться.
Конфиденциальность всего происходящего в группе. Ни-кто не может говорить за пределами группы о том, что в ней происходит. Каждый должен быть уверен в том, что его личные откровения остаются в группе.
Группа оказывает поддержку каждому (советом, возмож-ностью выслушать, добрым словом).
Предметом обсуждений на занятиях являются проблемы семьи, воспитывающей ребенка-инофона.
Ожидаемые результаты от реализации программы:
1. Осознание роли семьи и ее влияния на формирование личности ребенка с эмоциональными нарушениями.
2. Создание условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми по-требностями.
3. Повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья участников с нарушением эмоциональной сферы, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обще-стве.
4. Овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.
5. Формирование эмоционального принятия индивиду-альности ребенка и изменения уровня родительских притя-заний.
После окончания работы группы следует учесть необходимость создания цикла поддерживающих психокоррекционных заня-тий для отдельных членов бывшей группы (1,2 раза в месяц).
ФГОС ДО направлен на решение задач по формированию у дошкольников толерантности, а именно: обеспечения рав-ных возможностей для полноценного развития каждого ре-бенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, пси-хофизиологических и других особенностей.
Создания благоприятных условий развития детей в соот-ветствии с их возрастными и индивидуальными особенно-стями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с са-мим собой, другими детьми, взрослыми и миром; объедине-ния обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультур-ных ценностей и принятых в обществе правил и норм пове-дения в интересах человека, семьи, общества.
Список литературы:
1. Голованова М. В., Карашева Н. Б. О некоторых особен-ностях первоначального обучения русскому языку детей-мигрантов // Начальная школа. 2001. № 4. С. 55-57.
2. Концепция государственных образовательных стандар-тов общего образования / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. М. : Просвещение, 2008. 39 с.
3. Орлова О. В. Развитие толерантности в условиях педа-гогических мастерских: Автореферат дисс. … канд. пед. наук. / Санкт-Петербургская академия постдипломного педагоги-ческого образования. СПб., 2006. 26 с.