Получи документы

Теоретические подходы к вопросу использования интерактивной песочницы в работе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Тюменцева Екатерина
Теоретические подходы к вопросу использования интерактивной песочницы в работе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

В основе исследования лежит внедрение в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения «Интерактивной песочницы». Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности [6]. Эта среда способна заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала. Песок является природным материалом, с которым ребенок привыкает манипулировать с самого раннего возраста. Песочница – это маленькая модель окружающего мира. Дети в песочнице учатся общаться друг с другом, развивают свои творческие способности, а так же мелкую моторику, координацию движений, тактильные ощущения. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние ребенка. Еще Ушинский К. Д. писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка». Во время игры с песком ребенок может выразить свои чувства и переживания. Увлекательные занятия в песочнице положительно сказываются на умственном и эмоциональном развитии ребенка. Игры в песочнице, обладают особой магической силой, которая позволяет расслабить, успокоить и заинтересовать малыша. Создание различных песочных экспозиций, в отличие от рисования, не требует особых усилий и навыков. Во время взаимодействия с песком малыш не испытывает дискомфорта, получает лишь приятные впечатления и непередаваемые эмоции. Благодаря использованию песка в работе удается преодолеть нежелание заниматься, негативизм потому что все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой среде.

Публикация «Теоретические подходы к вопросу использования интерактивной песочницы в работе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах

Перенос традиционных коррекционных занятий в интерактивную песочницу дает больший воспитательный, образовательный и развивающий эффект, нежели стандартные и традиционные формы развития, коррекции и обучения:

Во-первых, создается позитивная и доброжелательная атмосфера для снижения тревожности и агрессивных реакций

Во-вторых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

В-третьих, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-четвертых, в играх с интерактивным песком более гармонично и интенсивно отрабатываются эмоциональные переживания.

В-пятых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-шестых, происходит развитие обоих полушарий за счет попеременной работы руками.

Нет ничего доступнее и проще, чем игры с песком, и в то же время эти игры могут дать ребенку очень много. Податливость песка дает каждому возможность почувствовать себя творцом, проиграть «прожить», решить индивидуальные проблемы, и научить взаимодействовать со сверстниками.

В методическом пособии Серых Л. В. сказано, что многообразие форм работы в интерактивной песочнице отвечает всем современным требованиям и решает задачи в познавательной областях развития: формирует навыки познавательно исследовательской деятельности; развивает память, внимание, конструктивное и логическое мышление; даёт возможность обобщению и закреплению пройденного материала; способствует формированию целостной картины мира.

Использование интерактивной песочницы в образовательной деятельности дошкольников, является уникальным средством развития ребёнка. У детей активно развивается воображение, инициативность, повышается интерес и любознательность; стабилизируется эмоциональное состояние; наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. У воспитанников значительно возрастает интерес к занятиям и, как следствие, повышается развивающий и образовательный эффект; повышается мотивация речевого общения; дети чувствуют себя более успешными; пополняется и активизируется словарь; развивается мелкая моторика, зрительное восприятие, творческое развитие [26].

Интерактивная песочница – это современная технология, построенная на основе технологий дополненной реальности и позволяющая в режиме реального времени продемонстрировать изменения, происходящие в природе. Применение технологий дополненной реальности рассматривается в литературе как способ повышения эффективности обучения за счет включения активной двигательной деятельности [34].

Данная технология позволяет учащимся перемещаться и взаимодействовать с виртуальными объектами и пространствами такими способами, которые было бы трудно, или не невозможно осуществить в реальном мире. Помимо пользы в развитии представлений об окружающем мире, песочница позволяет изучать цвета, формы, размеры предметов, группируя их по нескольким сенсорным признакам, а так же управлять различными объектами, ориентируясь не только в плоскости пространства, но и в 3D-пространстве, его направлениях [24].

Данная технология существует в разных конфигурациях и чаще всего включает следующие компоненты: резервуар для песка и сам песок, светодиодную подсветку, акустическую систему, управляющий компьютер, сенсор глубины, проектор и дополнительный монитор, программу для ЭВМ, позволяющую реализовывать множество игровых режимов.

Интерактивная песочница – уникальный игровой развивающий комплекс, благодаря которому песок может превращаться в волшебную вселенную. Перед детьми открываются живописные пейзажи, которые они могут «перекроить» в одно мгновение: выкопать озеро, создать вулкан или даже целый материк. Песочная игра сопровождается звуками природы – пением птиц, журчанием воды. Вместе с этим интерактивная песочница содержит 75 игр со звуковым сопровождением, направленных на развитие внимания, мышления, памяти и мелкой моторики.

В качестве использования режимов интерактивной песочницы для формирования представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР можно рассматривать два режима. Рассмотрим каждый из них подробно.

Красочный и медитативный режим «Времена года». Данный режим включает в себя весь цикл времен года с характерными каждому сезону особенностями: природа пробуждается от зимнего сна, Вас встречают капель, майский гром и первые листочки. Затем наступает летняя жара: солнышко согревает все живое своим теплом. Время летит, и вот уже зачастили сентябрьские дожди, переходящие в первые заморозки. Тоскливую осень сменяет морозная зима с узорными снежинками и пушистыми сугробами. А дальше природный цикл повторяется [23].

Благодаря этому режиму, с детьми можно обсудить какие изменения природы мы наблюдаем в том или ином времени года, а также закреплять соответствующие времени года лексические темы, например, одежда, овощи и фрукты, животные. Колоритный, впечатляющий и информативный режим раскрывает для детей широкие горизонты познания природы. Такой информативный режим позволяет ребенку познать окружающую его природу.

Режим «Ледниковый период». Познавательный режим отображает природные изменения, происходящие в процессе глобального потепления и похолодания. С помощью режима дети узнают об изменениях природы, связанных с ледниковой эпохой.

В познавательном режиме полноценно отображаются все природные изменения, происходящие в процессе глобального похолодания. После похолодания наступает обратный процесс – ледники начинают оттаивать, природа пробуждается ото сна, появляется зелень, слышится весеннее пение птиц.

С помощью режима дети узнают о природном поведении, связанном с ледниковой эпохой. Педагог может рассказать об исторических событиях минувших лет, о животных, живших в холодный период или появившихся после потепления, сравнить исторический климат с современным. Режим служит вспомогательной базой для погружения в мир прошлого.

Кроме образовательных возможностей интерактивная песочница обладает развивающим потенциалом за счет программ, направленных на развитие познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и речи. Учитывая, что познавательные способности ребенка связаны с органами чувств, игры с песком – один из эффективных методов их развития. Во время игры дети получают информацию на основании органов чувств, что позволяет также решать задачи коррекционной направленности, а именно снижать тревожность, успокаивать возбуждение, стабилизировать эмоциональное состояние [10].

Интерактивная песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений. Несомненно, достоинством данного оборудования является универсальность её использования, интерес и доступность, как взрослому, так и ребёнку.

Обучение детей с ЗПР должно быть направленно на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получение образования и обеспечение достойной жизни в современном обществе. Игры, организованные с помощью интерактивной песочницы, помогают детям с особыми образовательными потребностями лучше познать окружающий мир. При развитии одной функции тренируются нейронные связи, которые соприкасаются с другой [22].

Интерактивная песочница создаёт естественную стимулирующую среду, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Интерактивная песочница включает в себя возможность поиграть с песком, яркий интерактив и развитие через игру [3].

Дети старшего дошкольного возраста дополнительно учатся логическому мышлению, работе по образцу, усвоению правил и норм поведения в группе. Игры с песком – это тактильные ощущения, релаксация, снятие страхов, напряжения. Таким образом, занятия в интерактивной песочнице помогают ребенку всесторонне развиваться, так как в процессе игры задействованы все анализаторные системы ребенка: зрение, слух, осязание [28].

Как известно, развитие зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста достигается посредством зрительного контроля за собственной деятельностью [7]. Так при переменном включении обеих рук в работу с «интерактивным» песком ребенок не просто формирует необходимые связи для развития данного вида координации, но развивает навыки ориентировки в пространстве, считывая информацию о глубине, высоте нахождения проецируемого объекта относительно плоскости песка. Работа в песочнице с визуализированными объектами развивает у детей сенсорно-моторное восприятие, познавательные процессы (память, мышление, воображение, а так же мотивирует детей к познанию и обучению [18].

Помимо пользы в развитии зрительно-моторной координации интерактивная песочница способствует личностному развитию ребенка – уменьшение невротических проявлений и развитие личностных важных качеств у детей [21]. У детей наблюдаются снижение уровня тревожности и беспокойства при социальных контактах, застенчивости, зажатости, повышение эмоциональной стабильности, формирование самостоятельности и решительности, а также устранение негативизма в отношениях с близкими и сверстниками.

Можно поиграть на разных уровнях в песке: чем глубже ребенок копает, тем ближе цветовая гамма к воде, и наоборот, возвышенности превращаются в горы.

В какие игры можно играть в интерактивной песочнице?

Рисование. Дети могут создавать на песке свой мир, передавая собственные эмоции и настроение. Можно давать задание рисовать что-то по определенному образцу.

Развивающие занятия. С детьми можно проводить игры на развитие мышления, памяти, внимания, например, «Найди квадрат, круг», «Какой буквы не хватает?», «Что нужно дорисовать?», «Кто спрятался?», «Кто лишний»

Релаксация. Используя режим «Природа» мы может продемонстрировать на песке мелкий дождик, устроить отдых на берегу моря, или просто включить режим «Релаксация» взаимодействие с которым направлено на снятие эмоционального напряжения и тревоги [25].

В целом хотелось бы отметить, что интерактивная песочница мотивирует детей на совместную деятельность с педагогом, направленную на их дальнейшее развитие. Эта уникальная интерактивная технология позволяет перенести «песочную терапию» на новый уровень, раскрыть внутренние резервы дошкольника и его природные способности. Интерактивная песочница обладает потенциальными возможностями в формировании представлений о временах года у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Крепко держась за руки вместе с ребенком с первой ступеньки и поднимаясь вверх, мы постепенно отпускаем его к самостоятельным победам в окружающем мире.

Публикации по теме:

Использование интерактивной игрушки «Робомышь» в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование интерактивной игрушки «Робомышь» в работе с детьми дошкольного возраста Обучение детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Вот и дети моей группы на непосредственной.

Конспект занятия в старшей группе с использованием интерактивной песочницы «Осень»Конспект занятия в старшей группе с использованием интерактивной песочницы «Осень» Конспект занятия в старшей группе ПОЗНАНИЕ с использованием интерактивной песочницы «Время года - Осень» Цель: Закрепление признаков и.

Мастер-класс по изготовлению интерактивной игрушки «Дракон» детьми старшего дошкольного возрастаМастер-класс по изготовлению интерактивной игрушки «Дракон» детьми старшего дошкольного возраста Скоро наступит год дракона. И все прилавки уже завалены игрушками соответствующей тематики. Каких только нет. А я предлагаю сделать смешного.

Обруч из нетрадиционных материалов для использования детьми старшего дошкольного возраста на прогулочном участкеОбруч из нетрадиционных материалов для использования детьми старшего дошкольного возраста на прогулочном участке Одним из приёмов физического развития дошкольников являются упражнения с обручем. Обруч был изобретён в Америке. Другое его название хула.

Опыт работы использования Matatalab с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. Робототехника в ДОУОпыт работы использования Matatalab с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. Робототехника в ДОУ Опыт работы использования Matatalab с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР в ДОУ Что такое Matatalab? Matatalab – это робототехнический.

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возрастаОсновные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Современные подходы к адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учрежденияСовременные подходы к адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения Аннотация. В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации.

Теоретические подходы к пониманию процесса интеграции в образовательном пространстве Ключевые слова: Интеграция – выборочное помещение обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические подходы к вопросу использования интерактивной песочницы в работе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Опубликовано: 20 июня 2024 в 16:51
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические подходы к вопросу использования интерактивной песочницы в работе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Тюменцева Екатерина (УИ 2478421) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД