Кристина Васильева
Теоретические основы эстетического воспитания средствами природы
▼ Скачать + Заказать документы
Ближе к середине XX века началось активное внедрение основ эстетического воспитания, в различные дошкольные образовательные учреждения. Учёные-воспитатели активно изучали, рассматривали, практиковали теории, основанные на эстетическом воспитании. Воспитатели стали понимать, что у детей нужно воспитывать и развивать эстетическое чувство. Для того, чтобы ребёнок мог полноценно воспринимать красоту окружающего мира, видеть прекрасное в мелочах. Эти свойства оказывают большое влияние на становление полноценно нравственно развитой личности.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
В 40-е года в содержании рабочих программ были отражены задачи эстетического воспитания, но они слабо раскрывали сущность этого направления в силу отсутствия фундаментальных исследований по данной направленности. В программах того времени мало внимания уделялось «чувству прекрасного», воспитатели элементарно реализовали задачи, соответствующие эстетическому воспитанию. Что не давало возможности полновесно формировать внутренний духовный мир растущего человека.
В 60-е годы были сформулированы теоретические основы эстетического воспитания. Они были разработаны педагогами: Н. А. Ветлугиной, Н. П. Сакулиной. Эти основы предполагали создание условий для развития умений воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни. Воспитатели начали понимать, что посвящение детей в прекрасное имеет огромное значение для их полноценного, гармонического развития. И что среди разнообразных видов деятельности, доступным детям дошкольного возраста, художественно-эстетическая деятельность занимает больное место и влияет на психическое развитие. В этот период, эстетические чувства развивались за счет видов художественной деятельности. Акцент был сделан именно на классные занятия, занятия вне класса как правило проводились очень редко. Дети обычно рисовали, лепили из пластилина, делали поделки из различных материалов. И как раз в этих занятиях начало прослеживаться формирование эстетических чувств средствами природы. Дети рисовали, различные растения, животных, пейзажи, натюрморты, что и способствовало развитию эстетических взглядов.
В 70-80-е гг. воспитанием детей дошкольного возраста занимались ведущие педагогические институты нашей страны гг. Москвы, Ленинграда, Перми, Шадринска и др. В этот период стали проводиться глубокие исследования в области определения содержательных и технологических аспектов художественно-эстетического воспитания. Более глубоко этим вопросом занимались ведущие специалисты Т. Н. Казакова Н. Я. Шибанова и др. В работах педагогов, посвящённых эстетическому воспитанию, прослеживались методы и способы воспитательного процесса, условия для лучшей реализации задач направленных на эстетическое воспитание. Происходит внедрение литературы, отражающей функции и объекты природы. Прослеживается эстетическое воспитание средствами природы [1].
В 90-х годах была представлена концепция эстетического воспитания Б. Т. Лихачева. В которой были описаны средства и методы воспитания детей эстетическим навыкам, средствами природы. Большая роль принадлежит эстетическому воспитанию как одному из основных источников формирования у воспитанников духовно-нравственных гуманистических ценностей. Мир прекрасного становится все более важным фактором сохранения целостного внутреннего мира личности. Эстетическое воспитание, художественное образование посредством такого ведущего компонента, как "образное видение мира" интегрирует общее гуманитарное образование, формирует духовные потребности воспитанников [2].
Современный взгляд на эстетическое воспитание средствами природы. В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 года указано, что содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей, художественно-эстетическое развитие входит в основные пять образовательных области, которые в первую очередь должен осваивать дошкольник, на протяжении времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
В ФГОС отмечено, что художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностного смыслового восприятия и понимания произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного) мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру и др.
В пункте 2.7. ФГОС указано, что конкретное содержание образовательных областей напрямую зависит от индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей. С каждым возрастным этапом изучение образовательной области усложняется и деформируется. В младенческом возрасте (2 месяца – 1 год) знакомство с природой происходит через музыку, стихотворение. Происходит первый этап художественно-эстетического воспитание. Закладываются первоначальные знания, о красоте окружающего мира, о чувстве прекрасного.
В раннем возрасте (1 год - 3 года) продолжается работ с музыкой и стихотворениями, но на этом этапе прослеживаться экспериментирование с различными веществами и материалами природного происхождения (песок, вода, растения, камни и прочее). На данном этапе закрепляются знания о красоте окружающего мира, о важности эстетического вкуса. Ребёнок учиться взаимодействовать с природой, через объекты окружающей среды. Если на первом возрастном этапе, в процессе художественно-эстетического воспитания задействуются лишь слуховые рецепторы, то в раннем возрасте кроме слуховых, используются также тактильные и зрительные. Происходит более глубокое знакомство с окружающей средой. Ребёнок может не только услышать, но и почувствовать и увидеть красоту природы.
В дошкольном возрасте (3 года – 8 лет) происходит познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Дети целенаправленно изучают предметы природы, раскрывают их свойства, красоту. В этом возрасте дети начинают конструирование в том числе из природного материала. Дошкольники видят какую красоту можно создать с помощью объектов природы. Показывают свои эстетические навыки. Воспроизводят свои знания о красоте в различных поделках и конструкциях.
С каждым возрастным этапом происходит усовершенствование художественно-эстетических навыков. Дошкольник с каждым этапом всё более глубже рассматривает эстетические знания как одно из важных направлений, которыми должен руководствоваться каждый человек в своей жизни.
Образовательная Программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. В обязательной части с точки зрения требований ФГОС обязательно должна предполагаться комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти (куда включено художественно-эстетическое воспитание) взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта).
Условия реализации Программы, в соответствии с Стандартом должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, куда входит художественно-эстетическое развитие личности ребёнка [3].
В современной воспитательной сфере выделены целевые ориентиры и содержание воспитания детей дошкольного возрастав ДОУ. В художественно-эстетическом воспитании это : – обогащение и формирование базиса эстетического сознания (природосообразного и необходимого объема понятий художественно-эстетического характера, способности к высказываниям (оценкам, суждениям, умозаключениям и пр., наличие эстетических и начальных художественных предпочтений – проявлений эстетического вкуса;– развитие эмоционального отклика детей на «открытие» эстетических характеристик предметов познания (красоты окружающего мира, субъективно-оценочного (ценностного) смысла художественных образов в произведениях искусства, неповторимой «ценности» своих творческих работ;– создание условий для освоения детьми «языка» искусства и использования многообразной палитры изобразительно-выразительных средств в авторской художественно-творческой деятельности; – обучение культуре эстетического и художественного познания (восприятия) и способам (приемам, действиям) преобразования накопленных впечатлений, представлений и знаний о мире в продукт художественной деятельности; – развитие специальных способностей в разных видах художественной деятельности: театрализованной игре, творческом рассказывании, музыкальном исполнительстве, рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании[4].
Современные взгляд на эстетическое воспитание средствами природы, отражен в Федеральном государственном стандарте. В ФГОС отводиться важное место эстетическому воспитанию. Через эстетическое воспитание, воспитатель формирует у воспитанников нравственные качества, эстетический взгляд, показывает, как прекрасен мир вокруг, учит видеть красоту в мелочах. Всё это очень важно для формирования полноценно и гармонически развитой личности. В ФГОС указаны, все требования, условия и результаты, которые должны соблюдаться при составлении и реализации образовательных программ в ДОУ. При квалифицированном воспитателе, все результаты, которые указаны в Программах будут соответствовать требованиям федерального государственного стандарта. В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а также расширению умственного кругозора. Природа является важным фактором, опираясь на который можно успешно воспитать человека, который будет иметь хорошо поставленный эстетический вкус. Будет чувствовать красоту окружающего мира, что в дальнейшем будет только положительно влиять на его психику.