Момряшева
Теоретические основы развития творческой активности младших школьников на уроках математики
▼ Скачать + Заказать документы
Момряшева Виктория Владимировна
Студент ГБОУ ВО СГПИ г. Ставрополя
Руководитель Липилина Елена Юрьевна
Кандидат педагогических наук,
доцент кафедры общей педагогики
и образовательных технологий
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Аннотация: в данной статье даётся определение активности, деятельности, а также творческой активности. Помимо этого в статье идёт речь об условиях формирования творческой активности и обязательные условия проведения занятий, направленных на развитие творческой активности младшего школьника
Публикация «Теоретические основы развития творческой активности младших школьников на уроках математики» размещена в разделах
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
Ключевые слова: активность, творчество, условия, развитие, творческая активность, младшие школьники.
Author Momryasheva Victoria Vladimirovna
Student of GBOU IN SGPI G. Stavropol
Head Lipilina Elena Yurievna
Candidate of Pedagogical Sciences,
Associate Professor of the Department of General Pedagogy
and educational technologies
THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE CLASSROOM
MATHEMATICIANS
Abstract : this article defines activity, activity, and creative activity. In addition, the article deals with the conditions for the formation of creative activity and the mandatory conditions for conducting classes aimed at developing the creative activity of a younger student
Keywords :activity, creativity, conditions, development, creative activity, junior schoolchildren.
На современном этапе развития одним из основных принципов обновления содержания образования является развитие творческих способностей учащихся, индивидуализация образования, личностная ориентация, учёт интересов и тенденций творческой деятельности. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема развития творческой активности исследована не до конца. Важно выявить имеющие важное значение аспекты определения "творческая активность".
Активность представляет собой способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних раздражителей. "Человеческая активность проявляется в форме личной активности и активности, как творческого преобразования культурной и биологической среды". То есть, под активностью обычно понимается деятельность человека.
А. В. Петровский [4] деятельность понимается как активное состояние человека, как состояние о его существовании в мире. В нем подчёркиваются внутренние и внешние характеристики деятельности. Внутренняя организация деятельности включает в себя основу мотивации, то есть интересы, в которых развивается деятельность. Потребность, то есть для того, чтобы эта деятельность осуществлялась, основа деятельности - желание, намерение чего-то достичь. И инструментальная основа деятельности, то есть использование всевозможных средств, приспособлений, инструментов, орудий труда.
Т. А. Барышева, Ю. А. Жигаров [2] трактуют творческую активность представляют как системное (многоуровневое, многомерное) психическое образование и креативность, которые связаны не только с интеллектуальным потенциалом, но и с мотивацией, эмоциями, уровнем эстетического развития, экзистенциальными, коммуникативными параметрами, способностями.
Успех развития творческой активности возможен только в том случае, если созданы определённые условия в пользу её формирования. В психолого-педагогической литературе с позиции таких авторов, как: Л. В. Агеева, Н. А. Шелякина, Е. А. Астафьева [1] такими условиями являются следующие, наглядно показанные на рисунке 1.
Рисунок 1 - Условия, благоприятствующие развитию творческой активности младших школьников.
Обязательные условия проведения занятий, направленных на развитие творческой активности младшего школьника, можно сформулировать следующим образом:
1. Учитель должен принимать все ответы и реакции младшего школьника (устные и письменные ответы, ответы в литературной и нелитературной формах, ответы в графической и пластической формах, в виде действий и реакций на других).
2. Необходимо обеспечить независимость выбора и решений младших школьников, чтобы они могли самостоятельно контролировать свой прогресс.
3. Учитель должен хвалить все идеи ученика.
4. Ошибка ученика должна заключаться в том, чтобы использовать что-то знакомое как возможность для нового, неожиданного появления.
5. Обязательным условием проведения урока является активная поддержка личности каждого младшего школьника.
6. Во время урока исключается критика характера и деятельности младшего школьника.
7. Повседневный опыт детей должен более широко использоваться в образовательной деятельности [3, с. 102].
Список литературы
1) Агеева Л. В., Шелякина Н. А., Астафьева Е. А. [и др. ]. Развитие творческих способностей младших школьников /— Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 79-82.
2) Барышева, Т. А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей [Текст] / Т. А. Барышева. – М. : Феникс, 2004. – 414 с.
3) Голубева, Марина Азбука цвета. Развитие творческих способностей у малышей / Марина Голубева. - М. : Гельветика, 2017. - 685 c.
4) Петровский, А. В. Роль фантазии в развитии личности. - М. : Знание, 1961. – С. 6-11.
©Момряшева В. В