Елена Константиновна Толмачева
Теоретические основы процесса обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи пересказу сказок
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Ребенок должен научиться рассказывать : о каком-то событии, явлении, о последовательности событий, не просто называть предмет, но и суметь описать его, рассказать. Такой рассказ должен состоять из нескольних предложений и характеризовать существенные стороны и свойства данного предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Публикация «Теоретические основы процесса обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи пересказу сказок» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.
У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня. Это приведет в дальнейшем к успешному обучению в школе, окажет положительное действие на всестороннем развития личности ребенка.
При общем недоразвитии речи наблюдаются различные сложные речевые расстройства, когда у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. В тоже время одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи, и, как её компонента - монологической речи.
Несформированность речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает общение ребенка, препятствует овладению знаниями.
Основная задача логопедического воздействия на детей с ОНР - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли. Результаты современных методических и психологических исследований показывают, что дети без умений и навыков связной речи не достигают необходимого уровня для успешного обучения детей в школе. Поэтому в дошкольном возрасте дети с ОНР нуждаются в логопедическом воздействии. Большие трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР связаны с недоразвитием всех компонентов языковой системы фонетикофонематического, лексического, грамматического.
Одним из важнейших условий развития связной речи ребенка старшего дошкольного возраста с ОНР является, использование в данном процессе художественную литературу, в данном случае пересказ русских народных сказок.
Формирование связной речи является одной из важных задач коррекционной работы. Поэтому была разработана методика обучения детей пересказу русских народных сказок с помощью карт Проппа.
В. Я. Пропп занимался изучением русских народных сказок, он был известным филологом, фольклористом. В ходе своей работы Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 28 функций. Эти функции можно представить в виде карточек со схемами.
При помощи карточки ребенок легко запоминает сюжет сказки, что в дальнейшем облегчит ее пересказ и будет способствовать созданию собственной сказки.
Карты Проппа представленны несколькими этапами работы с ними.
На первом этапе знакомим детей со сказкой. Выявляем ее отличие от других жанров и выявляем сюжет сказки. Изготавливаем вместе с детьми сами карты. Таким образом, дети лучше запоминают функции сказки, т. к. при совместном обсуждении они сами решают, как их обозначить.
На втором этапе осваиваем карточки играя с детьми в игры. («Волшебные имена», «Кто на свете всех злее (милее, умнее?», «Хороший - плохой» и т. д.)
На третьем этапе читаем сказку и раскладываем ее карточками. Для начала мы используем небольшое количество карт (5-8 карт, также стоит подбирать небольшие сказки, состоящие из 5 -8 функций и постепенно их увеличивать, добавляя остальные карты.
На четвертом этапе дети опираясь на карты Проппа пересказывают сказку.
На пятом этапе происходит самая интересная работа - дети сами сочиняют сказку, с помощью карт Проппа.
С помощь схем дети могут сами сочинять сказки, так же им могут помочь сюжетные картинки, которые должны находиться в коробочках или в панно, которые можно перемещать по группе в любой из центров.
На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать как доброго, так и злого, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия придумать свое. Так же может наделить волшебными свойствами предмет из своей сказки.
Карты Проппа помогают ребенку легче общаться со сверстниками. Дети могут играть в сюжетно ролевую игру «Репортер», где ребенок может представить свою сказку и выслушать мнение других детей и это можно повторить с несколькими детьми.
Методика заключается в следующем.
На предварительных занятиях с детьми определяем жанр произведений. Объясняем что такое сказка, чем сказка отличается от рассказа. Учим детей подбирать схемы (карты) к сюжету сказки. Затем приступаем к пересказу. Каждую сказку разбираем несколько занятий, где знакомим со сказкой, ее содержанием, главными героями, интересными моментами и раскладываем схемы карт Проппа. На следующем занятии читаем сказку вслух и пробуем ее пересказать. Дети опираясь на содержание, главных героев, интересные моменты сами подбирают карты и пробуют глядя на выложенные карты пересказать текст.
В результате проведенной работы дети смогут научиться:
- определять жанр произведения;
- запоминать последовательность событий;
- выделять главное содержание сказки;
- раскладывать схему содержания, опираясь на карты Проппа;
- уверенно манипулировать картами; чувствовать красоту и образность родного языка.
Экспериментальная часть, а именно диагностическая программа, составленная в соответствии с разработанной методикой развития речи дошкольников, позволила проследить насколько дети, владеющих необходимыми умениями по различным разделам речевого развития: грамматический строй, развитие связной речи, активный словарь, умения рассказывать. Насколько точно, дети умеют строить предложения, насколько продуктивно используют образец педагога, настолько высок их творческий потенциал.
Итогом диагностической работы стало отнесение дошкольников к уровням - высокому, среднему, недостаточному и низкому. У детей с низким уровнем наблюдалась не системность знаний, нежелание следовать определенному плану, рассеянность внимания, что является решающим при развитии речи. В связи с этим мы попробовали разработать программу с приемом моделирования. С помощью которой многие умения и знания дети легко освоили в обычной для ребенка обстановке.
На показателях контрольного эксперимента можно увидеть действие развития нашей программы. В нашей работе можно наблюдать эффективность речевого развития у детей через обучение рассказыванию с помощью моделирования. Использование моделирования при рассказывании положительно повлияло на речь детей. Это говорит о том, что с помощью данной работы, дети стали легко общаться, проявлять свою творческую способность. Благодаря дидактическим и развивающим играм которые способствуют появлению в речи детей логики и последовательности изложения у детей развились умственные способности. Такого результата мы добились при помощи использования различных методов моделирования.
Так же мы сделали вывод о том, что окружающая среда имеет немаловажную роль в развитии ребенка дошкольного возраста.
Разработанная нами программа по формированию, позволила увеличить некоторые показатели знаний детей, а значит, более точно проследить необходимость стимулирования речевой активности дошкольника элементами моделирования.
Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения.
Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.
В нашей работе мы экспериментально доказали эффективность использования программы обучения, детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по серии сюжетных картин и использование карт Проппа.