Юлия Чайкина
Теоретические основы инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире термины "совместное образование", "инклюзивное образование", "интегрированное образование" чаще всего используются как синонимы. Наибольшей популярностью сегодня пользуется термин "инклюзия" или "инклюзивное образование". Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Публикация «Теоретические основы инклюзивного образования» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья -физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Правовая база инклюзивного образования :
Всеобщая декларация прав человека (1948, Декларация прав ребенка (1959, Конвенция о правах ребенка (1989, Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990, Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью (1993, Декларация, принятая в 1994 г. в Саламанке, о развитии включающего образования, Закон "Об образовании в РФ".
Индивидуальная программа образования — это план, который разрабатывается родителями и специалистами учебных заведений в соответствии с нуждами и потребностями обучающихся — инвалидов для достижения успеха в образовательном процессе.
Принципы формирования индивидуальной программы обучения:
• подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью);
• служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика;
• является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения;
• применима ко всем составным частям программы и к привычной манере повеления в классе;
• является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения;
• составлена с целью повышения успешности ученика.
Обычный учитель может быть успешен в инклюзивной школе при условии, если он:
• достаточно гибок;
• ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы;
• уважает индивидуальные различия;
• умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива;
• чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе;
• согласен работать вместе с другими учителями в одной команде.
Широкое использование в международном общении практических, правовых и научных (социологических, социально-психологических, педагогических) материалов позволило сформулировать ряд принципов, на которых основана реализация интеграционных процессов.
Нравственно-этические принципы: опора на этический императив государственного законодательства в отношении социальной интеграции и инклюзивного образования.
Единство людей на основе гуманности : каждый ребенок, несмотря на имеющиеся у него ограничения возможностей, имеет право на обучение и воспитание. Принятие различий между обучающимися, между их возможностями и способностями к обучению; уважение этих различий.
Реалистичность: каждый человек воспринимается таким, каков он есть. Социокультурные принципы.
Нормализация (социальной среды) : люди с ограниченными возможностями имеют право вести обычную, свойственную остальным людям жизнь настолько, насколько это им доступно.
Свобода выбора для всех — для обычных учащихся и их родителей, для родителей детей с ограниченными возможностями.
Добровольность участия в инклюзивных процессах.
Организационные принципы:
Регионализация: инклюзивное образование обеспечивает каждому ребенку полноценный всеобуч по месту жительства.
Децентрализация: необходимые педагогические ресурсы, как массового характера, так и требуемые для специального образования, доставляются к нуждающемуся в них ребенку, а не наоборот (когда ребенок доставляется к предназначенным для него ресурсам).
Доступность образования — физическая, психологическая и интеллектуальная. Многообразие форм : интеграционный процесс должен реализовываться в самых различных формах — от изолированных классов в структуре массовой школы (интеграция) через индивидуальную интеграцию к интеграционным (инклюзивным) классам. Включение обычных детей в процесс обучения специальной (коррекционной) школы — это также инклюзия. Дифференцированный подход к организации процесса инклюзивного образования, когда благодаря дифференциации целей, содержания, методов и средств обеспечиваются индивидуальные личностно-ориентированные, соответствующие логике развития каждого ребенка задачи обучения и воспитания. Педагогические принципы: органичная интеграция как парадигмы, так и технологий специального образования в целостный педагогический процесс массовой инклюзивной школы. Специальная педагогическая компетенция педагогического корпуса массовой системы образования. Командный вариант взаимодействия при реализации интеграционного процесса: причастные к этому процессу специалисты совместно работают в команде. Кооперация и коллективизм в рамках единого для всех учебного предмета: каждый ребенок осваивает вместе с другими учащимися общий для всех учебный предмет в доступных для него пределах и вносит свою долю в коллективное знание о предмете.
Индивидуализация: в центре образовательного процесса и педагогической деятельности находится целостная личность ребенка в неразделимом единстве его физической, умственной и душевной организации, его общих и особых образовательных потребностей.
Диалогический способ взаимодействия: встреча и общение между людьми — важный и значимый элемент педагогической ситуации.