Папки-передвижки

Теоретические и методические основы реализации познавательного развития дошкольников

Валерия Князева
Теоретические и методические основы реализации познавательного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект тренировочного занятия на тему: «Облака»

(исследовательская деятельность по методике А. И. Савенкова с детьми подготовительной группы)

Цель: обучение детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.

Задачи:

обучающие:

проверять правильность выдвинутых гипотез, упражнять в умении делать

самостоятельные умозаключения;

упражнять в использовании разнообразных методов исследования («подумать

самостоятельно», «спросить у взрослого», «посмотреть в книгах», «посмотреть

Публикация «Теоретические и методические основы реализации познавательного развития дошкольников» размещена в разделах

в компьютере», «провести эксперимент», «понаблюдать»).

развивающие :

развивать навыки исследовательской деятельности по этапам;

упражнять в умении выстраивать диалогическое взаимодействие со

сверстниками и в составлении повествовательного монолога с элементами

описания;

воспитательные:

формировать навыки совместной деятельности в подгруппе.

Материал и оборудование:

1. Картинка с темой исследования – облако;

2. Карточки с символическим изображением «методов исследования» :

- подумать самостоятельно,

- посмотреть в книге,

- понаблюдать,

- задать вопрос взрослому,

- посмотреть в интернете,

- провести эксперимент.

3. Банка с горячей водой, зеркало, кубики льда;

4. Тарелочки одноразовые, губка, стакан с водой на каждого ребенка, фото облаков (кучевые, перистые, слоистые, дождевые,

5. Ааудиозапись песни «Облака-белогривые лошадки» (из мультфильма «Трям! Здравствуйте!»,

6. Ноутбук,

7. Детские энциклопедии,

8. Презентация «Виды облаков»

Ход «тренировочного занятия» :

I. Мотивация к деятельности

Выбор темы

- Ребята, хотите провести новое исследование

мы будем учиться проводить исследования — так же, как это делают взрослые

ученые? Сможете? С чего мы с вами начнем?

(выбрать тему исследования). Тему нашего исследования вы узнаете из

песенки.

- Из какого мультфильма песня? О чем она?

(Карточка с изображением облака вывешивается на доску)

II. Постановка практической задачи

Выдвижение гипотезы

- Вы, наверное, много знаете об облаках? Давайте вспомним, где можно увидеть

облака? Откуда они появляются? Какие бывают облака?

(Белые, серые, темные, перистые, кучевые, дождливые тучи). Они меняются в

зависимости от времени года и погоды. Летом облака легкие, как одуванчик и

вата. Осенью облака скучные, дождливые, серые, а какие облака зимой?

(Снежные тучи)

- Почему облака плывут по небу?

- Можно ли по облакам определить, какая будет погода?

- Почему зимой идет снег, а не дождь? (Ответы детей)

- Вы даете разные ответы на мой вопрос - это ваши предположения. Ученые

называют эти предположения – гипотезами, которые необходимо проверить.

Гипотезы:

Возможно, облака можно увидеть на небе.

Предположим, что облака состоят из воды.

А может быть, облака есть на земле?

Допустим, что облака плывут, потому что их гонит ветер.

В ходе исследования мы вместе можем выяснить много нового и интересного,

чего мы еще не знали!

III. Определение средств осуществления деятельности

Выбор методов исследования

- Вспомните и назовите методы, с помощью которых можно проверить ваши

гипотезы. Расположите первый метод, а затем последующие («подумать

самому», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «посмотреть в

книге», «провести эксперимент», «понаблюдать» - это все методы

исследования)

(в ходе коллективного обсуждения, дети называют и выбирают методы

исследования. Карточки с символическим изображением выбранных методов

исследования выкладываются на доску одним ребёнком, а остальные их

называют)

IV. Планирование деятельности

Составление плана исследования.

- Ребята, посмотрите на доску. Мы с вами определили, в каком порядке будем

использовать методы исследования, и у нас получился план нашей

исследовательской деятельности, по которому мы и будем работать.

V. Осуществление деятельности

Сбор материала.

- Мы сейчас с вами будем по нашему плану собирать информацию об облаках.

А что мы делаем при сборе информации, чтобы ее не забыть? (Ответы детей)

- Верно, можно на листочках бумаги делать заметки – рисунки, значки,

символы.

1. Первый метод исследования «Подумать самостоятельно»

- Ребята, подумайте и вспомните, что вы знаете об облаках.

2. Второй метод исследования «Посмотреть в книгах»

- Какой следующий метод? – «Посмотреть в книгах» (Ответы детей)

- Как называются «умные» книги? («энциклопедии»). Если кто-то не умеет

читать сам, как он сможет добыть информацию из энциклопедии? (ответы

детей)

- Верно, можно внимательно пролистать книги и найти страницы с картинками,

на которых изображены облака. Затем попросить взрослого прочитать о них.

(Круговорот воды в природе)

Дети работают с энциклопедиями, педагог зачитывает детям, по их просьбе,

информацию, найденную в книгах об облаках. Далее дети делятся информацией.

3. Третий метод исследования «Спросить у другого человека»

- Как еще можно получить информацию? Верно, и следующий метод нашего

исследования – «Спросить у другого человека».

- У кого мы можем спросить? Какой вопрос вы хотели бы задать ему?

Вспомните какие гипотезы мы выдвигали, нам нужно их проверить!

(Ответы детей)

Педагог: Спросим, почему облака не стоят на месте?

Взрослые: форму облаков меняет ветер, он движет их, растворяет в небе.

Легкий пар поднимается высоко в небо и собирается в маленькие легкие

облачки. Они плывут по небу, меняя свою форму и собираются в большие

крупные облака, а водяной пар превращают в дождевые капли. Пока облако

растет, ветер уносит его далеко - далеко от того места, где оно родилось.

«Облака, облака -

Кучерявые бока.

Облака кудрявые,

Целые, дырявые,

Лёгкие, воздушные -

Ветерку послушные.»

С. Михалков

- Облака, беззаботно плывущие по небу, кажутся легкими и воздушными как

перышко. Интересно ли вам, сколько может весить одно облачко, кажущееся

совершенно невесомым? Представьте себе, целых 20 000 тонн, если вы,

конечно, можете представить себе такой вес! Если бы такое облако упало на

город, то на его месте образовалась бы огромная воронка. Но облака не падают

по причине того, что кристаллики льда и капельки воды, из которых оно

состоит, настолько малы, что восходящие потоки воздуха легко удерживают их

в подвешенном состоянии.

4. Четвертый метод исследования «Посмотреть в Интернете»

- Какой следующий метод мы определили в плане? (ответы детей)

- Что напишем в поиске, чтобы Интернет нам выдал правильную информацию?

(ответы детей) («Какие бывают облака?»)

(Педагог набирает вопрос в поиск, читает полученную информацию для детей.

- Итак, что нового вы узнали в Интернете? («облака бывают разных видов,

расположены на разной высоте. По ним можно определять погоду (т. е. помимо

подтверждения своей гипотезы, дети открывают новые знания).

5. Пятый метод исследования «Наблюдение»

- Вы хотите увидеть, как рождается облако? Тогда присаживайтесь на

стульчики.

(Банка стоит на столе у педагога, на подносе с полотенцем)

- Смотрите очень внимательно на банку и запоминайте! Я наливаю в

трехлитровую банку горячей воды (примерно, 2,5см). Ставлю сверху на банку

металлическую тарелку со льдом. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, там

охлаждается. Содержащийся в нем водяной пар поднимается, вверх образуя

облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при

охлаждении теплого воздуха.

- Кто из вас расскажет, как образуются облака на небе?

Вывод: капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится

холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака.

Физкультминутка.

А теперь всем детям встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Отдохнули все немножко

И отправимся в дорожку.

Предлагаю пройти в научную лабораторию и самим попробовать сделать

дождик.

6. Шестой метод исследования «Эксперимент»

Педагог предлагает детям «создать» дождь. На столах у ребят лежат подносы с

фигурными белыми, чуть влажными губками. Дети высказывают свои

предположения о том, на что похожи эти губки (на подушку, на конфетку, на

облако).

Воспитатель предлагает представить, что губка — это пушистое и легкое

облако. Сверху она сухая, а внутри влажная. Нужно сжать ее. Что произошло?

Почему из «облака» не идет дождь? (Капелек воды пока еще мало.) Добавляем в

наше «облако» немного воды из стаканчика. Что теперь случится с «облаками»,

если их сжать? (Дети высказывают свои гипотезы и проводят опыт.) Теперь

из губки-облака идет дождь. Какой он? Тихий, моросящий, как осенью. А

теперь выльем всю оставшуюся воду на губку и сожмем ее. Что получилось?

Какой дождь идет теперь? (Сильный — весенний или летний.) Вот и в природе в

разное время года дождь бывает разным: сильным или слабым, тихим или

шумным.

Почему идет дождь? (вывод) : Из множества облаков появляется большая туча,

капельки становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Почему идет снег? (вывод) : Зимой капельки воды замерзают и превращаются в

маленькие льдинки. Льдинки слипаются между собой, и получаются снежинки.

VI. Результат

Обобщение полученных данных.

- Что мы узнали про облака? Подтвердились ли наши гипотезы? Что мы узнали

нового, чего не знали раньше? (Ответы детей)

- Кто сам сможет рассказать о проведенном исследовании? Карточки-пиктограммы помогут вам вспомнить обо всех открытиях.

(Дети по желанию рассказывают)

Облака – это вода, которая испаряется из морей и океанов, рек и озер, прудов и

ручейков. Легкий пар поднимается высоко в небо и собирается в маленькие

легкие облачка. Они плывут по небу и собираются в большие крупные облака, а

водяной пар превращают в дождевые капли. Туман- это тоже облака, только

находятся низко над землей. По облакам можно определять погоду.

Они бывают разных видов и разных форм. Зимой капли воды охлаждаются и

превращаются в снежинки.

VII. Рефлексия

- Что для вас было самым интересным?

- Что на занятии было для вас лёгким?

- Что было для вас трудным?

- Где вам это может пригодиться?

- Что понравилось, запомнилось больше всего?

- Кто из ребят активнее всех был на занятии, кто больше всех отвечал?

Публикации по теме:

Анкетирование «Детская художественная литература как эффективное средство реализации задач познавательного развития» Просим Вас принять участие в анкетировании с целью оценки существующей системы работы ДОУ, по направлению «Детская художественная литература.

Целостный педагогический процесс дошкольного учреждения «Теоретические основы и сущность, его компонентных и их взаимосвязь» Структура педагогического процесса в ДОУ, его компоненты, их взаимосвязь. Планирование целостного педагогического процесса в ДОУ. Организация.

Теоретические аспекты проблемы развития словесного творчества у дошкольников Потребность детей проявлять себя в творчестве очень велика, ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание.

Теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста Теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста Выполнила Бабарико.

Теоретические основы формирования представлений о безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) актуализирует проблему формирования представлений.

Теоретические основы формирования речевого этикета младших школьников Теоретические основы формирования речевого этикета младших школьников 1.1. Культура речи и речевой этикет Главной целью изучения начального.

Теоретические основы коммуникативных универсальных учебных действий старших дошкольников с общим недоразвитием речи В ситуации модернизации системы образования в Российской Федерации изменилась основная задача, возлагаемая на современную школу, которая.

Теоретические основы педагогического проектирования дошкольников Педагогическое проектирование – это деятельность субъекта либо субъектов образования, направленная на конструирование моделей преобразования.

Теоретические основы развития наблюдательности у учащихся начальных классов Теоретические основы развития наблюдательности у учащихся начальных классов. В настоящее время актуальным становиться обучение, связанное.

Теоретические основы сенсорного воспитания детей Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические и методические основы реализации познавательного развития дошкольников
Опубликовано: 15 июня 2019 в 16:56
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические и методические основы реализации познавательного развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Валерия Князева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД