Лариса Микулик
Теоретические аспекты воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Микулик Лариса Николаевна воспитатель первой категории.
Публикация «Теоретические аспекты воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание культуры здоровья
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
В последние годы проблема формирования представлений о здоровом образе жизни рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста. Одним из факторов сохранения здоровья является формирование ЗОЖ. Данная проблема находит отражение в педагогической теории и практике
На протяжении последних десятилетий проблема формирования ЗОЖ является объектом изучения многих исследователей (А. М. Амосов, А. И. Антонов, Е. Б. Бреева, Г. А. Бутко, И. В. Журавлева, Ю. П. Лисицын, В. М. Нилов, В. П. Петленко, А. А. Покровский, Е. Л. Семенова, С. М. Степанова, Г. И. Царегородцев, Г. Х. Шингаров и др., при этом преимущественно рассматриваются вопросы становления ЗОЖ у младших школьников, подростков и молодежи. В отечественной науке имеются немногочисленные исследования, посвященные проблеме изучения формирования представлений о ЗОЖ и становления культуры ЗОЖ у дошкольников (Н. Г. Быкова, Л. Г. Касьянова, М. В. Меличева, О. С. Шнейдер и др.)
Категорию «здоровье» в современной научной литературе рассматривают с точки зрения авторов различных подходов: аксиологического («здоровье» - это наивысшая человеческая ценность); акмеологического («здоровье» - условие актуализации высших возможностей человека); биосоциального (биологическая система – организм (с позиции его анализа, компонента социальной системы – общество (с позиции его рассмотрения); ресурсного («здоровье» - ресурс в повышении эффективности управленческой деятельности); здоровьесберегающего подхода («здоровье» как процесс жизнедеятельности, обеспечивающийся здоровым образом жизни); гуманистического подхода («здоровье» как совокупность критериев: позитивное восприятия себя, способность к саморазвитию и самоактуализации)
В литературных источниках представлено многообразие определений понятия «здоровье» : медицинская модель здоровья предполагает наличие медицинских признаков и характеристик, свойственных для состояния здоровья. Здоровьем считают отсутствие болезней, их симптомов; биомедицинская модель рассматривает здоровье как отсутствие органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья; подчеркивается значение биологических закономерностей в жизнедеятельности человека; биосоциальная модель раскрывает понятие «здоровье» как единство биологических и социальных факторов; ценностно-социальная модель рассматривает здоровье как ценность, необходимую предпосылку для полноценной жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности.
Категория «здоровье» рассматривается с позиций 3- х уровней: общественное здоровье : здоровье населения государства, региона, области, города и т. д. ; групповое здоровье : здоровье малых групп (социальных, этнических, религиозных, профессиональных и др.); индивидуальное здоровье : здоровье отдельного человека.
Индивидуальное здоровье включает 6 компонентов: интеллектуальный, социальный, духовно-нравственный, психологический, психический, физический компонент.
Образовательные программы направлены на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Одной из задач в области формирования личной культуры стоит в воспитании у ребенка ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности
Ключевыми направлениями в организации данных программ являются:
- воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни, что может быть реализовано через присвоение культурных ценностей и ценностей общественного здоровья;
- осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека : физического, психического, социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивного (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей).
Представим алгоритм формирования культуры здоровья дошкольника. Первый аспект. Культура здоровья формируется в процессе социализации личности, т. е. ребенок усваивает культурные ценности, нормы и правила, которые присущи данному обществу, в котором происходит становление личности ребенка.
Второй аспект. Социализация носит непрерывный характер и сопровождает ребенка на всех о возрастных этапах – от рождения и может быть, как целенаправленной (воспитание, обучение и развитие индивида на различных уровнях социализации) так и стихийной (происходит под воздействием на индивида факторов общественной жизни)
Третий аспект. Показателем социального здоровья является успешная социальная адаптация личности. В условиях детского коллектива формируются специфические социальные отношения между детьми, которые играют ключевую роль в формировании и развитии культуры здоровья личности, под которым понимается совокупность особых свойств и качеств индивида, обеспечивающих ему успешную жизнедеятельность и адаптацию в социуме.
Четвертый аспект. Успешная социальная адаптация личности в социуме предполагает, во-первых, способность и готовность приспосабливаться к изменяющимся социальным условиям в той среде, в которой оказывается субъект, во-вторых, умение управлять своим поведением согласно тем установкам и нормам, которые приняты в этой социальной среде, в-третьих, способность взаимодействовать с окружающими людьми.
Пятый аспект. У ребенка формируются общественно значимые смыслы и ценности. Культура здоровья рассматривается как характеристика личности, обладающая общественно значимыми смыслами и ценностями, которые лежат в его повседневном поведении.
Шестой аспект. Ребенок реализует социальную ответственность в своей жизнедеятельности через формы социальной ориентированности поведения с учетом норм, традиций и ценностных ориентиров, заложенных в обществе.
Социальная ответственность личности является одним из главных аспектов в оценке поступка ребенка с точки зрения их социальных последствий, интересов социальной группы и общества, а как принцип деятельности выступает потребностью, целью и средством деятельности личности [26].
Элементом внутренней структуры личности являются ценности и ценностные ориентации, которые играют ключевую роль в формировании культуры здоровья. Они способствуют определению цели деятельности, средств и способов ее достижения.
Культура здоровья личности проявляется в жизнедеятельности через социально ответственное взаимодействие с социумом с учетом системы высших ценностей, освоение которых происходит в несколько этапов:
- во-первых, знакомство с системой высших ценностей. Например, основами здорового образа жизни;
- во-вторых, конкретно-личностное усвоение, при котором система высших ценностей становится личностно значимой и переходит в убеждения ребенка. Например, ребенок ежедневно выполняет комплекс утренней гимнастики;
- в-третьих, развитие системы высших ценностей, связанных с совершенствованием социальной культуры личности, основанной на системе принципов социального взаимодействия. Например, ребенок проявляет активность в двигательной деятельности путем осмысленных действий без принуждения
Методологические основания формирования культуры здоровья дошкольников отражают совокупность подходов, определяющих цель, содержание и реализацию процесса формирования культуры здоровья дошкольников : аксиологический, культурологический, социокультурный, комплексный гуманитарный подход к оздоровлению ребенка, системный, личностно-деятельностный, дискурсивный.
Аксиологический подход (О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов, др.) усиливает социально-гуманитарную направленность дошкольного образования; обогащает опыт духовно-нравственного взаимодействия, сохраняя и развивая гуманитарный потенциал личности как высшей общественной ценности в обеспечении достойного будущего.
С точки зрения аксиологического подхода здоровье – это универсальная (высшая) человеческая ценность и основная ценностная ориентация личности (А. Маслоу, детерминирующая здоровое и полноценное развитие индивидуума. В контексте аксиологического подхода методологической основой формирования культуры здоровья дошкольников становится новая система ориентированных ценностей, которые, с одной стороны, имманентно пронизывают воспитательно-образовательный процесс, а с другой – выступают целью учебновоспитательной деятельности
Данный подход, по мнению Головановой Н. Ф., обуславливает интериоризацию ценностей в соответствии с этапами: предоставление ценности в условиях реального воспитания; первичная оценка ценности и формирование эмоционально положительного отношения к ней; определение смысла и значения ценности; принятие осознанной ценности; включение принятого ценностного отношения в реальные социальные условия действий и общения воспитанников; закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении воспитанников.
Культурологический подход обосновывает культуру здоровья как область человеческой культуры, утверждая культурную доминанту в системе воспитания и обучения дошкольников вопросам здоровья и усвоения ими принципов здоровьесберегающего взаимодействия; способствуя повышению значимости нравственного примера педагога, осуществляющего неразрывную связь и передачу опыта поколений; органичное, системное и синергетическое сочетание традиционных и инновационных направлений в обучении [9].
Социокультурный подход базируется на изучении духовно-ценностных основ и содержания образования, воспроизводящих социальную культуру общества (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, Е. Д. Максимов, Л. Г. Гуслякова, Б. Д. Беспарточный, Т. Ю. Федорова, др.). Социокультурность как феномен существует в единстве культуры и социальности, что позволяет рассматривать его как двусторонний и интегративный процесс динамического равновесия и гармонии общественных и личностных ценностей, реализуемый в социокультурном взаимодействии на основании норм толерантных отношений. В данном контексте социокультурные основы становятся способом моделирования здоровьесберегающей социокультурной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ведущими принципами гуманистической педагогики, обеспечивая освоение воспитанниками культуры здоровья как системы ценностей с учетом образцов и норм современной миро вой культуры и конкретных культурных условий жизнедеятельности.
Комплексный гуманитарный подход к оздоровлению ребенка (Ю. Ф. Змановский) обосновывает положение, что здоровый ребенок является эталоном и достижимой нормой целостного телеснодуховного развития; направлен на индивидуально-дифференцированную, оздоровительно-развивающую работу и расширение психофизиологических возможностей ребенка; предполагает оздоровление детского организма как реализацию системных средств, обеспечивающих совокупность различных компонентов культуры здоровья. Системный подход обуславливает изучение культуры здоровья дошкольника как интегральной системной характеристики, что предполагает определение компонентного состава культуры здоровья дошкольника (В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, Г. П. Щедровицкий, др.). Каждый компонент должен являться, с одной стороны, относительно самостоятельной подструктурой, а с другой – подчиняться общим законам развития личности, отражая единство сознания, деятельности и отношений
В системном подходе развитие культуры здоровья дошкольников обосновывается как гармоничное развитие познавательной, оздоровительно-профилактической и культурно-гигиенической деятельности детей в соответствии возрастными и индивидуальными особенностями. С точки зрения данного подхода культура здоровья дошкольников рассматривается нами как «система элементов, обеспечивающих комплекс теоретических и практико-ориентированных знаний и представлений в области личного здоровья, здоровья окружающих, здорового образа жизни и безопасного поведении, а также адекватное использование и применение принципов активного оздоровления».
Личностно-деятельностный подход в формировании культуры здоровья дошкольников основан на единстве и неразрывной связи его компонентов: личности и деятельности, отводя ведущую роль деятельности, предопределяя субъект-субъектный характер познания культуры здоровья в контексте личной ответственности и составляя основу формирования здоровьесберегающего отношения к себе, другим людям и окружающей действительности; отражает инновационную и развивающуюся направленность системы дошкольного образования и связывается с перспективами преодоления знаниевого подхода (Л. С. Выготский, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, др.)
Дискурсивный подход обуславливает повышение роли научного знания, логического рассуждения и аргументирования проблем, связанных с представлением о здоровье, его ценности, реального состояния и поиском наиболее эффективных и оптимальных способов его формирования в контексте культуры и понимании, что значит быть здоровой личностью.
Рассмотренные методологические ориентиры формирования культуры здоровья дошкольников взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга, а также обуславливают комплекс следующих принципов:
- научной обоснованности и практикоориентированной целесообразности, отражающего закономерности построения педагогики оздоровления;
- гуманизации, обосновывающего роль индивидуального развития личности ребенка в соответствии с присущими ему закономерностями, потребностями, состоянием и возможностями индивидуального здоровья; важность признания и соблюдения прав воспитанников в проявлении самостоятельности, активности, добровольного участия в приобретении необходимых знаний и их применении;
- субъект-субъектного взаимодействия, предполагающего сотрудничество дошкольной образовательной организации с лечебно-профилактическими, спортивно-досуговыми и культурными учреждениями по приобщению детей (родителей, педагогов, медицинских работников, др.) к здоровому образу жизни; а также совместную деятельность с родителями воспитанников в приобретении и обогащении научных знаний и умений объективно оценивать состояние здоровья, овладевать опытом здоровьесберегающей деятельности;
- гендерных различий, обосновывающего учет половозрастных особенностей организма детей;
- целостности и интеграции, раскрывающего культуру здоровья как сложную, открытую, многоуровневую и самоорганизующуюся систему; отражающего комплексный характер представления о здоровье в единстве и взаимовлиянии его составляющих (физической, психической и духовно-нравственной); обеспечивающего непрерывность, последовательность и интегративность решения оздоровительных, воспитательных, развивающих задач дошкольной образовательной организации в различных видах детской деятельности и в сотрудничестве всех субъектов образования и воспитания;
- цикличности, предполагающего повторение последовательности занятий, формируемых двигательных навыков и умений с целью выработки динамических стереотипов и совершенствования уровня подготовленности детей к новому этапу обучения; обеспечивающего необходимую постепенность и последовательность усвоения (от простого к сложному);
- потенциального и актуального, имплицитного и эксплицитного (С. Л. Рубинштейн, позволяющего понять личность как систему, для которой характерна проективность и перспективность в развитии ее возможностей и реализации имеющихся резервов на основании диагностики реального состояния. Рассмотренные методологические основания и принципы отражают теоретико-методологический уровень модели формирования культуры здоровья дошкольников; обуславливают целевые, содержательные и процессуальные направления воспитания, оздоровления и развития ребенка с точки зрения общечеловеческих ценностей и повышения самоценности дошкольного детства; обеспечивают изменение позиции на здоровье как главной ценности и норме жизнеобеспечения и жизнедеятельности личности, формирование потребности «быть здоровым» и желание вести здоровый образ жизни, приобретая культурные способы здорового поведения.