Юлия Чудайкина
Теоретические аспекты социального развития ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретические аспекты социального развития ребенка дошкольного возраста
Эпиграф
Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь! И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский.
Актуальность проблемы
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных.
Публикация «Теоретические аспекты социального развития ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребёнок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребёнка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который по мнению Л. С. Выготского рассматривается как «врастание в человеческую культуру».
Методологической основой социального развития является положение философии о взаимосвязи человека и общества, которая характеризуется единым процессом
социализации- индивидуализации
Общество
социализация
Образование
индивидуализация
Человек
Социальное развитие – единый процесс социализации - индивидуализации
В процессе социализации ребенок усваивает два типа отношений: «Я в обществе»,
«Я и общество», которые, по мнению Давида Иосифовича Фельдштейна представляют два типа рубежей межуровневого социального развития личности ребенка
Фельдштейн Давид Иосифович доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, действительный член АПСН, специалист в области психологии развития
Социализация - индивидуализация
«Я в обществе» - промежуточный уровень периодов онтогенеза (1 год, 6 и 15 лет) характеризуется освоением предметного мира, ребенок входит в мир человеческих вещей и отношений к ним – это социализация.
Осваивается позиция «Я такой же как все». Происходит актуализация предметно-практических сторон деятельности:
освоение социального опыта;
освоение способов обращения с предметами;
оценка своих действий;
утверждение социальной позиции
«Я среди других»
«Я и общество» - позиция формируется в узловых этапах онтогенеза (0, 3, 10, 17 лет). На этих этапах онтогенеза ребенок как бы «отделяет» себя от общества, примеряя себя к нему, определяя свое место в системе человеческих отношений. Происходит качественный сдвиг в осмыслении своего собственного «я». В позиции «Я равноправен в отношениях с другими людьми», «Я не такой как все» ребенок раскрывает свою «самость, автономность, самостоятельность» - это индивидуализация. На этих этапах происходит актуализация деятельности по усвоению человеческих взаимоотношений:
стремление проявить себя;
получение признания окружающих;
стремление занять в обществе соответствующее положение
Позиции «Я в обществе», «Я и общество» возникают в процессе социального развития несколько раз, закономерно сменяясь, но качественно отличаются одна от другой.
Социально – личностное развитие
Это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить, играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению.
Бабунова Т. М.
Социальное развитие – это внутренний процесс и результат развития личностной сферы человека, на который в свою очередь влияют внешние условия, в том числе социально организованное воспитание
Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:
- трудовых навыков;
- знаний;
- норм, ценностей, традиций, правил;
- социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).
Все компоненты находятся в тесной взаимосвязи. Изменение одной неизбежно влекут за собой изменения в остальных трех компонентах.
Социальное развитие осуществляется двумя путями
-в ходе стихийного взаимодействия человека с социальной действительностью и окружающим миром;
-в процессе целенаправленного приобщения человека к социальной культуре (посредством целенаправленного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры).
Современная научно – гуманистическая система образования позволяет осуществление триединой цели:
- воспитание культурного человека (субъекта культуры);
- свободного гражданина (субъекта истории, гражданского общества);
- творческой индивидуальности (субъекта деятельности, саморазвития).
Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:
- воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
- развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
- развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;
- становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
Реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики:
Аксеологический подход (ценности коммуникативной, психосексуальной, национальной, правовой культуры).
Культурологический подход (все условия места и времени, в котором родился и живет человек, специфика его ближайшего окружения, историческое прошлое страны, ценностные ориентации своего народа, эпоса и др.).
Антропологический подход (диагностика социального развития дошкольников, учет различных –возрастных, психических, половых, национальных- особенностей личности в процессе воспитания).
Синергетический подход (рассматривает каждый субъект педагогического процесса-дети, родители, воспитатели- как саморазвивающиеся подсистемы, осуществляющие переход от развития к саморазвитию).
Полисубъективный подход (учет влияния всех факторов социального развития : семья, сверстники, ДОУ, климат, общество, государство и т. д.).
Системно-структурный подход (структурирование целей, задач, содержания, средств, методов, форм организации, условий и результатов взаимодействия педагогов с семьёй).
Комплексный подход (взаимосвязь различных разделов воспитания, социального с патриотическим, эстетическим, трудовым, нравственным, физическим, половым, экологическим и др.)
Деятельностный подход (определение динамики взаимоотношений ребёнка с окружающим миром, актуализирует реализацию потребностей в сознании себя субъектом деятельности).
Средовой подход (решает задачи организации образовательного пространства, как средства социального развития личности).
Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствуют о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ, технологий, средств, форм и методов социального развития дошкольников. Данное направление отражено в требованиях государственного образовательного стандарта, включено в содержание федеральных и региональных комплексных и парциальных программ:
- «Детство»;
- «Развитие»;
- «Я – человек»;
- «Детский сад – дом радости»;
- «Истоки»;
- «Радуга»;
- «Я, ты мы», Князевой О. Л. ;
- «Открой себя», Рылеевой;
- «Сообщество»;
- «Вместе»,Е. В. Рыбак
- и др.
-
Современные педагогические технологии, работающие в этом направлении, направлены на развитие универсальной модели организации воспитательной работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении. Модель строится на интеграции таких видов деятельности, как игровая с элементами сказкотерапии и продуктивная, что помогает формировать позитивное отношение к миру, ближайшему окружению, способствует рефлексии детей.
Системность условий, обеспечивающих социальное развитие личности
Средства социального развития и воспитания ребенка
- Художественные средства (литература, изобразительное искусство, музыка, кино и т. д.)
- Природа
- Собственная деятельность детей (игра, труд, общение, продуктивные виды деятельности)
-Психологическая атмосфера, в которой живет ребенок
-Детский коллектив
-Педагогическая оценка
Методы социально – нравственного воспитания детей
Нормативно – ориентированные
Усвоение моральных норм и правил поведения (стремление соответствовать моральным образцам) :
-личность взрослого;
-сказочные персонажи;
-убеждение, внушение, упражнение;
-чтение, этические беседы;
-рассматривание картин;
-поощрения, наказания
Эмоционально – ориентированные
Развитие социальных эмоций и нравственных чувств:
-распознание эмоций по фотографиям, картинкам;
-решение социально-нравственных смысловых задач;
-игра-драматизация, инсценировка проблемной, конфликтной ситуации;
-метод дилемм.
Социально – педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребёнку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психического состояния, помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.
Одна из функций ДОУ – обеспечение условий для развития у детей положительного отношения к себе (коммуникативной компетентности, социальной компетентности) :
-процесс усвоения ребёнком опыта общественной жизни и общественных отношений;
-процесс общения, разнообразие социальных отношений, которые ему представляются ближайшим окружением.
Ознакомление дошкольников с социальной действительностью
-человек;
-семья;
-дом;
-город;
-страны;
-планета Земля;
-транспорт;
-магазин;
-почта;
-поликлиника;
-детский сад;
-школа;
-музей;
-театр;
-праздники;
-предметы быта.
Программа воспитания и обучения в детском саду (под ред. М. А. Васильевой)
В соответствии с положением «Концепции дошкольного воспитания» о признании самоценности дошкольного детства, в программе актуализируется развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка, раскрывающая его индивидуальные особенности. А также отражает направленность воспитания и обучения на всестороннее развитие личности ребёнка, его познавательных, коммуникативных, творческих, регуляторных способностей.
Задачи социально-личностного развития раскрыты в разделах : «Ребёнок и окружающий мир», «Нравственное воспитание», «Трудовое воспитание», «Воспитание культурно-гигиенических навыков». Задачи социального развития, отражающие знакомство детей с предметным миром и явлениями общественной жизни также представлены в разделе «Ребёнок и окружающий мир».
Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые.