МААМ-картинки

Теоретические аспекты организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду

Оксана Скворцова
Теоретические аспекты организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Казалось бы, проблема построения развивающей среды с целью предоставления детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности не нова, но актуализация данной темы связана в последнее время с вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Публикация «Теоретические аспекты организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду» размещена в разделах

Но оказывается, что о необходимости создания развивающей среды говорил еще философ Ж. Ж. Руссо. Впервые он стал рассматривать среду, как одно из условий разностороннего развития человека.

По данным психологов Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева одним из мощных факторов развития самодостаточной личности является среда, рассматривающаяся как пространство, окружающее человека, зона его развития. Также Л. С. Выготский утверждал, что среда – это источник развития, а не «обстановка».

Большое значение в развитие развивающей среды внесла итальянский педагог М. Монтессори. Согласно ее теории, для детей необходимо создать такую среду, которая позволяла бы им самообучаться и саморазвиваться самостоятельно, т. е. роль взрослых должна быть минимизирована.

По убеждению еще одного итальянского педагога, основателя Реджио – педагогики, Лориса Малагуцци среда для дошкольников является «третьим учителем» после семьи и педагога. Он призывал: «Предоставьте ребенку возможности для развития, и вы увидите, сколько потенциала заложено в нем».

Об огромных возможностях предметно-развивающей среды говорили С. Френе, С. Т. Шатский, В. А. Петровский, М. Н. Полякова, С. Л. Новоселова.

Однако на протяжении многих десятилетий характерной чертой дошкольного образования было, как выразился В. А. Петровский, «стремление одеть в гранитные берега детство». Пространство детских садов воспринималось, как территория взрослых, дети же были своего рода «гостями», пришедшими на время, так сказать, поучиться, пока родители на работе. А в гостях, как известно по нормам этикета, не принято брать что-либо без разрешения хозяев, и самовольно действовать. Два-три десятилетия назад было распространено явление (смею заметить, что такое явление можно увидеть и в некоторых современных детских садах)- ставить новые игрушки на видные места, но высоко, чтобы дети не достали и не испортили. Почти каждый советский и постсоветский ребенок может вспомнить ту самую игрушку, в которую ему хотелось бы поиграть, но она была недосягаема. Мебель в уголках была строго статична, трансформация ее была под запретом. И любой проверяющий мог наблюдать идеально рассаженных кукол за столом во время «чаепития» и не естественно идеально расставленных машинок на полках, как в знак доказательства отсутствия детской игры. Никаких следов детской инициативности и самостоятельности, все рисунки, как под копирку, вывешенные, явно не для детей, очень высоко, изобразительный материал выдавался на усмотрение взрослых, только с их разрешения, все действия ребенка были строго регламентированы и т. д. и т. п.

К счастью, как сказал Т. Г. Шмис: «Дошкольное образование сегодня – самая динамичная сфера, которая очень сильно меняется в мире, и в России, в частности» [/b]

Актуальные требования в организации РППС в ДО[/b

]

На пресс-конференции, посвященной первому Всероссийскому форуму работников дошкольного образования «Ориентиры детства» Н. Е. Веракса подчеркивает: «Ребенок – дошкольник – это наше будущее!. Мы должны смотреть на ребенка, не как на неумелого, малообразованного и малознающего. Надо смотреть на него как на носителя нашего будущего. Его возможности безграничны. Важно услышать голос ребенка, постараться сделать такую среду для него, так его поддержать, чтобы ему было интересно себя реализовывать в среде детского сада. У ребенка, который понимает, что он может себя реализовать, повышается социальная мотивация, он начинает двигаться к саморазвитию. И не только собственной личности, он способен на фантастические достижения в дошкольном возрасте» .

«Кого мы готовим к жизни? Какой человек нужен в 21 веке?»- вот о чем должен задуматься каждый педагог.

В стремительно меняющемся мире будет легче найти себя людям инициативным, креативным, умеющим быстро перестраиваться, свободно коммуницирующим, умеющим работать в команде. А зерна этих качеств личности закладываются в раннем детстве, что было доказано в ходе исследования эффективности воздействия программы дошкольного образования на жизненные результаты ее воспитанников (HeckmanJ., CunhaF., LochnerL., MasterovD., 2006,.

Даже через 40 лет влияние условий и среды, в которых рос и развивался ребенок, обнаруживается в его профессиональном развитии, карьере, семейной ситуации и в других значимых сферах его личной и профессиональной жизни. (СДО №7, 2015, стр. 22-23)

В настоящее время, в связи с выходом в свет ФГОС ДО кардинально меняется портрет выпускника детского сада, акцент со знаний, умений и навыков перенесен на формирование личностных качеств ребенка. Как следствие изменились и требования к предметно-пространственной среде детского сада, в которой растет и развивается дошкольник.

Предметная среда, обладающая высоким развивающим потенциалом тем и моделирует личностные качества ребенка, что в ней заложена информация, которая сразу себя не обнаруживает полностью, а побуждает детей к ее поиску, тем самым обеспечивая поддержку индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Окружающее пространство должно манить ребенка, призывать к деятельности, предоставляя огромный выбор возможностей к экспериментированию, общению со взрослыми и со сверстниками, развитию творческого воображения, познанию возможностей своего тела, реализации художественного потенциала. Среда должна способствовать реализации главной потребности ребенка – потребности в игре, в ходе которой и происходит истинное развитие дошкольника.

На вопрос - что должна обеспечить предметно-развивающая среда?- А. Б. Теплова отвечает: «Прежде всего, она должна обеспечить общение. Кроме общения, ребенку нужно место, чтобы побегать, поиграть с друзьями.» (по материалам вебинара «Развивающая предметно-пространственная среда ДОО – новые подходы в соответствии с ФГОС ДО»).

Публикации по теме:

Аналитическая справка об организации развивающей предметно — пространственной среды Аналитическая справка воспитателя Гришкевич Т. П. об организации развивающей предметно – пространственной среды в старшей группе МБДОУ д/с.

Гендерный подход к организации развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе в соответствии с ФГОС 1 слайд: тема Сегодня вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды особенно актуален в связи с введением с 1 января 2014.

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды, направленной на формирование безопасности жизнедеятельности.

Оформление предметно-пространственной среды в детском садуОформление предметно-пространственной среды в детском саду Работа с детьми всегда требует постоянной новизны и творческого подхода. Предметно-пространственную среду в детском саду можно оформлять.

Опыт работы по организации экологической развивающей предметно-пространственной среды в группе и на участке Опыт работы по организации экологической развивающей предметно-пространственной среды в группе и на участке Одним из важных условий реализации.

Организация предметно-развивающей среды в современном детском саду Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Плешановский детский сад №1» Из опыта работы воспитателя: Бузаева.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушением зрения Большинство детей с различными особенностями развития раньше переводились из массовых садов в сады компенсирующего вида, где с ними работали.

Опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды по ранней профориентации дошкольников Развивающая предметно-пространственная среда по ранней профориентации МБДОУ №25 "Родничок" организована согласно возрастным особенностям.

Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в свете ФГОС Доклад на тему: Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в свете ФГОС. Воспитатель: Брусенцева Кристина Васильевна.

Управленческие аспекты организации развивающей предметно-пространственной среды в рамках реализации ФГОС Данная презентация рассказывает о том, какие управленческие аспекты организации развивающей предметно-пространственной среды в рамках реализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические аспекты организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду
Опубликовано: 6 декабря 2018 в 10:40
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические аспекты организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Скворцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД