Юлия Баранова
Тематическое заседание «Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей посредством игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическое заседание на тему : слайд 1
«Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей посредствам игровой деятельности»
Образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни,
уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей.
К. Д. Ушинский слайд 2
Публикация «Тематическое заседание „Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей посредством игровой деятельности“» размещена в разделах
Слайд 3С каждым годом возрастает интенсивность движения транспорта на дорогах России, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей. Забывая об опасности, которая может подстерегать на каждом шагу, дети часто становятся причиной дорожно-транспортных происшествий : выбегают на проезжую часть, выезжают на самокате или велосипеде на дорогу, вырываются из рук родителей при переходе улицы и пытаются перебежать ее. Иногда взрослые не держат ребенка за руку, и тот переходит дорогу, перекресток самостоятельно. Современный человек постоянно находится в социуме. Социум обязывает его выполнять по жизни различные роли: в семье он сын, дочь, внук, мать, отец; в доме — жилец; на улице — пешеход и водитель; в транспорте — водитель и пассажир; в больнице — доктор и пациент; в магазине — продавец и покупатель. Познакомить детей с типичными нормами поведения в различных социальных сферах — одна из задач дошкольной организации.
Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях? Конечно, в виде игры, но игры поучительной. С каждого игрового занятия и досуга дети обязательно должны вынести определенный урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье.
Перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача — донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать так же своих детей. Решить эту задачу не просто, но необходимо.
Наш детский сад — городское дошкольное учреждение, рядом с детским садом несколько транспортных перекрестков, часть детей идут в детский сад и возвращаются домой по достаточно оживленной дороге, по которой движется и частный транспорт, и большегрузные автомобили. Поэтому профилактика дорожно-транспортного травматизма, проблема дорожной безопасности детей — одна из самых актуальных на сегодня. И для этого в ДОУ создана эффективная система работы по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Работа по обучению дошкольников правилам дорожного движения осуществляется в нашем дошкольном учреждении в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Слайд 4 Основными целями изучения правил дорожного движения, и поведения на улице являются:
– снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
– развитие психофизиологических качеств ребенка;
– формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду — подготовка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранения) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах — одна из важнейших.
Слайд 5 В детском саду ведется целенаправленная, систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. При обучении детей придерживаюсь принципов систематичности, последовательности, поэтапности, учета возрастных и индивидуальных характеристик.
Слайд 6 В ходе организованной образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим воспитатель дает детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин («Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога» и др., просмотр диафильмов; наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов.
В ходе организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений педагог дает понятие «левая, правая сторона», то есть ориентирует в окружающем пространстве; привлекает детей к составлению планов, схем участка, дороги.
В ходе организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности ребят учат рисовать, лепить, изображать в аппликации с натуры различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину, строение и соотношение частей.
В ходе организованной образовательной деятельности по трудовому воспитанию дети изготовляют атрибуты для игр (машины, жезлы, светофоры, бинокли, флажки, шапочки, пилотки, макеты домов, деревьев и др.).
В ходе организованной образовательной деятельности по конструированию у детей формируют интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала (как напольного, так и настольного, вместе с детьми вначале сооружают различные конструкции в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта, учат планировать процесс возведения построек, объединенных общей темой (улицы, машины, дома); знакомят с разнообразными пластмассовыми конструкторами; учат создавать различные модели (здания, самолеты, поезда) по рисунку, по собственному замыслу.
В ходе организованной образовательной деятельности по физическому воспитанию продолжают развивать координацию движений и ориентировку в пространстве; учат детей ездить на велосипеде по прямой, по кругу, змейкой, тормозить, свободно кататься на самокате.
В ходе организованной образовательной деятельности по музыкальному воспитанию дети принимают активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная азбука».
Особое внимание воспитателя должно быть обращено на бережное отношение к детским работам (рисунки, лепка, аппликация и другие поделки, которые используются не только для оформления выставок к родительским собраниям, но и как часть оформления интерьера детского сада.
Знания и умения, которыми должен овладеть ребенок
– Правила светофора : красный свет — дороги нет, желтый свет — предупреждение, зеленый свет — путь открыт.
Ребенок должен знать, что даже при зеленом сигнале светофора прежде, чем начать переход, следует убедиться в его безопасности!
– Пешеходный переход — «зебра» разрешает переходить дорогу только в обозначенных местах (если есть подземный или надземный переход, то следует воспользоваться им). Там, где нет указателя перехода «зебры», — необходимо убедиться в безопасном переходе (посмотреть налево, затем направо и, убедившись в отсутствии опасности, переходить).
– Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны; при отсутствии тротуара пешеходы могут идти по пешеходной дорожке.
Знакомя детей с транспортом, воспитатель должен учить правильно вести себя в транспорте: входить спокойно, не шуметь, не бежать на свободные места, уступать место престарелым людям, разговаривать спокойно, не мешая другим пассажирам; не отвлекать водителя, не высовываться из окна.
Слайд 7 В процессе ознакомления с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице и в транспорте воспитатель знакомит детей с дорожными знаками. Существует множество знаков дорожного движения (см. «Правила дорожного движения РФ»). Однако детей в детском саду знакомят с минимумом жизненно необходимых дорожных знаков, способствующих воспитанию грамотного пешехода и культурного пассажира.
При организации игр по правилам дорожного движения можно использовать и некоторые знаки сервиса.
Дети должны знать, что знаки бывают: предупреждающие (они изображены в красном треугольнике); запрещающие (изображены в круге красного цвета (ободок); предписывающие (изображены в круге голубого цвета); особых предписаний (изображены в квадрате голубого цвета или в прямоугольнике); информационные (изображены в квадрате голубого цвета); знаки сервиса (изображены в прямоугольнике голубого цвета). Полученные знания дети используют в игре, как основном виде деятельности. Играя, они быстрее усваивают правила дорожного движения и культурного поведения. Воспитатель выделяет в группе место для игры, где сосредоточен наглядный материал по данной тематике.
Для решения поставленных задач созданы необходимые условия.
В каждой возрастной группе ДОУ созданы «уголки безопасности», то есть игровой комплекс по дорожному движению в соответствии с возрастными особенностями: макеты улиц с односторонним и двусторонним движением; макеты дорожных знаков, светофоры; атрибуты к подвижным и сюжетно-ролевым играм;
– в целях пропаганды безопасного движения и профилактики детского ДТТ в холле ДОУ оформлен информационный просветительный стенд «Дорожная безопасность», на страницах которого содержится информация для детей и родителей (законных представителей) обучающего характера по ПДД, периодически сменяемая, с тематической направленностью;
– на территории детского сада создана площадка безопасности движения «Детская дорожная площадка» с разметкой, с перекрестком, «островком безопасности», пешеходной дорожкой, а также укомплектована необходимыми атрибутами для проведения игр: детскими автомобилями, дорожными знаками, детскими нагрудными знаками, жезлом регулировщика. Именно здесь мы помогаем детям познать азы дорожной азбуки.
В процессе занятий с детьми используем, и умело сочетаем различные методы: игровые, наглядные, практические, словесные. Активно применяется иллюстративный материал: картины «Перекрёсток», «Транспорт», «На улицах города»; плакаты по правилам дорожного движения «Палочка — выручалочка», «Правила — наши помощники».
Ознакомление и закрепление знаний о правилах поведения на улице осуществляется также при пересказе художественных произведений, заучивании стихотворений, составлении рассказов по картине, серии картин с последовательно развивающимся сюжетом на тематику правил поведения на улице; при составлении творческих рассказов. Интересны задания по нахождению ошибок в картинках, в поведении её героев. Найдя ошибку, дети самостоятельно определяют правильное действие; делают соответствующие выводы, умозаключения, формулируют правила; придумывают продолжения сюжета.
Систематически проводим целевые прогулки и экскурсии по селу с целью ознакомления дошкольников с улицами, транспортом, дорожными знаками, правилами пешеходов. В ходе экскурсий дети классифицируют различные виды транспорта, знакомятся с дорожными знаками, пешеходным переходом; анализируют соблюдение правил другими людьми; вместе с воспитателями переходят дорогу по пешеходному переходу, т. е. учатся быть грамотными пешеходами в реальной обстановке. Мы стремимся сделать соблюдение правил детьми нормой поведения, привычкой, поэтому большое внимание уделяем формированию сознательного отношения к выполнению правил. В этом помогают проблемные беседы: «Что случится, если не соблюдать правила дорожного движения?», «Что будет, если исчезнут все дорожные знаки?», «Может нам не нужен светофор?», «Если бы не было тротуаров», «Если водители и пешеходы не будут уважать друг друга?».
Знания, полученные детьми в процессе образовательной деятельности, в ходе экскурсий, дети отражают в своих поделках и рисунках. Дошкольники придумали агитационные плакаты: «Обращение к водителям», создали творческие работы на тему: «А я придумал новый дорожный знак», используя для этого различные материалы.
Слайд 8 Каждый из нас понимает, что только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. В этих целях широко используем такие формы взаимодействия с семьей:
– информация на стендах для родителей, в папках-передвижках на тему : «Уроки дорожной безопасности», «Предвидеть + научить = уберечь!», «Дети и дорога»; – родительские собрания, беседы с участием инспектора ОГИБДД;
– совместные праздники и развлечения («Папа, мама и я — пешеходная семья»; «Соблюдай ПДД и не будет ДТП»);
– викторина для родителей и детей «Правила движения достойны уважения»;
– выставки семейных творческих работ «Моя семья за безопасность»; – семейный конкурс «В автомобильном кресле место классное — место безопасное», по итогам которого создан детский сборник стихов (в электронном и бумажном вариантах) о роли, правилах и пользе применения автомобильных кресел, предназначенных для перевозки юных пассажиров. Авторами стихов и рисунков являются дети и их родители.
Слайд 9 По просьбе воспитателей родители уточняют с детьми названия улиц, по которым они идут в детский сад, название встречающихся дорожных знаков, вспоминают правила движения по тротуару и перехода через дорогу. Благодаря слаженной работе коллектива у нас не зарегистрировано ни одного случая детского дорожно-транспортного травматизма.
Слайд 10