Елена Машарова
Тематическое занятие для детей старших и подготовительных групп «В гостях у Мистера Жука»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Комплексно развивать музыкальность детей в практике творческого музицирования. Создать условия для музыкально-творческой работы с различными образами. Способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике. Удовлетворять потребность детей в эмоциональном и двигательном самовыражении.
Задачи:
Развивать творческое воображение и способность детей к построению ассоциативных аналогий между собственными сенсорными ощущениями и звуковыми, пластическими, графическими образами.
Упражнять в пении без сопровождения. Учить подстраивать свой голос под звучание педагога.
Публикация «Тематическое занятие для детей старших и подготовительных групп „В гостях у Мистера Жука“» размещена в разделах
- Жук, жуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
Развивать дикционную моторику речи, выразительно-речевое интонирование.
Обогащать зрительные, слуховые, тактильные, двигательные ощущения детей в процессе музицирования.
Упражнять детей в чистом пропевании несложных попевок, состоящих из 3-5-звуков. Закреплять умение петь по графически изображенным в виде цветков нотам.
Развивать звуковысотный слух, чувство ритма, воображение, способность к свободным образным импровизациям (песенным, танцевальным).
Учить детей чувствовать настроения, выраженные в музыке, в поэтическом слове, различать изобразительность музыки. Развивать словарный запас для определения характера музыкального произведения.
Совершенствовать способность видеть и слышать ритмическую последовательность, состоящую из долгих и коротких звуков, воспроизводить ее при помощи выбранного инструмента.
Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен индивидуально и коллективно с сопровождением.
Формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, танца.
Способствовать установлению отношений творчества и сотрудничества между участниками занятий.
Материалы: Карточки с «цветочными попевками», карточки с «цветочными нотами» для музыкальных инструментов, пчелки, мотыльки на палочках, пюпитр, детские музыкальные инструменты (колокольчики, бубны, маракасы, металлические ложки, треугольники, дудочки и др., костюмы жука и маленьких жуков.
Музыкальное обеспечение: Э. Григ «Утро». «Заход солнца»; «Хор насекомых, дразнящих лягушку» (Вальс-шутка Д. Шостаковича); игра с элементами песенной импровизации «Жужжалочки» муз. и сл. С. Карасевой;
перестроение мальчиков – муравьев под музыку марша; песня-инсценировка «Два жука» муз. Т. Мазальской; танец «Давайте танцевать» Комаровой
Ход занятия:
Звучит музыка. В зал входят дети. Встают в круг.
Приветствие.
Принцип «эха».
Цель: Упражнять в пении без сопровождения. Учить подстраивать свой голос под звучание педагога.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, маленький жучок!
Здравствуй, аленький цветок!
Шлем привет мы всем вокруг.
Я твой друг и ты мой друг!
Шлем привет мы всем гостям
Очень, очень рады вам!
Муз. р. : Ребята, посмотрите, какая красивая у меня бабочка. А вы знаете, зачем она прилетела к нам в зал? …Она прилетела, чтобы пригласить нас в чудесную страну насекомых. Вы хотите там очутиться? Но чтобы туда попасть, мы должны произнести волшебные слова: «Раз, два, три – в страну цветов неси!» Закрыть глаза, покружиться 3 раза в правую сторону, 3 раза левую, 3 раза хлопнуть в ладоши и открыть глаза. Вы готовы? …
Тогда отправляемся (выполняют движения)
Послушаем звуки лета.
Звучит музыка Э. Грига «Утро».
Релаксация. Муз. р. : Какое теплое летнее утро! Как красив восход солнца! Его первые лучи упали на землю. И чудо! Все вокруг стало просыпаться, оживать ото сна. Проснулись трудолюбивые пчелы и муравьи, запорхали над речкой стрекозы и бабочки. Защебетали птицы. В роще затянул свою трель соловушка. Тепло всем стало, светло. И мы тоже погреемся на солнышке, подставим правый бочок, подставим левый бочок. Вдохнем чистый летний воздух.
Слышится жужжание. В зал влетает жук.
Жук: Я - жук музыкант, я - жук дирижер.
Я вас превращу в замечательный хор!
Для начала, для порядка дружно сделаем зарядку,
Зарядку не простую, зарядку речевую!
Речевая разминка
Артикуляционная гимнастика по методу В. Емельянова
1. Покажем хоботок бабочки – вытянем губы вперед.
2. Улыбнемся стрекозам – растянем губы в улыбке.
3. Улыбнемся червячкам – «заборчик».
4. Вдохнем аромат красивого цветка.
А теперь я вас буду учить жужжать.
Ленивый жук
Звуко-речевая игра по стихотворению В. Фишкина.
Модель Т. Боровик
Я немного пожужжу –жж,
На ромашке полежу – жж,
Муха в воздухе летает – вз,
Я на муху погляжу – жж,
Поглядел и есть пора.
На обед у нас кора.
Пожужжу. Спою жужжалку.
И улягусь до утра-а-а-а…
Потому, что спать пора – тс-с-с.
Молодцы, научились жужжать. Приступим к пению.
Вы пчелок скорей разбирайте,
Ко мне на урок прилетайте!
(дети разбирают пчелок, встают в круг)
Жук: Оживим своих пчелок:
Прожужжим высокие и низкие звуки.
Прожужжим громко и тихо.
Представим, что одна из пчелок встретила на своем пути клумбы с
медоносными цветами. Ей необходимо сообщить об этом другим пчелам.
О том, какие цветы ей встретились на пути, сколько времени ей нужно лететь и в каком направлении двигаться, подскажут нам эти цветочные картинки.
Ставит на пюпитр партитуру.
Дети исполняют попевки на 3-5 звуках-цветочках
Музыкальный руководитель комментирует:
Лети, пчелка, на второй цветок – и вниз.
Лети до пятого цветка – и опять вниз.
А теперь с верхнего цветка на средний и вниз.
Дети, управляя пчелой, пропевают мелодию. После того, как будут пропеты все цветочные картинки, жук преподносит детям букет цветов.
Жук: Не хотите ли собрать нектар и с этой полянки?
Пчелки слетаются на букет, собирают нектар.
Песенная импровизация.
Муз. рук. : Все пчелки слетелись на эту полянку. Увидели такую красоту, стали радоваться, на полянке играть.
Игра с элементами песенной импровизации
«Жужжалочки» муз. и сл. С. Карасевой
Муз. рук. : Собрали пчелки сладкую пыльцу и отправились домой, в улей
(полетели по залу). Пролетали пчелки над речкой. В речке жили лягушки.
Стали пчелки лягушек дразнить.
«Хор насекомых, дразнящих лягушку»
Вальс-шутка Д. Шостаковича
Муз. рук. : Прилетели пчелки уставшие, но очень довольные. Вечер настал, пора пчелкам спать.
Дети кладут пчелок в коробочку и садятся на стулья.
Жук: Вечер – любимое время для нас, жуков. Вы когда-нибудь слышали звуки природы вечером?. Прислушайтесь… (включается запись шумов ночи) Стрекочут сверчки, шуршат крылышки ночных мотыльков, жужжат комары да мошки.
Муз. рук. : Да, удивительное время – вечер. Многие поэты, художники, музыканты восторгались красотой вечерней или ночной природы. В звуках, красках, словах они по-своему выражали свои чувства, изображали дивные картины засыпающего мира. Русский поэт Афанасий Фет так изобразил вечер: (читает стихотворение А. А. Фета)
Заря прощается с землею,
Ложится пар на дно долин.
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.
Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец.
И все таинственней, безмерней
Их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!
(А. А. Фет)
Муз. р. : Каким настроением проникнуто стихотворение? (оно ласковое, нежное, лиричное, немного таинственное и т. д.)
А вот как в музыке передана картина вечерней природы. Мы послушаем произведение известного вам норвежского композитора Эдварда Грига «Заход солнца». Настроение этой музыки сходно со стихотворением А. Фета. Какая картина представляется вам, когда вы слушаете это произведение? (слушают произведение)
Высказывания детей.
Муз. рук. : Рассказать о характере произведения «Заход солнца» Э. Грига поможет нам эта ночная бабочка. Будем передавать ее и называть красивые слова о прослушанной музыке.
Дети передают бабочку и характеризуют произведение
Муз. рук. : Да, произведение очень нежное, лиричное, певучее и в то же время танцевальное. Какой танец напоминает эта музыка?
(вальс)
Жук: Вечером на нашей полянке можно встретить ночных мотыльков, которые любят кружиться под вальсовую музыку. Девочки в своих красивых платьях очень на них похожи.
Муз. рук. : Да и закружатся они под эту музыку также как мотыльки! Девочки, возьмите мотыльков и попробуйте придумать танец на музыку Эдварда Грига «Заход солнца».
Танец – импровизация ночных мотыльков
под музыку «Заход солнца» Э. Грига
Жук: А мальчики напоминают мне трудолюбивых муравьев, которые с последними лучами солнца торопятся попасть в муравейник.
Муз. рук. : Под какую музыку могут шагать муравьи? (под музыку марша) Попробуем изобразить шествие муравьев? Командовать парадом будет мистер Жук.
Перестроение мальчиков – муравьев под музыку марша
Жук: Ночью на нашей полянке весело: танцуют мотыльки, стрекочут кузнечики, жужжат жуки. Все насекомые любят играть на музыкальных инструментах. А вы любите?. Можете сыграть по цветочным нотам? Игра по ритмическим карточкам.
Муз. рук. : На нашей полянке становится все веселей и веселей! Порадуем нашего жука веселой песней? … Как мы будем ее исполнять? (весело, шутливо, задорно и т. д.)
Песня-инсценировка
«Два жука» муз. Т. Мазальской
Жук: Ребята, мне очень понравилось заниматься с вами. Вы – настоящие музыканты, замечательные исполнители! Наш жужжащий урок подходит к концу. Станцуем на прощанье?.
Танец «Давайте танцевать»
Жук прощается с детьми. Уходит.
Муз. рук. : Пора и нам прощаться. Что вам понравилось больше всего?. С каким чувством вы уходите? … Желаю вам отличного настроения на весь день!
Под спокойную музыку дети выходят из зала.