Татьяна Панина
Тематическое планирование занятий по коррекции и развитию пространственно-временных представлений
▼ Скачать + Заказать документы
I этап (первый год обучения)
Тема Направление и примерные виды работ
I этап
Диагностика
Схема тела • Формирование и закрепление представлений о частях тела, о собственном лице. Работа проводится по вертикальной оси, вначале перед зеркалом, потом через этап движения, прощупывания, а затем с закрытыми глазами.
-Показ по инструкции взрослого (игра «Львята»)
-Использование в речи («Найди у товарища, назови правильно»)
-Работа с иллюстрациями
Части лица • Работа начинается с анализа расположения частей лица по параметрам:
-выше всего
-ниже всего
-выше, чем
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
-ниже, чем
• Вводятся предлоги «над», «под», «между».
-используются схемы: (над, (под, (между)
(Первоначально предлог выделяется интонационно, чтобы помочь детям ответить на вопросы : «Что находится под бровями?»
Затем детям предлагается отвечать на вопросы с использованием в речи предлогов : «Где находятся глаза?»)
Части туловища • Аналогично анализируется положение частей туловища
-рук (пальцы, ладонь, запястье, локоть, плечо)
-непосредственно туловища
(шея, плечи, грудь, спина, живот)
-ног (стопа, голень, колено, бедро)
Расположение объектов по отношению к собственному телу: предлоги «над», «под», «между» • Отработка и анализ расположения объектов во внешнем пространстве по вертикальной оси (через представления «выше чем, «ниже, чем», предлоги над, под, между)
Восприятие цвета, величины, размера, формы
*Работа над закреплением представлений о цвете геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник) с использованием дидактических игр («Найди свою пару», «Из каких геометрических фигур сложен рисунок» и др, на основе природного материала ( листья: цвет, форма, величина); работа с конструктором
- Работа над формообразующими движениями
- Работа над понятиями длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже; глубокий – мелкий, глубже – мельче; толстый – тонкий, толще – тоньше
Работа над понятиями «ближе к …», «дальше от…» - При активном участии детей анализируется, что нельзя описать словами «выше», «ниже», «над», «под» расположение частей тела, если оно находится в горизонтальном положении
- Переход к объектам во вне и введение представления «Ближе к…», «дальше от …» (Анализ расположения объектов в горизонтальном пространстве производится только по отношению к себе как объекту).
- Проведение упражнений по сопоставлению вертикальной и горизонтальной организации объектов в пространстве, включая собственное тело, и переносу понятий «выше», «ниже» в горизонтальную плоскость.
Расположение объектов по отношению к собственному телу:
Предлоги «перед», «за». - По аналогии с переходом от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под» отрабатываются (вначале на уровне тела – в первую очередь рук – и только после этого на уровне внешних объектов) предлоги «перед», «за».
Работа над понятиями «ближе, чем…», «дальше, чем…» - Переход от анализа горизонтального пространства «впереди» в анализ «бокового» горизонтального положения. Работа начинается с собственного тела (рук, ног) с переходом на внешние объекты, расположенные в горизонтальной плоскости «сбоку» ( не важно: справа или слева, но анализируемые с позиций близости «ближе, чем …», «дальше, чем…»
- Работа с геометрическим материалом