Миросенко мария
Тематическое планирование валеологического сопровождения образовательного процесса в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Миросенко М. А.
Тематическое планирование валеологического сопровождения
образовательного процесса в младшей группе
Занятие по валеологии Минутки здоровья Оздоровительные процедуры Дидактические, подвижные игры Работа с родителями
Сентябрь
Тема : «Я – человек»
Цель: дать представления детям о том, что люди живут повсюду -пальчиковая гимнастика «Домик»
- дыхательная гимнастика (ежедневно, после сна)
Публикация «Тематическое планирование валеологического сопровождения образовательного процесса в младшей группе» размещена в разделах
- воздушные ванны (циклично, 3 месяца после сна
- развивающая игра «Кто это?»
Цель: развивать умение различать людей по разным признакам;
- дидактическая игра «Чего не хватает?»
Цель: развивать умение находить недостающие части лица
Анкетирование по теме: «Отношение к своему здоровью»
Октябрь Тема : «Кто я такой?»
Цель: формировать умение различать свой пол
- пальчиковая гимнастика «Моя семья»
- игровой самомассаж «Паровозик»
- бодрящая гимнастика (после сна)
Воздушные ванны (циклично, з месяца, после сна)
- дидактическая игра «Одень куклу»
Цель: умение различать пол человека
- развивающая игра «Найди различия»
Цель: найти сходства и различия у 2-х человек - родительское собрание «Здоровый малыш»
- памятка «Проведение воздушных ванн дома»
Ноябрь Тема : «Все люди разные»
Цель: дать представления детям о том, что люди отличаются друг от друга - дыхательная гимнастика (ежедневно, после сна)
Воздушные ванны (циклично 3 месяца, после сна)
Дидактическая игра «Кто это?»
Цель развивать умение различать людей по разным признакам Совместная деятельность «Моя семья» - коллаж
Декабрь Тема : «Изучаем свое тело»
Цель: дать представление детям о частях тела - пальчиковая гимнастика «Палка, палка - огуречик»
- игровой самомассаж «Части тела»
- дыхательная гимнастика (ежедневно, после сна)
Полоскание рук в прохладной воде (ежедневно)
- дидактическая игра «Собери человека»
Цель: развивать умение собирать человека из частей
- развивающая игра «Чудесный мешочек»
Цель: развивать воображение
- советы для родителей «Безопасность ребенка дома»
- совместная деятельность: рисование людей
Январь Тема : «Зачем нам нужны руки»
Цель: дать представление детям о руках, их значении в нашей жизни - пальчиковая гимнастика «Сказка о пальцах»
- игровой самомассаж «Моем руки»
- бодрящая гимнастика (после сна)
Полоскание рук в прохладной воде (ежедневно)
- развивающая игра «Доктор Айболит»
Цель: развивать умение оказывать первую помощь при ссадинах
- игра жестами «Покажи без слов»
- консультации «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка»
- памятка «Правила закаливания ребенка дома»
Февраль Тема : «Кто такие микробы»
Цель: познакомить с правилами гигиены рук
- игровой самомассаж «Прогулка»
- пальчиковая гимнастика «Щи-талочка»
Полоскание рук в прохладной воде (ежедневно)
Дидактическая игра «Как беречь наши руки?»
Цель: формировать представление детей об опасных для рук предметов Памятка «Лечебная гимнастика»
Март Тема : «Зачем нам ноги?»
Цель: дать представление о роли ног в нашей жизни - гимнастика в постели «Велосипедист»
- бодрящая гимнастика (после сна)
- босохождение (перед сном, ежедневно)
- упражнения для предупреждения плоскостопия
- гидромассаж ног (перед сном, циклично)
- подвижные игры «Найди мишку»
- игры на имитацию заданных движений «Пройди, как…»
- консультация «Прогулка в зимний период»
-изготовление плаката «Опасные предметы»
Апрель Тема : «Берегите свои ноги»
Цель: дать представление детей об уходе за ногами
- игровой самомассаж «Кошечка»
- бодрящая гимнастика (после сна)
- босохождение (перед сном, ежедневно)
- упражнения для предупреждения плоскостопия
- гидромассаж ног (перед сном, циклично)
- развивающая игра «Угадай, чьи лапы»
Цель: развитие внимания ребенка
- сюжетно-ролевая игра «Спортсмены»
Памятка «Закаляемся всей семьей»
Информация в родительский уголок
«Плоскостопие»
Май
Развлечение «Играем на улице»
Цель: дать представление детям о безопасном поведении во дворе - игровой самомассаж «Ножки»
- бодрящая гимнастика (после сна)
- босохождение (перед сном, ежедневно)
- упражнения для предупреждения плоскостопия
- гидромассажные ванны (перед сном, циклично)
- малоподвижная игра «Кого не хватает?»
- дидактическая игра «Как беречь ноги?»
Цель: найти карточки с правильным и неправильным рисунком по уходу за ногами
- подвижная игра «Лошадки»
- составление памятки «Безопасность на улице»
- комплекс упражнений для ног
Таблица 2
Тематическое планирование валеологического сопровождения
образовательного процесса в средней группе
Занятие по валеологии Минутки здоровья Оздоровительные процедуры Дидактические, подвижные игры Работа с родителями-
Сентябрь
Тема : «Все мы такие разные»
Цель: дать представления о том, что люди отличаются друг от друга - дыхательная гимнастика
- оздоровительная минутка «Солнышко»
Воздушные ванны (циклично, 3 месяца, после сна) - развивающая игра «Кто это?»
Цель: развивать умение различать людей по разным признакам
- дидактическая игра «Чего не хватает?»
Цель: развивать умение находить недостающие части лица Составление сказок с использованием методики ТРИЗ о здоровье
Октябрь Тема : «Мои уши»
Цель: дать представление детей об органах слуха – ушах
- игровой самомассаж «Поиграем с ушками»
Цель: профилактика ОРВИ
- бодрящая гимнастика (после сна)
- аурикулярный массаж
- воздушные ванны (циклично, 3 месяца, после сна)
- развивающая игра «Угадай, кто так кричит»
Цель: развитие слуха ребенка
- сюжетно-ролевая игра «Кто сказал «мяу?»
- памятка «Как помочь ребенку при боли в ушах
- игры на развитие слуха ребенка
Ноябрь Тема : «Мои глаза»
Цель: дать представление детям об органах зрения – ушах
- упражнения для глаз, применяются при переутомлении
- игровой самомассаж «С добрым утром, глазки»
- дыхательная гимнастика
Воздушные ванны (циклично, 3 месяца, после сна) - малоподвижная игра «Кого не хватает?»
- дидактическая игра «Правила безопасности для глаз»
Цель: развивать умение соблюдать правила безопасности
- памятка «Береги свое зрение»
- комплекс упражнений для коррекции зрения «Береги зеницу ока»
Декабрь Тема : «Мой нос»
Цель: дать представление детям об органах обоняния – носе
- гимнастика для профилактики ОРВИ
- дыхательная гимнастика «Король ветров»
- пальчиковая гимнастика «Варим компот»
- кислородный коктейль (циклично, 10 сеансов)
- босохождение (циклично)
- развивающая игра «Угадай по запаху»
Цель: развивать обоняние
- подвижная игра «Надуй шарик»
- консультация «Нарушение носового дыхания у ребенка»
- памятка «Как беречь органы дыхания»
Январь Тема : «Хочу быть красивым»
Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены
- гимнастика для профилактики ОРВИ
- дыхательная гимнастика «Король ветров»
- кислородный коктейль (циклично, 10 сеансов)
- босохождение (циклично) - сюжетно ролевая игра «Поликлиника»
- дидактические игры «Полезные привычки»
Цель: развивать умение отличать полезные привычки от вредных Памятка «Подвижные игры на развитие правильного дыхания с воздушными и мыльными шарами»
Февраль Тема : «Мои зубки»
Цель: формировать представление о значении зубов
- артикуляционная гимнастика «Поварята»
- гимнастика для носа для профилактика ОРВИ
- босохождение (циклично)
- закаливающий массаж подошв - сюжетно-ролевая игра «Посещение стоматолога»
- экскурсия в медицинский кабинет
Советы для родителей «Чтобы улыбка сияла»
Март Тема : «Зачем нужна еда»
Цель: дать понятие, что для поддержания жизни человеку необходима пища, вода
- оздоровительная минутка «Солнышко»
- пальчиковая гимнастика «Варим компот»
- бодрящая гимнастика (после сна)
- посещение сухого бассейна
- закаливающий массаж подошв Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное»
Цель: развивать умение отличать продукты
Дидактическая игра «Подбери картинку»
Родительское собрание «Я ем, чтобы быть здоровым»
Апрель Тема : «Кладовая витаминов»
Цель: дать понятие о витаминах - бодрящая гимнастика (после сна)
- артикуляционная гимнастика «Поварята»
- посещение сухого бассейна
- закаливающий массаж подошв Методика ТРИЗ
«Что полезно, что вредно?»
«Повар и овощи» Консультации
«Об отношении дошкольников к своему здоровью»
Май Развлечение «Урожай у нас хорош»
Цель: познакомить с полезной пищей - пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим»
- бодрящая гимнастика (после сна)
- посещение сухого бассейна
- закаливающий массаж подошв Дидактическая игра «Узнай по вкусу»
Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»
Совместная деятельность с родителями «Изготовление книжки – малышки по теме «Правила приема пищи»
Таблица 3
Тематическое планирование валеологического сопровождения
образовательного процесса в старшей группе
Занятие по валеологии Физкультурно-тематические занятия Минутки здоровья Оздоровительные процедуры Сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры Работа с родителями.
Сентябрь
Тема : «Я – это кто?»
Цель: дать представление о человеке и его частях тела Тема : «Как развивать части тела»
Цель: развивать умение выполнять упражнения для разных частей тела
- игровой самомассаж «Части тела»
- пальчиковая гимнастика «Палка, палка – огуречик»
Воздушные ванны (циклично, 3 месяца, после сна)
- дидактическая игра «Части тела»
Цель: формировать представления о частях тела человека
- игра жестами «Покажи без слов»
- родительское собрание «Валеология – что это?»
Октябрь Тема : «Мои руки и уход за ними»
Цель: формировать представления о своих руках
Тема : «Я моряком мечтаю стать, пусть меня научат»
Цель: познакомить с упражнениями для развития мышц рук
- пальчиковая гимнастика «Сказка о пальцах» (в свободное время)
- игровой самомассаж «Части тела» Воздушные ванны (циклично, 3 месяца, после сна) - дидактическая игра «Опасные и неопасные предметы»
Цель: познакомить с опасными предметами для рук
- сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь»
Цель: развивать умение и навык оказания первой помощи по порезе Памятка «Правила закаливания ребенка дома»
- упражнения для развития мышц рук
Ноябрь
Тема : «Моя кожа и уход за ней»
Цель: познакомить детей со свойствами кожи
Спортивное развлечение «Утро начинается с зарядки»
- игровой самомассаж «Паровозик»
- пальчиковая гимнастика «Цветы» (в свободное время)
Воздушные ванны (циклично, 3 месяца, после сна)
- дидактическая игра «Можно-нельзя»
Цель: повторить правила ухода за больной кожей
- сюжетно-ролевая игра «Помоги другу»
Цель: развивать умение оказывать скорую помощь при ожоге Советы по уходу за кожей «Правила гигиены и безопасности для детских рук»
- консультация «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка»
Декабрь Тема : «Мои ноги и уход за ними»
Цель: формировать представление о ногах и их роли в жизни человека Тема : «Познай себя»
Цель: закрепить знания о влиянии упражнений на определенные группы мышц Оздоровительная минутка «Солнышко»
- бодрящая гимнастика (после сна)
Босохождение (перед сном, ежедневно)
- закаливающий массаж подошв
Цель: стимуляция активных точек на ногах
Игры на имитацию заданных движений «Пройди, как…»
- подвижная игра «Кто лишний»
Консультация «Прогулка в зимний период»
Интеллектуальная игра «Счастливый случай»
Январь
Тема : «Стержень внутри меня – скелет»
Цель: дать представление о том, что у человека есть кости и мышцы
Тема : «Как укрепить позвоночник»
Цель: развивать умение выполнять упражнения, способствующие развитию и укреплению позвоночника и применять их в жизни
Бодрящая гимнастика (после сна, ежедневно)
- игровой самомассаж «Вот я какой»
Босохождение (перед сном, ежедневно)
- закаливающий массаж подошв
Цель: стимуляция активных точек на ногах
Дидактическая игра «Угадай и назови»
Цель: закрепить знания о названии и назначении органа
Памятка «Упражнения для развития мышц»
Родительское собрание «О здоровье всерьез»
Февраль
Тема «Мышцы»
Цель: дать понятие о мышцах, что физическая сила человека зависит от состояния и тренировки мышц
Тема : «Укрепляем мышцы»
Цель: развивать умение выполнять упражнения на определенные группы мышц
- бодрящая гимнастика (после сна)
- упражнения на сохранение правильной осанки
- босохождение (перед сном, ежедневно)
-закаливающий массаж подошв
Цель: стимуляция активных точек на ногах
- игры на имитацию заданных движений «Пройди, как…»
- подвижная игра «Цирк»
Цель: развитие эластичности и подвижность мышц
Интеллектуальная игра «Мышцы»
Цель: закрепить знания и умения по теме
Памятка «Лечебная гимнастика»
Март
Тема : Хочу быть красивым»
Цель: дать понятие «Осанка» и как ее сохранить
Тема : «Царственная осанка – залог здоровья»
Цель: показать комплекс упражнений на сохранение правильной осанки
- дыхательная гимнастика (ежедневно, после сна)
- упражнения на сохранение правильной осанки
- контрастные воздушные ванны (смена теплового режима в группе (циклично, после сна)
- дидактическая игра «Угадай и назови»
Цель: закрепить знания о названии и назначении органа
- экскурсия в медицинский кабинет (наблюдение за работой врача)
- комплекс упражнений на сохранение правильной осанки
- консультации «формируем правильную осанку у ребенка»
Апрель
Тема «Сердце»
Цель: дать элементарные представления о работе и строении сердце
Тема «Паровозик»
Цель: закрепить представления детей о работе сердца и роли крови в организме
- дыхательная гимнастика (ежедневно, после сна)
- упражнения на сохранение правильной осанки
- контрастные воздушные ванны (смена теплового режима в группе (циклично, после сна)
Подвижные игры с воздушными шарами и мыльными пузырьками на развитие правильного дыхания
Сюжетно-ролевая игры «Больница»
Консультация «Дыхательная гимнастика и ее значение»
Май Тема : «Безопасное поведение на улице»
Цель: познакомить с правилами безопасного поведения на улице
Развлечение «Я и улица»
Цель: повторить правила безопасного поведения на улице
- дыхательная гимнастика (ежедневно, после сна)
- упражнения на сохранение правильной осанки
- контрастные воздушные ванны (смена теплового режима в группе (циклично, после сна)
«деловая» игра «Сигналы тревоги»
Цель: познакомить с тем, как вызвать взрослых, которые могут оказать помощь
- подвижная игра «Светофор»
Цель: быстро реагировать на сигнал Советы для родителей «Безопасность ребенка дома»
Таблица 4
Тематическое планирование валеологического сопровождения
образовательного процесса в подготовительной группе
Занятие по валеологии Физкультурно-тематические занятия Минутки здоровья Оздоровительные процедуры Сюжетно-ролевые игры Работа с родителями
Сентябрь
Тема «Витамины»
Цель: дать понятие о необходимости витаминов для организма, их виды Развлечение «Урожай у нас хорош»
Цель: закрепить знания о полезной и вредной пище
- пальчиковая гимнастика «Варим компот»
- артикуляционная гимнастика
Обучение точечному массажу для профилактики ОРВИ
- сюжетно-ролевая игра «Магазин продуктов»
- дидактические игры «Полезная и вредная еда»
Цель: познакомить с полезными и вредными продуктами питания
- родительское собрание «Здоровое питание»
- консультация «Модная пища и наше здоровье»
Октябрь
Тема «Органы зрения – глаза»
Цель: дать представление о глазах, их назначении в нашей жизни
Тема : «Для чего нужны глаза?»
Цель: развивать умение выполнять упражнения для снятия зрительного утомления
- упражнения для глаз, применяются при переутомлении
- игровой самомассаж «С добрым утром, глазки!»
- точечный массаж для профилактики ОРВИ
- закаливающая носовая гимнастика (перед прогулкой)
- дидактическая игра «Полезно – вредно»
Цель: повторить правила безопасности для глаз
- сюжетно-ролевая игра «Посещение окулиста»
Цель: познакомить с работой врача Составление памятки «Береги свое зрение»
- комплекс упражнений для коррекции зрения «Береги зеницу ока»
Ноябрь
Тема : «Орган обоняния – нос»
Цель: дать понятие о носе, его назначении, развивать чувство обоняния Тема : «Воздушные шарики»
Цель: развивать умение правильно дышать при выполнении упражнений - дыхательная гимнастика (ежедневно, после сна)
- гимнастика для носа
- закаливающая носовая гимнастика (перед прогулкой)
- точечной массаж для профилактики ОРВИ
- закаливающая носовая гимнастика (перед прогулкой)
Подвижные игры с воздушными шарами и мыльными пузырями на развитие правильного дыхания
Игры – эксперименты «Выдыхаем воду», «Прищепки»
Цель: проверить правильность дыхания
Консультация «Нарушение носового дыхания у ребенка»
Памятка «Как беречь органы дыхания»
Декабрь
Тема «Орган слуха – уши»
Цель: дать представление об ушах – органе чувств человека
Тема «Путешествие в страну здоровье» (1 часть)
- закаливающая носовая гимнастика (перед прогулкой)
- игровой самомассаж «Поиграем с ушками»
Цель: профилактика ОРВИ
- обучение аурикулярному массажу
- контрастные воздушные ванны (циклично, после сна)
- развивающая игра «Испорченный телефон»
- сюжетно-ролевая игра «Кто сказал мяу?», «Шумовой оркестр»
Памятка «Как помочь ребенку при боли в ушах»
Развлечение «Путешествие в страну здоровье»
Январь Тема «Как устроен наш рот»
Цель: дать элементарные представления о строении и функциях органов пищеварения Тема : «Путешествие в страну Здоровье» (2 часть)
- дыхательная гимнастика (ежедневно, после сна)
- артикуляционная гимнастика
- обучение аурикулярному массажу
- контрастные воздушные ванны (циклично, после сна)
- сюжетно-ролевая игра «Магазин продуктов»
- дидактическая игра «Пищевое лото»
Цель: найти продукты приносящие пользу, для чего они нужны организму Консультации «Семь родительских заблуждений о морозной погоде»
Февраль Тема «Мои зубы»
Цель: дать элементарные представления о работе и строении сердца Развлечение «Берегите зубы»
Цель: воспитывать привычку ухаживать за своими зубами
- дыхательная гимнастика (ежедневно, после сна)
- артикуляционная гимнастика
Контрастные воздушные ванны (циклично, после сна
- дидактическая игра «Полезные привычки»
Цель: повторить полезные и вредные привычки
- сюжетно-ролевая игра «Посещение стоматолога»
Советы «Чтоб улыбка сияла»
Составление коллажа «Здоровая улыбка»
Март
Тема «Дыхание»
Цель: дать элементарные представления о строении и функциях органов дыхания
Тема : «Для чего мы дышим»
Цель: развивать умение правильно дышать при выполнении упражнений - дыхательная гимнастика (ежедневно, после сна)
- гимнастика для носа
Контрастные воздушные ванны (циклично, после сна)
Подвижные игры с воздушными шарами и мыльными пузырями на развитие правильного дыхания
Сюжетно-ролевые игры «Больница»
Консультация «Дыхательная гимнастика и ее значение»
Упражнения на сохранение правильной осанки
Апрель
Тема «Значение питания»
Цель: дать понятие, что человеку необходима пища, вода
Тема «Если хочешь быть здоров»
Цель: развивать умение правильно выполнять упражнения - дыхательная гимнастика (ежедневно, после сна)
Пальчиковая гимнастика «Щи-талочка»
Контрастные воздушные ванны (циклично, после сна)
-дидактическая игра «Угадай по вкусу»
Цель: узнать предмет при помощи одного из анализаторов
-развивающая игра «Найди, о чем расскажу»
Цель: угадывание растения по описанию признаков Совместная деятельность с родителями «Приготовление салатов»
Советы по приготовлению полезной пищи»
Май
Тема «Режим дня»
Развлечение «Сказка «Три поросенка» на новый лад»
- дыхательная гимнастика (ежедневно, после сна)
Контрастные воздушные ванны (циклично, после сна)
Дидактическая игра «Мой день»
Цель: развивать умение выстраивать свой режим дня Итоговое родительское собрание