Людмила Натарова
Тематическое планирование по окружающему миру в средней группе на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Тематический план
Образовательная область «Познавательное развитие»
«Ознакомление с окружающим миром»
Тема блока Тема недели Тема НОД Программное содержание Методические приемы Литература
«День знаний»
«осень» «Нас встречает детский сад»
«Кто работает в детском саду»
«Что изменилось осенью?
Сельскохозяйственные промыслы.»
1 неделя сентября
Публикация «Тематическое планирование по окружающему миру в средней группе на учебный год» размещена в разделах
«Расскажи о любимых предметах в детском саду» Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке. Учить описывать предметы, проговаривая их название, детали, функции, материал. Игровая ситуация с Незнайкой.
Описание предметов Незнайке. О. В. Дыбина «Ознакомление с природным и социальным окружением»
2 неделя сентября
«Все о детском саде» Продолжать знакомить детей с детским садом, с группами и помещениями в здании детского сада. Воспитывать любовь к детскому саду, уважение к его работникам, их труду. Формировать понятие «я – воспитанник детского сада», «детский сад мой дом родной».
Игровая ситуация «Детский сад» Художественное слово, загадки, Д/И «Что не так»,вопросы, экскурсия по саду. О. В. Дыбина «Ознакомление с природным и социальным окружением»
Экология
3 неделя сентября
«Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь» Уточнить знания детей о детском саде. Расширять знания о людях разных профессий работающих в детском саду. Игровая ситуация «Мой детский сад».
Вопросы к детям о помещениях, профессиях дет. сада
Создание фотоколлажа с фотографиями детского сада. О. В. Дыбина «Ознакомление с природным и социальным окружением»
«Петрушка идет трудиться» Воспитывать уважение к труду взрослых, желание помогать взрослым. Учить детей группировать предметы по назначению. Формирование элементарных представлений о жизни и особенностях труда в городе и сельской местности. Сюрпризный момент – письмо, работа с макетами д/и «Разложи правильно», составление письма (рассказ Петрушке). О. В. Дыбина «Ознакомление с природным и социальным окружением»
Поведение в природе
4 неделя сентября
ОБЖ
«Будем беречь, и охранять природу». Воспитывать у детей природоохранное поведение; развивать представления о том, какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению. Работа с рисунками «веселая» и «грустная полянка».
Беседа: хорошие и плохие поступки людей в природе. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева «Безопасность»
Экология
«Я в мире человек»
«В здоровом теле здоровый дух» 5 неделя сентября
«Петрушка – физкультурник» Совершенствовать умение группировать предметы по назначению; уточнять знания детей о видах спорта и спортивного оборудования; воспитывать наблюдательность Игровая ситуация «Петрушка в гостях у детей».
Игра «убери лишнее»
Игра с обручами «зима» «Лето» О. В. Дыбина «Ознакомление с природным и социальным окружением»
«Я в мире человек» «Большая семья. Профессии» 1 неделя октябрь
«Моя семья» Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи; ввести понятие «семья». Дать первоначальное представление о родственных отношениях в семье. Загадка, дидактическая игра-рассуждение «Кто ушел? Кто пришел?», игра «Составь портрет своей семьи», рассказ - образец по фото, игра «Назови ласково» О. В. Дыбина «Ознакомление с природным и социальным окружением»
«Я и друзья» Учить детей выделять положительные признаки дружбы. Худ. Лит игра «Это я, это я».
Характеристика друга. О. В. Дыбина «Ознакомление с природным и социальным окружением»
«Что я знаю о себе?» 2 неделя октябрь
«Что такое улица» Формировать элементарные представления об улице, Игровая ситуация «Экскурсия по улицам» О. В. Дыбина «Ознакомление с природным и социальным окружением»
Экология
«Родной край» 3 неделя октябрь
ОБЖ
«Транспорт на улице.
Поведение в транспорте.» Закрепить название родного поселка, название видов транспорта, правила дорожного движения, формировать у детей чувства любви к своему городу, понимание слова «Родина»
Вопросы, стихотворение, загадки, игра «Светофор», игра «Научи зайчика». Н. Г. Зеленова
Л. Е. Осипова
«Мы живем в России».
«Петрушка идет рисовать» Продолжать учить группировать предметы по назначению; развивать любознательность. Рассматривание картины «Клоун рисует».
Игровая ситуация «разложи картинки».
Игра «Найди пару» О. В. Дыбина «Ознакомление с природным и социальным окружением»
«Мы пешеходы. Транспорт» 4 неделя октябрь
Экология
«Зачем человеку одежда» 1 неделя ноября
«Путешествие в прошлое одежды» Воспитывать бережное отношение к предметам гардероба. Знакомить детей с назначением и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к пониманию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности. Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды.
Орг. момент – появление куклы, демонстрация иголок, ниток, ткань, пуговицы, кружева, ножницы, рассказ – история появления одежды, беседа по содержанию, вопросы, проблемная ситуация, опыт, раскрашивание силуэтов платья. О. В. Дыбина «Ознакомление с природным и социальным окружением»
«Труд в природе» Комнатные растения», «Аквариум» 2 неделя ноябрь
«Мир комнатных растений»
Экология расширение и закрепление представлений детей о комнатных растениях
Рассматривание папки «Комнатные растения»;
Беседа "Мир комнатных растений";
конспект
«Труд в природе»
«Что мы умеем?» 3 неделя ноябрь
Обж
«Контакты с животными» Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны Беседа с детьми о домашних животных, как они за ними ухаживают.
Работа с картинками, на которых изображены неправильные действия ребенка с их последствиями.
Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева «Безопасность»
«Нам игрушки принесли» Закреплять умение группировать предметы по назначению. Дид. игра «найди названный предмет», «группируй предметы» О. В. Дыбина «Ознакомление с природным и социальным окружением»
«Помогаем взрослым» 4 неделя ноябрь
Экология
«Помогаем взрослым» 1 неделя декабря
«Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь» Уточнить знания детей о детском саде. Расширять знания детей о людях разных профессий, работающих в детском саду. Рассматривание альбома с изображениями фото профессий сопровождающегося беседой, игра на сплочение.
О. В. Дыбина «Ознакомление с природным и социальным окружением»
«В гостях у музыкального руководителя» Познакомить детей с деловыми и личностными качествами музыкального руководителя. Сюрпризный момент – появление карлсона, экскурсия в гости к музыкальному руководителю. О. В. Дыбина «Ознакомление с природным и социальным окружением»
«Новогодний праздник» «В декабре, в декабре все деревья в серебре» 2 неделя декабря
«В декабре, в декабре
Все деревья в серебре» формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов; формировать первоначальный опыт общения с природой: учить сосредотачивать внимание на наблюдаемом объекте (снеге, выделять его характерные свойства (белый, холодный, тает, падает, отражать это в речи, понимать простейшие взаимосвязи между наблюдаемыми объектами и явлениями, передавать в рисунке впечатления, полученные на прогулках, экскурсиях, в беседах, (учить передавать образы зимней природы в рисунке и в словесном описании).
Разгадывание загадок
Чтение стихотворений
Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег».
Беседа по содержанию рассказа. конспект
Экология
«кто придет на праздник к нам» 3 неделя декабря
«Узнай все о себе, воздушный шарик» Воспитывать желание делать самостоятельные выводы через эксперимент. Познакомить детей качествами и свойствами резины. Объяснение целесообразности изготовления предметов из определенного материала. Формировать умение устанавливать связь между материалом, из которого он сделан и способом его использования. Сюрприз – появление воздушного шарика, проблемная ситуация – из чего он сделан, исследовательская дея-ть, опыт «мытье шарика», игра «Назови такое же». О. В. Дыбина «Ознакомление с природным и социальным окружением»
«Зима на участке детского сада.» Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, познакомить с первыми признаками зимы, закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. Художественное слово, загадка, экспериментальная деятельность со снегом, приметы зимы, наблюдение за деревьями, игра «Два мороза» Н. Г. Зеленова
Л. Е. Осипова
«Мы живем в России».
«скоро праздник Новый год. Подарки друзьям и близким» 4 неделя декабря
ОБЖ
Ребенок и его старшие приятели
Экология
Научить детей говорить «нет», если старший приятель пытается вовлечь его в опасную ситуацию. Рассматривание и обсуждений ситуаций «что предлагает старший приятель малышу? Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева «Безопасность»
5 неделя декабря
«скоро праздник Новый год. Подарки друзьям и близким»
«Новогодний праздник» Формировать представления детей о праздновании Нового года. Разгадывание загадок
История праздника
Игра «доскажи словечко» конспект
«Зима»
«Что изменилось зимой?» 2 неделя января
«Зимушка -зима» закреплять знания детей о зимних природных явлениях;
развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь;
закреплять знания детей о правилах безопасности зимой;
воспитывать умение слушать внимательно, не перебивать других
Игра «друг»
Дид. игра «Зимние слова»
«что здесь лишнее»
«скажи наоборот» конспект
Экология
«Зимние виды спорта» 3 неделя января
ОБЖ
«Предметы, требующие осторожного обращения»
Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. Орг. момент, передача шарика, произнося стихотворение, работа с карточками, анализ, правила в стихах. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина.
«Безопасность»
«Олимпийские зимние виды спорта»
Расширение представлений об окружающей действительности через ознакомление детей с зимними Олимпийскими видами спорта. Дать представление об Олимпийских зимних видах спорта; установка простейших взаимосвязей между видом спорта и его атрибутами, местом занятий и временем года; приобщение детей к традициям большого спорта;
формирование установок на здоровый образ жизни; Организационный момент, вопросы, подвижная игра «Хоккей», Дидактическая игра «Найди пару», пальчиковая и дыхательная гимнастики, дидактическая игра «Одень талисман».
конспект
«Зимние чудеса» 4 неделя января
Экология
«Кто живет в Арктике и Антарктиде» 1 неделя февраля
«В мире стекла» Помочь выявить свойства стекла; воспитывать бережное отношение к вещам Игровая ситуация стеклянные и не стеклянные предметы. Обследование стеклянных предметов и выявление их свойств. Разгадывание загадок.
О. В. Дыбина «Ознакомление с природным и социальным окружением»
«Животные Арктики и Антарктиды» Знакомство с Арктикой и Антарктидой, с особенностями природных условий Арктического края, с животными Арктики, их внешним видом, образом жизни и повадками.
рассматривание иллюстраций, загадывание загадок о полярных районах, о животных, обитающих в тех краях. Конспект
«Праздник мам и пап»
«Военные профессии, техника» 2 неделя февраля
«Наша армия родная» Дать представление о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «защитники Отечества». Познакомить с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники) Беседа «История праздника»,рассматривание иллюстраций с эпизодами сражений, беседа по увиденному, динамическое упражнение «Сигнальщики», Д/И «Чьи они»,дети читают стихи, составление макета «Российская армия», чтение рассказа «Шапка не велит» А. Митяева.
О. В. Дыбина «Ознакомление с природным и социальным окружением»
Экология
«Мы любим свою Родину. Былинные герои» 3 неделя февраля
Обж
«Внешность человека может быть обманчива» Объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.
Беседа «незнакомый взрослый человек».
Работа с иллюстрациями сказок. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина.
«Безопасность»
«Русь богатырская» формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях Разгадывание загадок
Чтение отрывка Илья Муромец
беседа конспект
«Я люблю свою семью» 4 неделя февраля
Экология
«праздник мам и бабушек» 1 неделя марта
«Семья - опора счастья». воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной. Организационный момент, работа с макетом дома, Д/и «Маленькие помощники», Физминутка «Дети помогают родителям», Д/и «Радость и печаль», Игра «Скажи ласково», Пальчиковая игра «Семья»
конспект
«8 Марта – Мамин день» расширить представления детей о первом весеннем празднике – 8 Марта. Загадки о весне
История праздника
Беседа о празнике конспект
«Знакомство с народной культурой и традициями» «Народная игрушка, народные промыслы» 2 неделя марта
«Дымковские игрушки» Воспитывать интерес к родному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с дымковскими игрушками. Демонстрация игрушек, художественное слово, рассказ о том, как появились эти игрушки, сказка про козлика роспись трафаретов.
Н. Г. Зеленова
Л. Е. Осипова
«Мы живем в России».
Средняя группа.
Экология
«Народная игрушка, народные промыслы» 3 неделя марта
«Путешествие в прошлое одежды» Дать понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни. Что у людей разных национальностей есть свои национальные костюмы. Сюрпризный момент появление куклы Насти.
Знакомство с предметами пошива одежды. Рассматривание иллюстраций с одеждой других национальностей.
О. В. Дыбина «Ознакомление с природным и социальным окружением»
«Народные промыслы» развитие познавательных способностей средствами фольклора и предметами народного прикладного промысла. Игра на приветствие
Беседа: ложки, матрешка, куклы, барыни, куколки конспект
«Фольклор» 4 неделя марта
ОБЖ
«Одежда и здоровье» Дать понятия ребенку о том что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра. Что бы сохранить здоровье нужно правильно одеваться. Вводная беседа: особенности профессиональной одежды.
Работа с иллюстрациями на которых изображены погода и элементы одежды.
Игра «одень куклу по погоде»
. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина.
«Безопасность»
Экология
«что изменилось весной» 5 неделя марта
«Весна»
Сезонные изменения в природе. Весна" Расширение и закрепление знаний детей о законах природы, их сезонности на примере зима- весна. Письмо с просьбой помочь от весны.
Беседа о характерных признаках весны.
«Мы бережем природу» 1 неделя апреля
«Мой город» Продолжать закреплять знания детей о родном поселке, знакомить с его достопримечательностями. Чтение стихотворения о родном поселке.
Иллюстрации поселка.
Игровая ситуация «Путешествие по поселку»
О. В. Дыбина «Ознакомление с природным и социальным окружением»
«Наш любимый плотник» Познакомить детей с трудом плотника; с его деловыми и личностными качествами. Воспитывать чувство признательности и уважения к человеку этой профессии, к его труду. Орг. момент, загадка, беседа о плотнике детского сада, рассматривание мебели, которую ремонтировал плотник, экскурсия в кабинет, беседа с ним. О. В. Дыбина «Ознакомление с природным и социальным окружением»
«труд весной» 2 неделя апреля
"Труд людей весной" Уточнять знания детей о труде людей весной на огороде, в поле Приветствие
Беседа и разгадывание загадок
Рассматривание иллюстраций
конспект
Экология
«Труд весной» 3 неделя апреля
ОБЖ
«пожароопасные предметы» Помочь детям запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Чтение сказки «путаница» К. И. Чуковского.
Обсуждение прочитанного.
Загадывание загадок.
Раскрашивание пожароопасных предметов.
. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина.
«Безопасность»
«В мире материалов». Учить детей узнавать материал, из которого сделан предмет, называть материал (стекло, металл, пластмасса, называть обобщающим словом по признаку материала (стеклянные, металлические, пластмассовые). Обследование кусочков материалов, опыты, соревнование в командах. О. В. Дыбина «Ознакомление с природным и социальным окружением»
«День победы» Кто защищает Родину 4 неделя апреля
Экология
1 неделя мая
«Есть такая профессия - Родину защищать!»
Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину советские люди в годы Великой
Отечественной войны, как живущие помнят о них. Воспитывать у детей любовь и уважение к героям, павшим за нашу Родину.
Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.
Формировать у детей первые представления об особенностях воинской службы. Вызвать у детей чувство симпатии к воину, восхищение его силой и ловкостью. Слайд. Видео фильм. Песня вставай страна огромная, стихи, пословицы, физминутка «чтобы Родине служить»
конспект
«праздник «День победы»» 2 неделя мая
Экология
«Мир природы» «Изменения в природе» 3 неделя мая
«Сезонные изменения в природе». Формировать представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях. Вхождение в игровую ситуацию:
Пальчиковая гимнастика «Прилетели птички»
Разгадывание загадок конспект
«Труд людей в природе» 4 неделя мая
ОБЖ
Личная гигиена Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Обсуждение ситуаций, которые требуют мытья рук.
Чтение стихотворения» девочка чумазая»
Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина.
«Безопасность»
Экология