Елена Милушова
Перспективно-тематическое планирование по природному миру в подготовительной группе по программе «Детство» (1 Часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
1неделя
Тема недели:
«Детский сад и школа»
Тема НОД:
«Беседа о лете»
Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках. Закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых. Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов, выражать свои мысли в связной речи. Воспитывать бережное отношение ко всему, что детей окружает. Развивать наблюдательность, внимание.
Методы и приемы:
Публикация «Перспективно-тематическое планирование по природному миру в подготовительной группе по программе „Детство“ (1 Часть)» размещена в разделах
Чтение стихотворения Е. Трутневой «Лето», вопросы к детям, уточнение, расширение ответов детей, работа с раздаточным материалом, беседа о лете, игра «Где что зреет?», поощрение, итог, анализ.
Оборудование:
Карта с изображением леса, поля, огорода, сада; карточки с изображением растений, овощей, фруктов, ягод, других даров природы, корзинки;
Литература:
Т. М Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7лет» Стр. 30
3неделя
Тема недели:
«Хлеб»
Тема НОД:
«Путешествие колоска»
Познакомить детей со злаковыми культурами, из которых выпекают белый и черный хлеб.
Развивать умение различать растение по характерным признакам (строение колоска, цвет, количество зерен.
Познакомить с современной технологией изготовления хлеба и сравнить с тем, как его изготовляли раньше.
Воспитывать уважение к нелегкому труду и бережное отношение к хлебу.
Методы и приемы:
Сюрпризный момент, игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, соломинок и пустого колоса, сравнивание колосьев ржи, пшеницы, овса, рассказы детей с использованием моделей, чтение стихотворения Д. Тихомирова «Два колоска», итог, анализ
Оборудование:
Колосья зерновых культур (рожь. Пшеница, модели процесса выращивания колосьев и изготовления хлеба, репродукции и иллюстрации (хлебная нива, посев и уборка хлебных культур раньше и теперь, игровые персонажи (мышата Круть и Верть).
Литература:О. А Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Стр. 163
Октябрь
1неделя
Тема НОД:
«Что такое природа? Живая и неживая природа»
Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы- от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек-часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями.
Воспитывать бережное отношение ко всему живому, развивать мышление, память, воображение.
Методы и приемы:
Чтение стихотворения Л. Дайнеко «Вот на земле воздушный дом…», беседа, вопросы к детям, работа с картинками, рассказы детей по картинкам, игра, итог, анализ.
Оборудование:
Модели признаков осени, игра «Для чего дереву листья?», репродукции картин.
Литература:«Экологические занятия с детьми 6-7лет»Стр. 40
3неделя
Тема недели:
«Ранняя осень.»
Тема НОД:
Беседа «Унылая пора! Очей очарованье!»
Закрепить представления детей о золотом периоде осени; учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных; развивать память детей, воображение, мышление.
Активизировать словарь детей (заморозок, ледостав); развивать умение видеть поэтическую красоту золотой осени. Объекты природы и «неприроды» (например, кусочек гранита, кирпича, букетов цветов) и рисунки с изображением объектов природы и «неприроды».
Методы и приемы:
Чтение стихотворения А. Пушкина «Осень» (Унылая пора., беседа, вопросы к детям, чтение стихов детьми, работа с моделями, игра «Птичка», ответы детей, итог, анализ.
Литература: Т. М Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7лет» Стр. 71
О. А Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Стр. 174
Ноябрь
1неделя
Теманедели:
«Осень. Перелетные птицы»
Тема НОД:
«Путешествие в осенний лес»
Обобщать и систематизировать
Знания детей об осени. (Постепенно дни становятся короче, холоднее. Часто идут дожди. Приостанавливается рост растений, трава увядает, листья опадают. В полях и на огородах, в садах убирают урожай. Исчезают насекомые, отлет птиц. Многие зимующие птицы приблизились к жилью человека. Некоторые звери залегли в спячку, другие сделали запасы пищи.) Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Развитие творческого воображения. Развивать логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к растениям и природе.
Методы и приемы:
Сюрпризный момент, игровая ситуация, рассказы детей, работа с картинками, использование загадок, игра «От зернышка до булочки», итог, анализ.
Оборудование:
Иллюстрации, дидактические игры»Времена года», «Когда это бывает?», модели приспособления животных к зиме, силуэтные изображения зверей, два симметричных пятна, фишки.
Литература:О. А Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 179
3неделя
Тема недели:
«Транспорт»
Тема НОД:
«Помощники людей»
Закреплять знания детей о сельскохозяйственных машинах, которые помогают людям убрать вовремя урожай без потерь, подготовить поля для будущего урожая, расширить представления детей о труде рабочих колхозов в разное время года. Воспитывать интерес и уважение к не легкому, но очень нужному труду механизаторов, комбайнеров, трактористов и т. д.
Методы и приемы:
Использование загадок, рассказы детей, использование моделей, чтение рассказа, вопросы к детям, итог, анализ.
Оборудование:
Картинки с изображениями разнообразных сельскохозяйственных машин, карточки для игры.
Литература: Н. Н Кокорева «Любить труд на родной земле» Стр. 48, 112
Декабрь
1неделя
Тема недели:
«Начало зимы»
Тема НОД:
«Как животные приспособились к зиме»
Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования.
Дать знания о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям.
Учить устанавливать связи между особенностями поведения и условиями среды обитания. Воспитывать стремление помогать птицам, зверям зимой.
Методы и приемы:
Сюрпризный момент, игровая ситуация, игра «Чей хвост?», рассказы детей, работа с моделями, вопросы к детям, игра «Кто живет в родном лесу?», итог, анализ.
Оборудование:
Модели: приспособление зверей к зиме (линька, изменение окраски шерсти, приготовление запасов, подготовка жилища.
Литература:О. А Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Стр. 225
3неделя
Тема НОД:
«Если хочешь быть здоров»
Познакомить детей с правилами поведения при простудном заболевании.
Закрепить представления детей о приспособляемости человека к зимним условиям жизни. Познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья человека.
Дать детям знания об использовании средств народной медицины при простудных заболеваниях.
Воспитывать желание заботиться о своем здоровье и здоровье близких людей, применять полученные знания в жизни.
Методы и приемы:
Игровая ситуация, вопросы по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик», иг/упр. «Продолжи фразу», работа с моделями, рассказы детей, уточнение народных рецептов, чтение отрывка из сказки «Цветик-семицветик», итог, анализ.
Оборудование:
Модели приготовления человека к зиме, причин возникновения простудных заболеваний, мероприятий по закаливанию, использования средств народной медицины при простудных заболеваниях, правил поведения при заболевании; цветик -семицветик.
Литература:О. А Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 229
Январь
3неделя
Тема НОД:
«Пищевые цепочки в лесу»
Закрепить знания детей о взаимосвязи в экосистеме «Лес» растений, животных, и факторов неживой природы на уровне частных и обобщенных понятий.
Сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса. Учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу.
Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.
Методы и приемы:
Беседа по материалам занятия «Этажи леса», игровая ситуация, чтение стихотворения «Лесовичок», игра «Кто что принес?», задания детям, вопросы к детям, действия детей, показ образца. Игра «Пищевые цепочки», использование песенки «Про всех на свете», итог, анализ
Оборудование:
Карточки с изображением животных, растений, птиц, насекомых живущих в лесу (лучше по несколько одинаковых экземпляров, натуральные предметы и муляжи: ягоды, орехи, грибы, мед, желуди, ; бечевки для дид. игры «Пищевые цепочки», стрелки для составления «цепочек», фланелеграфы, пособие «Напоминающие знаки», модели неживой природы (солнце, воздух, вода)
Литература:О. А Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 221