Ирина Куликова
Тематическое планирование работы с детьми по ознакомлению с Предметным и Социальным окружением с детьми 4–5 лет.
▼ Скачать + Заказать документы
№ Тема
Программное
содержание
Методы и приемы Материал
Сентябрь
1 Предметное окружение
Расскажи о любимых предметах
Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке. Учить описывать предметы проговаривая их название, детали, функции, материал.
Стр. 18. Алгоритм: символы
природного или
рукотворного мира,
формы, размера, частей
Схема описания игрушки
(мнемотаблица)
2 Явления окружающей жизни
Моя семья
Публикация «Тематическое планирование работы с детьми по ознакомлению с Предметным и Социальным окружением с детьми 4–5 лет,» размещена в разделах
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
Ввести понятие «семья». Дать первоначальное представление о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь, внук (внучка, брат (сестра, мама и папа-дочь или сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям-членам семьи. Стр. 19. Приход Незнайки, вопросы от героя, рассказы об игрушках по схеме.
Вариант усложнения. Предложить для описания, предметы определенной группы : посуда, мебель, одежда.
Октябрь Загадка, поощрение, знакомство с Матреной (рассказ от лица героя о себе, дид. /игра-рассуждение «Кто ушел?», игра «Составь портрет своей семьи», рассказы детей, игра «Добрые дела».
3 Предметное окружение
Петрушка идет трудиться
Учить группировать предметы по назначению (удовлетворение потребности в трудовых действиях, воспитывать желание помогать взрослым. Стр. 21. Чтение письма от Петрушки, игра «Разложи картинки правильно», рассказы детей Петрушке о предметах.
Три макета: огород,
кухня, комната.
Картинки с
Изображением
предметов для игр
и труда на огороде.
4. Явления окружающей жизни
Мои друзья.
Формировать понятие «дружба», 2друг», воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, побуждая их к добрым поступкам. Учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу. Стр. 24. Чтение стихотворения Л. Квитко. ,подвижная игра «Перейди через болото», дидактическая игра «Назови друзей», рассказы о своих друзьях Фото друзей
Ноябрь
5 Предметное окружение
Петрушка идет рисовать
Продолжать учить группировать предметы по назначению, развивать любознательность. Стр. 26. Игровой прием (Приход Петрушки, дид/игра «Разложи картинки правильно», дид. /игра «Найди пару». Картина «Клоун рисует», картинки
с изображением музыкальных
инструментов и
материалов для
рисования.
6 Явления окружающей жизни
Детский сад наш так хорош- лучше сада не найдешь.
Уточнить знания детей о детском саде: (Большое красивое здание, в котором много уютных групп, музыкальный и физкультурные залы, просторная кухня, медицинский кабинет. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге). Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду. Стр. 27. Рассматривание фото, вопросы, беседа о работниках детского сада.
Фото детского сада,
групп.
Альбом «Работники
детского сада»,
лист ватмана, клей, фломастеры,
цветная бумага.
Декабрь
7 Предметное окружение
Петрушка физкультурник
Совершенствовать умение группировать предметы по назначению (удовлетворение потребностей в занятиях спортом, уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования, воспитывать любознательность. Стр. 28 Дид/игра «Подбери картинку», Дид/игра «Зима-Лето», описательные рассказы о предметах по алгоритму. Картинки с
изображением
предметов, удовлетворяющих
в труде. Игре, рисовании, спорте, набор картинок с видами спорта.
8 Явления окружающей жизни
Целевая прогулка «Что такое улица»
Формировать элементарные представления об улице, обращать внимание на дома, тротуар, проезжую часть. Продолжать закреплять название улицы, на которой находиться детский сад, поощрять ребят, которые называют улицу, на 5которй живут, объяснить,как важно знать свой адрес. Стр. 31.
Игра-путешествие по улицам «Куда мы идем?», вопросы, знакомство с правилами пешеходов. Флажки, схемы-
символы6 «Магазин», «Почта», «Аптека».
Январь
9 Предметное окружение
Узнай все о себе, воздушный шарик.
Познакомить с резиной, ее качествами и свойствами. Учить устанавливать связи между материалом и способом его использования. Стр. 33
Игровой прием (прилетает воздушный шарик и хочет, чтоб о нем рассказали, игровые действия с шариком, опыты, Игра «Назови резиновые предметы».
Воздушные шары, резиновые перчатки, резинка для волос
10 Явления окружающей жизни
Замечательный врач
Формировать понятия о значимости труда врача и медсестры, их деловых и личностных качествах. Развивать эмоциональное и доброжелательное отношение к ним. Стр. 34. Игровой «Заболела кукла Аля»,
Экскурсия в медицинский кабинет. Игровые действия с куклой, рассказы детей о враче и медсестре Кукла, медицинское оборудование,
аптечка, фото семей
врача и медсестры.
ФЕВРАЛЬ
11. Предметное окружение
В мире стекла (предметное окружение)
Помочь детям выявить свойства стекла (прозрачное, прочное, гладкое, цветное) с. 36 Показ, вопросы, практические задания, рассказ, загадки Стеклянные предметы :
(бутылочки, шарики,
камешки, палочки,
стеклянный стакан)
12 Явления окружающей жизни
Наша Армия (явления окружающей жизни)
Дать детям представление о винах, которые охраняют нашу Родину, уточнить понятие «защитники Отечества» (воины, которые охраняют, защищают свой народ, свою Родину, у каждого народа, в каждой стране, в том числе и в России, есть армия, Российская Армия не раз защищала свой народ от захватчиков). Познакомить детей с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники). Воспитывать гордость за наших воинов.
Стр. 40 Беседа
Рассматривание иллюстраций
Презентация нашего мини-музея «Непобедимая и Легендарная»
Физкультминутка
«Сигнальщики»
Знакомство с головными уборами (моряка, танкиста, летчика)
Чтение стихотворения 2будем в армии служить» В. Малков
Составление макета техники
Военной
Чтение рассказа «Шапка не велит» З. Александровой.
Фото своих близких,
кто служил
Тематический Альбом
«Наша Армия»
Фотогазета «Служу
России»
книги
МАРТ
13 Предметное окружение
В мире пластмассы
Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы.
Помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная). Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность. Стр. 40 Рассматривание предметов
Вопросы
Игра «Какая на ощупь»
Обобщение свойств и качеств предметов
Беседа «Что нужно маме дома?» Предметы (игрушки,
пуговицы, прищепки,
стакан,
палочки).
14
Явления окружающей жизни
В гостях у музыкального руководителя
Познакомить детей с деловыми и личностными качествами музыкального руководителя. Подвести к пониманию целостного образа музыкального руководителя, развивать эмоционально доброжелательное отношение к нему. Стр. 41 Игровой прием (приход Карлсона)
Рассказ о музыкальном руководителе
Экскурсия в музыкальный зал
Рассказ музыкального руководителя о себе, о музыкальном зале
Сюрприз (добрая песенка)
Песенка от ребят про маму Предметные картинки
(гитара, скрипка,
гармошка, пианино,
барабан,
треугольник,
металлофон, бубен
Апрель
15 Предметное окружение
Путешествие в прошлое кресла
Знакомить детей с назначением предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло). Развивать ретроспективный взгляд на предметы. Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма)Стр. 43 Мотивация: Мы сегодня пришли в музей
Беседа
Игра «собери картинку»
Видео презентация сказки «Три медведя»
Игра «Разложи картинки по порядку» Макет бревна
Табурет, стул, кресло
Разрезные картинки
Иллюстрации сказки
«Три медведя»
16 Явления окружающей жизни
Мой поселок
Продолжать закреплять знания детей названия родного поселка Вача, знакомить с его достопримечательностями. Подвести к пониманию того, что люди, которые строили поселок, очень старались и хорошо выполняли свою работу. Воспитывать чувство гордости за свой поселок. Стр. 46
Чтение стихотворения местных авторов о поселке
Беседа
Рассматривание иллюстраций
Физкультминутка
Видео экскурсия по родному поселку
Игра «Назови родную улицу»
Игра «Собери новый парк»
Рассматривание макета поселка
Игра «Покажи знакомое место» Фотографии родного
поселка
Альбом «Мой поселок
Вача»
Разрезные картинки
«Собери герб поселка»
Макет поселка
МАЙ
17 Предметное окружение
Путешествие в прошлое одежды
Знакомить детей с назначением и функциями предметов одежды. Учить устанавливать связь между материалами и способом применения предметов одежды, подвести к пониманию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности. Развивать умение ориентироваться в прошлое одежды. стр. 48
Игровой прием :В гостях кукла Настя
Демонстрация предметов
Беседа
Рассказ
Физкультминутка
Рисование узоров на силуэтах платьев Кукла
Предметы
Силуэты платьев
18 Явления окружающей жизни
Наш любимый плотник
Продолжать знакомить с трудом сотрудников детского сада (с трудом плотника).Воспитывать чувство признательности и уважения к профессии.
Стр. 52 Игровая ситуация: Игрушки поссорились
Загадка
Беседа Рассказ о плотнике
Рассматривание нового модуля игровогоИгра «Ровным кругом»
Приход плотника
Загадки
Куклы
Игровой модуль
Дощечки
Брусочки
Ящик с инструментами
Мольберт
Картинка-путаница