Ольга Нуйкина
Тематическое планирование «Опытно-экспериментальная деятельность в первой младшей группе» на год
▼ Скачать + Заказать документы
(январь — май)
Январь
Тема : «Снег»
Занятие №1 «Снег горой»
Цель: ознакомление со свойствами снега
Материал: таз со снегом.
Вывод: снег холодный, белый, снег в тепле тает, в воде от растаявшего снега, плавает мусор, и она грязная, значит снег есть нельзя.
Занятие №2 «Следы на снегу»
Цель: дать понятие отпечатков на снегу
Материал: поднос со снегом, мелкие фигурки зверей, штампы.
Вывод: на снегу могут оставаться следы, отпечатки различных предметов.
Занятие №3 «Льдинка»
Публикация «Тематическое планирование „Опытно-экспериментальная деятельность в первой младшей группе“ на год» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Цель: ознакомление со свойствами льда: тает, плавает, хрупкий
Материал: льдинки, стаканчики с водой, молоточек.
Вывод: лед легче воды, в теплой воде лед быстро тает.
Занятие №4 «Снежные пирожки»
Цель: дать понятие, что в тепле снег хорошо лепиться и тает.
Материал: таз со снегом, детские пластмассовые сковородки.
Вывод: вылепленные из снега «пирожки» растаяли на батарее.
Февраль
Тема : «Вода»
Занятие №1 Свойства воды.
Цель: ознакомление со свойством воды-текучесть.
Материал: лейки, ковшики, стаканчики, лесенка, тазы. Переливание воды в разные емкости.
Вывод: Вода жидкая, она может течь. Вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в котором находится.
Занятие №2 «Соберем водичку»
Цель: обучение умению пользоваться губкой для сбора воды.
Материал: поднос, цветные губки, лейка с водой, тазы.
Вывод: вода впитывается губкой и легко из нее выжимается.
Занятие №3 «Разноцветная водичка»
Цель: показать, что вода может иметь цвет.
Материал: стаканчики, гуашь, кисточки, вода.
Вывод: чистая вода прозрачная, подкрашенная вода не прозрачная.
Занятие №4 «Не утонет в речке мяч»
Цель: дать представление о тонущих и не тонущих предметах.
Материал: таз с водой, камешки, резиновые малые мячи, деревянные кубики.
Вывод: резиновые мячи и деревянные кубики не тонут, а камешки тонут.
Март
Тема : «Воздух»
Занятие №1 «Можно ли поймать воздух?» (Что в пакете)
Цель: обнаружение воздуха в окружающем пространстве.
Материал: полиэтиленовые мешочки, веера, воздушный шарик.
Показать, как из воздушного шарика выходит воздух-пищит и в воде видны пузырьки.
Вывод: воздух есть везде.
Занятие №2 Свойства воздуха.
«Парашют», «Сколько весит воздух?», «Чем пахнет воздух?»
Цель: определение свойств воздуха: прозрачность, невидимость, легкость.
Материал: парашют, два шарика, палочка на веревочке, пахучие вещества, веер.
Вывод: воздух прозрачный, невидимый, легкий, без запаха.
Занятие №3 «Ветер по морю гуляет»
Цель: помочь обнаружить воздух вокруг себя.
Материал: таз с водой, кораблики с парусом.
При помощи чего лодочка передвигается по воде?
Вывод: При выдыхании воздуха получается ветерок.
Занятие №4 «Буруны» «Надувание мыльных пузырей».
Цель: обнаружение воздуха из организма, обучение умению выдувать пузыри в стакан с водой «буруны», обучение умению пускать мыльные пузыри. Материал: соломинки, жидкое мыло, стаканчики.
Вывод: При попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, при бурном выдохе в стакане водичка бурлит.
Занятие №5 «Подводная лодка из винограда»
Цель: ознакомление со свойством воздуха – легкость.
Материал: газированная вода, виноградинки, стеклянный большой стакан.
Вывод: так же как виноградинка опускаются и поднимаются в толще воды подводные лодки и рыбы.
Апрель
Тема : «Бумага»
Занятие №1 «Превращения бумаги».
Цель: ознакомление со свойствами бумаги- мнется, рвется, шуршит, размокает
Материал: различная бумага (картон, бархатная, салфетка, фольга, жатая)
Бумага бывает тонкая, мягкая, бархатная, ребристая, шершавая, толстая.
Бумага мнется, рвется, шуршит, режется ножницами, складывается, склеивается. Можно рисовать на бумаге. Что проще сложить: картон, газету, бумагу? Можно ли завязать бантик из бумаги?
А что будет если положить в воду? Пробуем разорвать сухую и намокшую бумагу. Что рвется легче? Из бумаги и салфетки сделали кораблики. Какой быстро намокнет?
Вывод: бумага бывает разная, она мнется, шуршит. мокрая легче рвется.
Занятие №2 «Сильная бумага»
Цель: определение может ли бумага быть сильной.
Материал: лист офисной бумаги, клей, книги.
Может ли бумага быть сильной? Лист сложить трубочкой, сверху положить книгу. А если 4 трубочки? Будет еще сильнее. Проверим? Мост из бумаги гармошкой. Удержит ли лист бумаги воду в стакане?
Вывод: бумага, сложенная трубочкой или гармошкой, может выдержать определенный вес.
Занятие №3 Аппликация «Колобок»
Цель: ознакомление с новым свойством бумаги скатыванием
Материал: картон, клей, кусочки желтой бумаги.
Общая аппликация «Колобок» из желтых комочков бумаги. Два стакана с водой, в один наливаем 1 ст. ложку жидкого мыла и в оба стакана бросаем скомканную бумагу. Где она раскроется быстрее? Скатаем два шарика большой и маленький.
Вывод: из бумаги можно делать комочки и использовать их в аппликации.
Занятие №4 «Волшебные цветы»
Цель: ознакомление со свойством бумаги набухать
Материал: цветы, вырезанные из цветной бумаги, таз с водой.
Вывод: бумажные цветы в воде раскрываются.
Май
Тема : «Природные материалы»
Занятие №1 «Камни».
Цель: ознакомление с камнями (различными по форме и текстуре, со свойствами камня.
Материал: камни разного размера, структуры и цвета.
Возьмите камень в руку. Сожмите его в ладошке. Какой камень, мягкий или твёрдый? Каков он на ощупь? Гладкий или шероховатый? Какого цвета? Какой формы? Какого размера? Имеет ли он запах? Можно из него лепить? А сейчас давайте попробуем отломить от него кусочек. Получилось? После каждого вопроса дети под руководством воспитателя делают вывод о характерных особенностях каждого камня, его различиях по форме, размеру, запаху, цвету.
Вывод: Да, дети, камень твёрдый. Из него нельзя лепить. От камня нельзя отломить кусочек.
Все камешки разного цвета, размера, с камешками можно играть, только давайте договоримся, что играть с ними надо осторожно, их нельзя бросать, брать их в рот.
Занятие №2 «Шишки»
Цель: ознакомление с еловыми, сосновыми, кедровыми шишками.
Материал: шишки сосны, ели, кедра.
Вывод: сухие шишки раскрываются, они приятны на ощупь, разные по виду.
Занятие №3 «Дерево»
Цель: Формировать умение определять существенные признаки и свойства дерева (структуру, твёрдость, не тонет, тяжелое и т. д.).
Материал: Кора разных деревьев, спилы дерева, деревянные предметы, емкости с водой. Игрушка Буратино
Вывод: деревянные игрушки приятны на ощупь, они твердые, не тонут в воде.
Занятие №4 «Сухой и мокрый песок».
Цель: Сравнение свойств сухого и мокрого песка.
Материал: поднос, песок, палочки, песочные часы
Воспитатель демонстрирует детям мешочки (один наполнен сухим песком, второй – влажным песком, не показывая, какой именно песок лежит в каждом из мешочков. – Что у меня в руках? Что в мешочках? Как вы думаете? Воспитатель даёт детям ощупать мешочки, акцентирует внимание детей на том, что в мешочках лежит один и тот же материал. Сравните мешочки. Какой из них легче, какой тяжелее? Почему? Проверим. Воспитатель раскрывает мешочки. В том мешочке, который легче по весу, лежит сухой песок, а в мешочке, который тяжелее, находится влажный песок.
Возьмите палочку и попробуйте провести ею по сухому и влажному песку. По какому песку лучше рисуется? (По влажному.)
Вывод: Влажный песок тяжелее, сухой песок легче Влажный песок формуется, на влажном песке полочкой рисуется легче.