Валентина Константинова
Тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе по экологическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ Модуль/Тема Объём ОД (в мин.) Способы реализации Виды детской деятельности и/или активности и/или культурные практики активности
Модуль 1. Здравствуй, осень
1.1 Мир растений Групповая деятельность : экскурсии по участку детского сада, в школьный сад, огород воспитателя Константиновой В. В., на основе наглядных материалов (плодовые деревья и кустарники, овощные культуры, цветущие растения).Игровое упражнение «Разгадай мою загадку» (узнать по описанию, подвижные игре «1,2,3- к названному дереву беги», д/и «Чьей ветки, детки». Чтение стихотворение И. Бунина «Листопад» Слушание музыкальных отрывков П. И. Чайковского «Времена года»
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Коллективное взаимодействие по сбору осенних листьев, шишек, семян садовых цветов.
Взаимодействие детей с родителями - создание фотоматериалов «Урожай собирай».
Работа в малых подгруппах по подготовке и проведению экспериментов; «Что я слышу» (сухие осенние листья шуршат и ломаются, мокрые – бесшумны)
Индивидуальная-мозаика из осенних листочков, камушков, шишек (дорожки для прыжков, «домики для птичек», сюжетные картинки).
Игровая деятельность – дидактическая игра «Разгадай мою загадку»,«Чьей ветки, детки».
Двигательная деятельность - «1,2,3- к названному дереву беги»
Коммуникативная деятельность - беседа о плодовых деревьях и кустарниках, овощных культур, цветущих растений.
Познавательно-исследовательская деятельность - «Что я слышу» (сухие осенние листья шуршат и ломаются, мокрые – бесшумны)
Чтение художественной литературы - Стихотворение И. Бунина «Листопад» Слушание музыкальных отрывков П. И. Чайковского «Времена года»
Продуктивная деятельность - подготовка создание фотоматериалов «Урожай собирай».
Дизайнерская деятельность в семье - создание «семейной странички» для группового альбома «Урожай собирай»
Коммуникативная деятельность в группе - представление «семейной странички» для группового альбома «Урожай собирай» (кто из членов семьи собрал урожай).
Трудовая деятельность - сбор осенних листьев, шишек, семян садовых цветов.
Эмоциональное восприятие творчества детей- мозаика из осенних листочков, камушков, шишек (дорожки для прыжков, «домики для птичек», сюжетные картинки)
1.2 Мир животных Групповая деятельность- экскурсия в «Цех животноводства» ЧП Григорьев А. Г. (наблюдение за трудом взрослых по уходу за домашними животными, рассматривание иллюстраций, диких животных осенью; ситуативные беседы «Обитатели скотного двора»; Кто где живет?»; «Забавные истории о добрых животных»; .Упражнение «Покажи, мы отгадаем» (движения, повадки диких животных, п/и «Дети и волк», «Охотник и звери».Чтение -- Е. Чарушин «Что за зверь?», р. н. с. «Заяц – хваста»
Взаимодействие детей с родителями - изготовление совместно с родителями макетов «Домашние животные», «Животные нашего леса».
Работа в малых подгруппах по подготовке и проведению исследовательской деятельности - поиск насекомых под камнями, в щелях, в сухих свернутых листьях (стало холодно почва охладела, нечем питаться, чтобы не замерзнуть они прячутся и засыпают на зиму). «Свойства овечьей шерсти» Д/и «Мама, папа и ребенок»; «Загадки и отгадки»; «Кто где живет»; «Пищевые цепочки»
Индивидуальная деятельность – рассказы детей из личного опыта о заготовке кормов на зиму для домашних животных.
Игровая деятельность - Упражнение «Покажи, мы отгадаем» (движения, повадки диких животных, п/и «Дети и волк», «Охотник и звери»; Д/и «Мама, папа и ребенок»; «Загадки и отгадки»; «Кто где живет»; «Пищевые цепочки».
Коммуникативная деятельность - ; ситуативные беседы «Обитатели скотного двора»; Кто где живет?»; «Забавные истории о добрых животных»; «Охрана природы».
Познавательно-исследовательская деятельность - поиск насекомых. «Свойства овечьей шерсти» (Дети рассматривают через лупу шерстяные вещи, определяют на ощупь их качества и сравнивают (варежки, шапки, свитера, пальто, брюки, валенки. .Рассказы детей о процессе изготовления шерстяной вещи.
Дети раскладывают картинки на которых изображен процесс получения шерстяных вещей: стрижка овец --> стирка шерсти --> расчесывание --> прядение нитей --> окрашивание --> вязание (ткачество - ткач) --> вязаные вещи).
Чтение художественной литературы - Е. Чарушин «Что за зверь?», р. н. с. «Заяц – хваста»
Продуктивная деятельность- изготовление макетов «Домашние животные», «Животные нашего леса».
1.3 Мир птиц Групповая деятельность- экскурсия в старый парк – наблюдение за подготовкой птиц к отлету; на водоем – наблюдение за поведением водоплавающих птиц. П/и «Птицы в гнездах», «Совушка», «Улетают – не улетают». Д/игра «Сложи птицу», «Мир птиц». Чтение В. Бианки «Синичкин календарь», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка». Загадывание загадок.
Коллективное взаимодействие по сбору перьев (для д/игр, упражнений и поделок из природного материала, заготовка семян сорных трав (пастушьей сумки, подорожника, лебеды, репейника)
Взаимодействие детей с родителями - изготовление и установка кормушек.
Работа в малых подгруппах по подготовке и проведению познавательно-исследовательской деятельности «Почему птицы могут летать?» Давайте проделаем опыт. Возьмем два листа бумаги: один ровный и гладкий, другой скомкан. Бросаю. Почему скомканный лист падает быстро, а гладкий – медленно планирует, т. к. лист легкий и широкий при падении опирается на воздух, поэтому может лететь. Раздаю птичьи перья - маховые и пуховые, рассматриваем их, показать, что перо с полым стержнем Чем перышки отличаются друг от друга? Какое из них согревает птичку? Какое перо помогает птице летать? Перо легкое или тяжелое? Почему оно легкое? Вношу в игру веер, и показываю, как складывается и раскрывается. Также раскрываются и складываются перья и хвост, когда садится и взлетает птица. Когда крылья раскрыты, птичка становится широкий и большой, она и опирается на воздух. Таким образом, птицы летают, потому что у них: широкие крылья и хвост, легкие перья с полым стержнем, жесткие маховые перья, птицы легкие, т. к. едят понемногу и часто.
Индивидуальная деятельность - веселый тренинг «Цапля», пальчиковая игра «Птицы».
Игровая деятельность - П/и «Птицы в гнездах», «Совушка», «Улетают – не улетают». Д/игра «Сложи птицу», «Мир птиц» веселый тренинг «Цапля», пальчиковая игра «Птицы».
Коммуникативная деятельность -
Рассказ воспитателя о подготовке птиц к отлету (собираются в стаи, стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед дальним полетом); на водоем – за поведением водоплавающих птиц. (достают себе пищу из воды, как зимующие птицы готовятся к зиме.
Познавательно-исследовательская деятельность - «Почему птицы могут летать?»
Чтение художественной литературы - В. Бианки «Синичкин календарь», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка». Загадывание загадок.
Продуктивная деятельность -
изготовление и установка кормушек.
Трудовая деятельность - сбор перьев, заготовка семян сорных трав
Музыкально-художественная деятельность – М. Бернес песня «Журавли»
Модуль 2. Зимушка - зима
2.1 Мир растений Групповая деятельность – экскурсии по участку детского сада, в школьный сад – наблюдение за деревьями (зимой деревья без листьев – хорошо можно рассмотреть их строение: крону, ствол, расположение веток, сравнить друг с другом; научить отличать их от кустарников). Игра «Кто лучше запомнит», «Отгадай, сколько шагов», «Разведчики». Чтение стихотворения С. Есенин «Береза», И. Суриков «Зима»
Коллективное взаимодействие – сравнение хвойный и лиственных деревьев, сравнение их между собой. Загадки.
Взаимодействие детей с родителями - выпуск газеты ДОУ «Жили были» по теме «Правила поведения в лесу» (о бережном отношении к растениям).
Работа в малых подгруппах – организация познавательно-исследовательской деятельности «Как зимуют травы» (раскопать снег и в глубине рассмотреть зеленую травку. Значит, ей не холодно под снегом. Объясните что растениям нужен отдых, поэтому зимой комнатные растения поливают реже). Засыпать стволы деревьев, цветочных клумбснегом. Д/игра «Разрезные картинки» (комнатные растения)
Индивидуальная работа по организации дежурства в уголке природы по уходу за комнатными растениями.
Игровая деятельность - Игра «Кто лучше запомнит», «Отгадай, сколько шагов», «Разведчики» Д/игра «Разрезные картинки» (комнатные растения)
Коммуникативная деятельность - наблюдение за деревьями (зимой деревья без листьев – хорошо можно рассмотреть их строение: крону, ствол, расположение веток, сравнить друг с другом; научить отличать их от кустарников). Сравнение хвойный и лиственных деревьев, сравнение их между собой.
Познавательно-исследовательская деятельность - «Как зимуют травы»
Чтение художественной литературы- С. Есенин «Береза», И. Суриков «Зима»
Продуктивная деятельность - выпуск газеты ДОУ «Жили были» по теме «Правила поведения в лесу»
Трудовая деятельность - Засыпать стволы деревьев, цветочных клумб снегом. Уход за комнатными растениями.
2.2 Мир животных Групповая деятельность - просмотр презентации «Жизнь диких животных зимой». Рассказ воспитателя о животных занесенных в Красную книгу Оренбургской области; о пользе домашних животных, их взаимоотношение с человеком. П/игры «Следопыты», «Лиса и зайцы», «Лиса в курятнике». Д/игра «Узнай чьи следы», «Чтение И Токмаковой «Как на горке снег», В. Соловьева «О щенке».
Взаимодействие детей с родителями - создание фотоматериала «Наши младшие друзья»
Коллективное взаимодействие - решение проблемных ситуаций – «Что было бы, если бы не было домашних животных?», «Можно ли обижать животных».
Работа в малых подгруппах - изготовление масок животных для театрализованной деятельности. Организация дежурства в уголке природы по уходу за черепахой. Д/игра «Танграм».Исследовательская деятельность «Следы на снегу» (кошек, собак)
Индивидуальная работа – создание книги «Жизнь диких животных зимой»
Игровая деятельность - П/игры «Следопыты», «Лиса и зайцы», «Лиса в курятнике». Д/игра «Узнай чьи следы». Д/игра «Танграм».
Коммуникативная деятельность - Рассказ воспитателя о животных занесенных в Красную книгу Оренбургской области; о пользе домашних животных, их взаимоотношение с человеком.
Познавательно-исследовательская деятельность - Следы на снегу»
Чтение художественной литературы - Чтение И Токмаковой «Как на горке снег», В. Соловьева «О щенке».
Продуктивная деятельность -
создание фотоматериала «Наши младшие друзья», книга «Жизнь диких животных зимой», - изготовление масок животных
Трудовая деятельность – дежурства в уголке природы
2.3 Мир птиц Групповая деятельность – наблюдение за поведением птиц у кормушек. Рассказ воспитателя о птицах занесенных в Красную книгу Оренбургской области. П/игры «Ворона», «Я знаю пять названий птиц». Д/игра «На кормушке».«Четвертый лишний». Чтение Л. Татьяничеой «Снегири», Л. Толстой «Сорока». Т. Шорыгина «Птицы», А. Яшин «Покормите птиц зимой», И. Чиркова «Птичьи гнезда опустели»
Взаимодействие детей с родителями -выпуск газеты ДОУ «Жили были» по теме «Покормите птиц зимой»»
Коллективное взаимодействие – посев овса и салата для корма птицам. наблюдение за всходами
Индивидуальная работа - выставка поделок из сбросового (природного материала) «Птицы нашего края». Подкормка птиц.
Игровая деятельность - П/игры «Ворона», «Я знаю пять названий птиц». Д/игра «На кормушке».«Четвертый лишний»
Коммуникативная деятельность -
Рассказ воспитателя о птицах, занесенных в Красную книгу Оренбургской области.
Познавательно-исследовательская деятельность - наблюдение за всходами.
Чтение художественной литературы - Чтение Л. Татьяничеой «Снегири», Л. Толстой «Сорока». Т. Шорыгина «Птицы», А. Яшин «Покормите птиц зимой», И. Чиркова «Птичьи гнезда опустели»
Продуктивная деятельность - выпуск газеты ДОУ «Жили были» по теме «Покормите птиц зимой».
Выставка поделок из сбросового (природного материала) «Птицы нашего края»
Трудовая деятельность - посев овса и салата для корма птицам. Подкормка птиц.
Модуль 3. Весна - красна
3.1 Мир растений Групповая деятельность - экскурсии по участку детского сада, в школьный сад (во время цветения яблонь, вишни, абрикосов, огород воспитателя Константиновой В. В. – отметить появление первоцветов (мать- и мачеха, подснежники, медуница, сон – трава, ветреница, гусиный лук, хохлатка, отметить состояние деревьев до начала сокодвижения, набухшие почки, появление сережек, первые нежные листочки, подготовка почвы, посев ранних овощных культур (морковь, петрушка, укроп). Д/игра «Что сначала – что потом» (рост фасоли) «Магазин цветов», чтение И. Токмаковой «Весна», Е. Серовой «Подснежник»,«Ландыш», Н. А. Некрасова «Зеленый шум», П. Воронько «Зеленый город»
Взаимодействие детей с родителями – совместная деятельность по благоустройству участка, разбивка цветников, проведение экологической акции «Берегиня»
Коллективное взаимодействие - посадка садовых цветов. (ирис, лилии, георгины, гладиолусы, канна)
Работа в малых подгруппах– появление воронок около стволов деревьев., Наблюдение за появлением почек. (листья распускаются в разное время). Лото «Первоцветы»,
Индивидуальная работа- посев однолетних, цветущих растений на рассаду.
Игровая деятельность - Д/игра «Что сначала – что потом» (рост фасоли) «Магазин цветов», лото «Первоцветы»,
Коммуникативная деятельность – рассказ воспитателя о первоцветах, занесенных в Красную книгу Оренбургской области, проведение экологической акции «Берегиня»
Познавательно-исследовательская деятельность - появление воронок около стволов деревьев., Наблюдение за появлением почек. (листья распускаются в разное время
Чтение художественной литературы - И. Токмаковой «Весна», Е. Серовой «Подснежник»,«Ландыш», Н. А. Некрасова «Зеленый шум», П. Воронько «Зеленый город»
Трудовая деятельность - по благоустройству участка, разбивка цветников. Посадка садовых цветов. Посев однолетних, цветущих растений на рассаду
3.2 Мир животных Групповая деятельность –
презентация - «Животные весной»(ч. 1).Экскурсия в «Цех животноводства-телятник»ЧП Григорьев А. Г. (наблюдение за трудом взрослых по уходу за телятами, ягнятами). Чтение К. Д. Ушинский «Бишка», «Петушок с семьей», «Васька», «Лошадка», «Коровка», «Курица и утята», «Лиса Патрикеевна». Рассказ И. Акимушкина «Жил – был медведь»
Коллективное взаимодействие – п/и «Волк и зайцы», «Найди лисичку», «Пастух и стадо», Д/и «Домашние животные», «Разрезные картинки»
Взаимодействие детей с родителями - создание книги «Редкие животные планеты»
Работа в малых подгруппах – поиск листоверток на березе. Наблюдение за котенком, кроликом (уход, кормление). Знакомство с энциклопедией о животных. Д/и «Зоопарк», лото «Животные разных стран»
Индивидуальная работа – артикуляционная гимнастика. Упражнение «Поймай комара», «Жуки», «Лошадка», «Кошечка сердится», «Змея» Игровая деятельность - п/и «Волк и зайцы», «Найди лисичку», «Пастух и стадо», Д/и «Домашние животные», «Разрезные картинки». Д/и «Зоопарк», лото «Животные разных стран».Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Поймай комара», «Жуки», «Лошадка», «Кошечка сердится», «Змея»
Коммуникативная деятельность – рассказ воспитателя за трудом взрослых по уходу за телятами, ягнятами. Знакомство с энциклопедией о животных.
Познавательно-исследовательская деятельность - поиск листоверток на березе.
Чтение художественной литературы - К. Д. Ушинский «Бишка», «Петушок с семьей», «Васька», «Лошадка», «Коровка», «Курица и утята», «Лиса Патрикеевна». Рассказ И. Акимушкина «Жил – был медведь»
Продуктивная деятельность -
создание книги «Редкие животные планеты»
Трудовая деятельность - Наблюдение за котенком, кроликом (уход, кормление)
3.3 Мир птиц Групповая деятельность - презентация - «Птицы весной» (ч. 2). Экскурсия в старый парк, наблюдение за строительство гнезд грачей. П/и «Грачи прилетели», «Грачи строят гнезда», «Танец грачей», «Птицы вьют гнезда», «Птицы и кукушка». Загадки о птицах. Чтение А. В. Жуковского «Жаворонок», А. Плещеева «Сельская песня», «Е. Чарушина «Воробей», В. Бианка «Синичкин календарь».Прослушивание «голосов птиц весной
Взаимодействие детей с родителями - изготовление и укрепление скворечников. Выпуск газеты «Жили были» на тему «правила поведения в природе» (о бережном отношении к птицам)
Коллективное взаимодействие – досуг «День птиц»
Работа в малых подгруппах – исследовательская деятельность «Из чего птицы строят гнезда?» (Вынести самый разнообразный материал. Поместить его вблизи гнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодится птице. Какие еще птицы прилетят за ним. Результат составляют из готовых изображений и материалов)
Индивидуальная работа-
д/игра «Третий лишний», «Узнай птицу по описанию» Игровая деятельность - П/и «Грачи прилетели», «Грачи строят гнезда», «Танец грачей», «Птицы вьют гнезда», «Птицы и кукушка». Д/игра «Третий лишний», «Узнай птицу по описанию»
Коммуникативная деятельность – рассказ воспитателя об особенностях поведения птиц весной. Досуг «День птиц»
Познавательно-исследовательская деятельность - «Из чего птицы строят гнезда?». Наблюдение за строительством гнезд грачей.
Чтение художественной литературы - Загадки о птицах. Чтение А. В. Жуковского «Жаворонок», А. Плещеева «Сельская песня», «Е. Чарушина «Воробей»,В. Бианки «Синичкин каленарь».Прослушивание «голосов птиц весной
Продуктивная деятельность - изготовление и укрепление скворечников. Выпуск газеты «Жили были» на тему «правила поведения в природе» (о бережном отношении к птицам)
Трудовая деятельность - изготовление и укрепление скворечников