Наталья Леонова
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Сад — Огород»
Конспект НОД по экологическому воспитанию на тему :
«Сад-Огород»
Цели:
1. Учить классифицировать овощи и фрукты;
2. Закрепление знаний детей об овощах и фруктах: где растут, как их убирают, как употребляют в пищу;
3. Закреплять знания о свойствах и признаках фруктов (форма, величина, цвет, вкус); об использовании их человеком;
3. Формировать бережное отношение к природе;
4. Активизировать в речи детей слова: овощи, фрукты;
5. Уточнение и закрепление словаря;
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию „Сад — Огород“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Огород. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
6. Развитие связной речи;
7. закрепление тематического словаря, навыков словообразования и словоизменения;
8. Развитие мелкой моторики пальцев рук;
9. Счёт в пределах десяти.
Оборудование:
картинки с изображением фруктов, макеты фруктов, персонаж - Ириска, 2 корзины, конверт с письмом, мяч, тарелки, фрукты из картона большие и маленькие, два подноса, формы овощей и фруктов из белого картона, пластилин.
Ход занятия
Воспитатель : Ребята! Посмотрите, сегодня к нам пришли гости, повернёмся к гостям лицом и поздороваемся.
Здравствуй,солнце золотое!
Здравствуй,небо голубое!
Здравствуй,вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
- Ребята, посмотрите,а кто еще к нам пришел? (около доски на стуле сидит Ириска, держит в руках картинки и конверт).
Дети: Да, это Ириска.
Ириска: Ребята, посмотрите какие красивые картинки, я вам принесла, только я не знаю, что на них нарисовано.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, что это (всего два слова)
Дети: Фрукты и овощи.
Воспитатель : Давайте мы поможем Ириске и расскажем, где здесь фрукты, а где овощи, какого они цвета и какой формы.
Дети по очереди выходят, берут иллюстрации, на которых изображены овощи и фрукты, говорят, что они взяли, какой формы и кладут на один поднос овощи, на другой фрукты.
- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в сказочный сад-огород. На улице у нас сейчас какое время года?
Дети: осень
Воспитатель :. А мы побываем в саду где всегда бывает лето.
Ириска, ты отправишься с нами в путешествие?
Ириска: Да! С удовольствием!
Воспитатель : Но дорога у нас, ребята, будет не простая, по дороге мы будем играть. Я буду называть вам фрукты и овощи, когда назову овощи –мы идём руки на поясе высоко поднимая колено, когда назову фрукты – мы идем на носочках руки тянем вверх к солнцу.
-Вот мы и пришли в сад. Давайте присядем на травку.
Воспитатель : Ириска, а ты знаешь, где растут овощи?
Ириска: Нет.
Воспитатель : Ребята, расскажите Ириске где растут овощи?
Дети: овощи растут в огороде на грядке, в земле или на земле.
Воспитатель : Ребята, назовите овощи, которые растут в земле.
Дети называют, а воспитатель выкладывает овощи на доску
(картофель, редиска, репа, свёкла, лук, чеснок)
А какие овощи растут на земле.
Дети называют, а воспитатель выкладывает овощи на доску
(баклажан, кабачок, тыква, капуста, огурец,помидор, горох)
Воспитатель :Молодцы!
Давайте поиграем. Я буду давать каждому в руки овощ, а вы — говорить, как их убирают.
Воспитатель : Помидоры.
Дети: Срывают.
Воспитатель : Лук.
Дети: Выдёргивают.
Воспитатель : Баклажаны.
Дети: Срезают.
Воспитатель : Репу.
Дети: Выдёргивают.
Воспитатель : Морковь.
Дети: Выдёргивают.
Воспитатель : Огурцы.
Дети: Срывают.
Воспитатель : Горох.
Дети: Рвут.
Воспитатель : Чеснок.
Дети: Выдёргивают.
Воспитатель : Картофель.
Дети: Выкапывают.
Воспитатель : Кабачки.
Дети: Срезают.
Воспитатель : Молодцы!
Ириска, а что у тебя за конверт в руке?
Ириска: Я приготовила для вас сюрприз! это загадки.
Давайте их отгадаем. (Дети стоят полукругом и смотрят на доску, даю отгадавшему ребёнку картинку с изображением фрукта и он вешает её на доску)
1. Круглое, румяное
Я расту на ветке
Любят меня взрослые
И маленькие детки (яблоко)
2. Он и сочен и душист,
А снаружи золотист.
Много долек в нём, друзья,
Будем кушать ты и я. (апельсин)
3 Хоть и очень кислый он,
В чай положим мы …. (лимон)
4. Синий мундир,
Желтая подкладка
А в середине сладко. (слива)
5. Для начинки пирога
Подойдёт нам курага.
А какой душистый плод
Людям курагу даёт? (абрикос)
6. Этот плод продолговатый,
Витаминами богатый.
Его варят, его сушат -
Называется он. (груша)
7. Плод душистый, мягкий, сладкий,
Чуть изогнутый на вид,
Жёлтой кожурой покрыт.
Лакомство для обезьян,
Мы зовём его. (банан)
- Молодцы, ребята. Все загадки отгадали.
- Ребята, как одним словом назвать яблоко, апельсин, банан,грушу,абрикос, сливу? Что это? (фрукты).
- Ребята, а на чём растут фрукты? (на деревьях).
- Как называются деревья на которых растут фрукты? (фруктовые)
- Где растут фруктовые деревья? (в саду)
- Как называется сад в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад).
Воспитатель : Молодцы!
Ириска: Ребята, а я не знает зачем люди выращивают столько много фруктов?
Дети: Чтобы их есть, потому что фрукты очень полезные, и в них много витаминов.
Воспитатель : А что можно готовить из фруктов?
Дети: варенье, компот, сок, повидло, яблочный пирог, желе, фруктовый салат и т. д.
Воспитатель : Молодцы!
Встанем в круг и поиграем в игру «Угощения» (игра с мячом)
Дети встают в круг. Я – ведущая, а теперь мы превратимся в поваров, помоем руки, оденем колпак на голову, оденем фартук, будем с вами готовить фруктовые соки, - готовы? бросаю мяч, спрашиваю:
«Сок из апельсина какой?»
Ребё нок: «апельсиновый»
Воспитатель : «из сливы?»
«из сливы?»
Ребё нок:сливовый
«из груши?»
Ребё нок: грушевый
-«из персика?»
Ребё нок: персиковый
«из яблока?»
Ребё нок: яблочный
-«из винограда?»
Ребё нок: виноградный
-«из лимона?»
Ребё нок: лимонный
-«из банана?»
Ребё нок: банановый
-«из мандарина?»
Ребё нок: мандариновый
-«из граната?»
Ребё нок: гранатовый
-«из абрикоса?»
Ребё нок: абрикосовый
А теперь мы угостим друг друга вареньем: Я угощаю Артёма яблочным вареньем и т. д. Передают мяч.
А теперь немного отдохнём!
Физкультурная пауза.
Руки поднимаем, яблоки срываем.
Руки опускаем. В корзину собираем.
Руки поднимаем и в корзину убираем.
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
- Ребята, посмотрите внимательно, фрукты у нас все одинаковые?
Дети: нет
-Воспитатель : Чем отличаются фрукты и овощи друг от друга?
Дети: формой, цветом, размером, вкусом.
- Ребята, какого цвета фрукты?
Дети: красные, желтые, синие, оранжевые и др.
Воспитатель : Значит они какие, одним словом?
Дети: разноцветные.
- Как фрукты отличаются размером?
Дети: большие, маленькие
- Ребята, Ириска предлагают вам поиграть.
Ириска: Я хочеу, чтобы вы сходили в фруктовый сад и собрали мне фрукты : разделимся на две команды.
1команда будет называться - «звёздочка» соберёт фрукты круглой формы, 2 команда - «лучики» соберёт овощи маленького размера.
Раздаю детям корзинки и они самостоятельно работают.
- Ребята, а теперь давайте посмотрим правильно ли вы справились с заданием
Выкладываем фрукты на стол по очереди и посчитаем сколько фруктов круглой формы и сколько фруктов маленького размера, ребёнок один находит нужную цифру и выкладывают её на доску, правильно или нет, чего больше фруктов или овощей?
- Молодцы, все правильно справились с заданием.
- Ребята, а Ириска тоже успела сходить в сад и набрала вам угощений. Посмотрите, все ли правильно она приготовила?
Работа в парах. Дети садятся парами. Я раздаю тарелки на которых лежат макеты фруктов и овощей, дети должны найти лишнее.
яблоко, груша, лук, слива;
апельсин, кабачок, лайм;
помидор, огурец, банан;
баклажан, слива, ананас;
Проверяю ответы детей. (Спросить у каждого, что лишнее., почему лишнее., фрукт или овощ). Добиваться полного ответа.
- Ребята, давайте, вернемся в фруктовый сад, сядем на травку и поиграем в игру «Один – много».
я говорю: (одна - груша, много – грушы; лимон – лимоны; слива - сливы; и т. д.)
- Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
Дети: об овощах и фруктах.
- Где мы путешествовали?
Дети: В саду и огороде.
- Почему сад называется фруктовый?
Дети: Потому что в нём растут фруктовые деревья.
- Где растут овощи?
Дети: В огороде на грядке, в земле или на земле.
4.
- Посмотрите у каждого на столе лежит коробка пластилина, и заготовка в форме фрукта или овоща, разомните пластилин, отщипывайте от большого куска маленькие кусочки пластилина и размажьте по кругу до границ контура. Сгладить поверхность.
Под музыку
Вот какой урожай мы собрали, а теперь положим наши овощи и фрукты на поднос.
Ириска : Ребята, я для вас приготовила приготовила нам и для наших гостей угощение. (дольками) Что это?
Дети: Яблоки.
Воспитатель : Правильно. Угощайтесь и угостите наших гостей. Приятного аппетита!
Ириска : Ребята, а мне уже пора уходить. Мне очень у вас понравилось, я узнала много нового и интересного. До свидания ребята!
Воспитатель и дети : До свидания Ириска!
- Занятие закончено. Спасибо! До свидания!