Татьяна Зыкова
Конспект тематического музыкального занятия «Вместе с Петрушкой» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Обучающая - расширение знаний о праздничной народной культуре России, разнообразии и многоплановости тематического образа;
развивающая - активизация мелкой моторики рук, наблюдательности, речи, интонационного восприятия, изобразительности;
воспитывающая - осознание детьми своего национального духовного родства с народом через приобщение к русской культуре.
Задачи: развивать способность к освоению многогранного пространства русской культуры и музыки на примере художественного материала по заданной теме.
Основа сценария – русский народный и детский фольклор.
Публикация «Конспект тематического музыкального занятия „Вместе с Петрушкой“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Ход занятия:
Зал стилизован под комнату в русской избе. На видном месте расположена ярмарочная ширма.
Под музыку дети заходят в зал, садятся.
Муз. рук-ль: Раным-рано поутру
Пастушок: "Ту-ру-ру-ру!",
А коровки в лад ему
Затянули: "Му-му-му!"
Посмотрите, ребята, мы с вами оказались в русской избе. Как вы думаете, почему здесь темно? (ответы детей). Потому что в русских деревнях жители вставали очень рано, чтобы управиться со всеми делами. Чтобы нам стало светло, давайте зажжем свечи и начнем наше утро.
Дыхательное упражнение «Свеча» с использованием светодиодных свечей, реагирующих на дыхание.
Артикуляционное упражнение «Зеркало»
Водичка, водичка,
Умой мое личико (массаж лица,
Чтобы глазоньки блестели (вращение глаз,
Чтобы щечки краснели (протыкать щеки язычком, надувать их и «лопать»,
Чтоб смеялся роток (гимнастика для губ,
Чтоб кусался зубок (покусывать зубами верхнюю и нижнюю губу).
Пальчиковая гимнастика «Маша» (с пением)
Наша Маша рано встала,
Кукол всех пересчитала (ладони сжимаются в кулаки и разжимаются в соответствии с ритмом)
Две Танюшки – на подушке (2 и 3 пальцы одновременно касаются ладони 4 раза,
Две Аринки – на перинке (4 и 5 пальцы одновременно касаются ладони 4 раза,
Три Петрушки – в колпачке –
На дубовом сундучке (1,2,3 пальцы касаются кончиками друг друга).
(Звучит звон крышки кастрюли, «пыхтение» каши).
Муз. рук-ль: Ну, вот и каша к завтраку поспела (раздает деревянные ложки).
Попевка «Люли, люли, люленьки» (пение с ритмическим сопровождением ДМИ)
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
«Чем нам Машеньку кормить?»
Один скажет: «Кашкою»,
Другой: «Простоквашкою»,
Третий скажет: «Молочком,
И румяным пирожком».
(Слышится ржание коня, цокот копыт).
Муз. рук-ль: Смотрите-ка, за окошком кони запряжены! Какие у них гривы – всем на диво!
Попевка «Конь»
Гоп, гоп, конь лихой
С настоящей головой,
С настоящей гривой,
Ах, какой красивый! (цокают язычками)
Муз. рук-ль: Садитесь скорее. Поехали!
(Дети выполняют прямой галоп по кругу, руки на поясе. По окончании музыки останавливаются)
Муз. рук-ль: Куда же привез нас вороной проказник? Неужели на ярмарку?
(За ширмой звенит колокольчик.)
Муз. рук-ль: Ой, что это?
(На ширме появляется Петрушка).
Петрушка : (громко)
Тили-бом, тили бом,
В балаганчик всех зовем!
Ребятушки, праздник, праздник!
У Петрушки праздник, праздник!
Муз. рук-ль: Здравствуй, Петрушка! Мы очень рады тебя видеть, только ты, пожалуйста, не кричи, а лучше посмотри и послушай, чем ребята здесь занимаются.
Ребята, вы все, конечно, узнали веселого героя кукольного театра – озорника Петрушку? (отвечают)
Петрушка – герой многих русских народных сказок. А чтобы вы смогли понять, какой он – я предлагаю послушать музыкальную пьесу «Петрушки с погремушками».
Слушание любой детской веселой польки (активное слушание произведения с использованием звучащих жестов и погремушек).
Муз. рук-ль: Ну, что ж, ребята? Какой характер подарил наш герой этой польке? (отвечают) Молодцы! Дети, как вы думаете, Петрушка живет только у нас? А в других странах есть такой озорник? (отвечают) Я вам открою секрет. В Германии тоже есть любимая кукла – братец нашего Петрушки. И зовут его Панч.
Петрушка : Да-да! Знаменитый композитор Иоганн Брамс даже сочинил для немецких ребятишек песню, которая называется «Петрушка». Предлагаю ее разучить.
Разучивание песни «Петрушка» И. Брамса
Муз. рук-ль: А теперь пришло время поиграть. Вставайте в круг. Давайте выберем «Петрушку»
Музыкальная игра «Нарасталочка» на основе предыдущей песни. Водящему надевают колпак, он становится «Петрушкой». Дети поют куплет песни, на проигрыш «Петрушка» показывает любое движение, дети снова поют куплет, показывают это движение, а «Петрушка» добавляет еще одно и т. д.
Петрушка : Славно поиграли! Русская ярмарка знаменита не только веселыми песнями и играми. На ярмарке покупали и продавали товары, рассказывали друг другу новости, веселились.
Муз. рук-ль: Гости и покупатели осторожно трогали глиняные кувшины, чашки, туеса, музыкальные инструменты, игрушки. А также одежду, ткани, обувь. Но главным товаром на ярмарке был хлеб.
Петрушка : А знаете, какое и по сей день самое любимое нашим народом ярмарочное развлечение? Угадайте: Еле-еле-еле-еле
Закружились… (карусели).
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Игра в кругу «Карусели» на изменение темпа в музыке. Очень украсит игру использование обруча с лентами по числу детей.
(Звенит колокольчик за ширмой).
Муз. рук-ль: (подходит к ширме) Что случилось, Петрушка? (Петрушка шепчет педагогу на ухо).
Петрушка : Конфеты! Конфеты!
Как куснешь, так уснешь!
Как вскочишь, так опять захочешь!
Муз. рук-ль: Ребята, посмотрите-ка, неужели Петрушка нас конфетами хочет угостить? Давайте скажем ему «спасибо»! И попрощаемся с ним, потому что занятие наше закончилось. До свидания, Петрушка!
Прощание с детьми. выход под музыку.