Наталья Ерохина
Тематическое музыкальное занятие «Русский народный инструмент — балалайка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект тематического музыкального занятия.
Тема : «Русский народный инструмент балалайка»
Цель: познакомить детей с историей русского народного инструмента-балалайки, учить отличать ее звучание от других инструментов.
Задачи:
Приучать детей внимательно слушать музыкальное произведение веселого, плясового характера, высказываться о характере музыки;
Публикация «Тематическое музыкальное занятие „Русский народный инструмент — балалайка“» размещена в разделах
- Балалайка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
Приобщать детей к народной музыке, воспринимать ее в исполнении народных инструментов в записи.
Развивать танцевально-двигательную активность детей, побуждать принимать активное участие в игре.
Воспитывать интерес, эмоциональную отзывчивость к произведениям русского фольклора.
Формировать доброе отношение друг к другу.
Предварительная работа:
Познакомить детей с произведением П. И. Чайковского «Камаринская», разучить с трио мальчиков песню «Балалайка», со всеми детьми разучить танец «Тверская кадриль».
Оборудование:
Балалайка, фортепиано, русские народные инструменты (бубны, ложки, трещотки, бубенцы, видеоролик «Мультфильм «Камаринская», телевизор и DVD – плеер, аудиозаписи «Русская народная песня «Во саду ли, в огороде» (со словами и без слов, «Камаринская» в исполнении балалаечника (запись, портрет П. И. Чайковского, сборник произведений П. И. Чайковского «Детский альбом», папка-раскладушка «История Балалайки», раздаточные материалы, «музыкальный короб» с детскими музыкальными инструментами.
Перед началом занятия музыкальный руководитель обращается к гостям с приветствием:
Обращение к гостям:
Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час-
Встречу теплую такую
Мы готовили для вас.
Хлебосольством и радушьем
Знаменит тверской наш край:
Здесь для вас и сказки русские,
И медовый каравай.
И места гостям приметные
За обеденным столом-
Ведь сегодня радость светлая
Вместе с вами входит в дом.
Ход занятия.
I.Приветствие.
(Дети с воспитателем под русскую народную музыку входят в зал, заводят круг)
Музыкальный руководитель.
Я очень рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга.
(музыкальное приветствие)
II.Музыкально – ритмические движения.
Музыкальный руководитель.
- Ребята, я вам предлагаю сегодня снова отправиться на ярмарку. Хотите? А пойдем мы с вами танцевальными шагами, которые используются в русских народных танцах : простым бытовым шагом, переменным ходом, боковым ходом с припаданием и дробным шагом.
(дети идут по кругу, выполняя заданные виды шагов под русскую народную песню (без слов) «Во саду ли, в огороде» длительность 1:15)
(Музыкальный руководитель предлагает детям присесть на стульчики, обращает внимание на посадку детей.)
Музыкальный руководитель.
- Ребята, как вы думаете – под какую музыку вы входили и танцевали - под народную или композиторскую? (народную)
- Вспомните, как называется эта песня.
- Какая по характеру была музыка? (веселая)
II.Развитие чувства ритма. Музицирование.
Музыкальный руководитель.
- Какие инструменты вы услышали в этой музыке? (ответы детей)
- Давайте «украсим» мелодию, добавив к балалайкам еще инструменты. А вот какие - отгадайте: у меня есть музыкальный короб, в котором лежат нужные нам музыкальные инструменты.
1. Музыкальным инструментом
Кашу есть и щи хлебать
Можно запросто, а после
Для друзей своих сыграть. (ложки)
(воспитатель помогает раздать ложки)
2. Я сыграю от души
ритм очень трудный.
Что звучит? Скорей скажи?
Непоседа (бубен)
(воспитатель помогает раздать бубны)
3. Инструменты в руки взяли,
дружно громко заиграли.
Нам играть не надоест.
Что создали мы? (оркестр)
(игра на музыкальных инструментах - бубнах и ложках под музыкальное сопровождение в записи)
IV.Изучение нового материала. Проблемная ситуация. Беседа.
Музыкальный руководитель.
- Ребята, я вам уже многое рассказывала о музыкальных инструментах
Инструменты, на которых вы играли, не простые – русские народные. Когда-то на них ваши прапрабабушки играли и своих прапраправнуков потешали.
- Вспомните, с помощью какого музыкального инструмента отпугивали злых людей со двора? (изображает игру на трещотке)
- Какой музыкальный инструмент крепили лошадям на дугу, чтобы издалека было слышно, кто едет? (бубенцы).
- А самым простым музыкальным инструментом можно было и щи хлебать, и музыку сыграть. Каким? (ложки)
- Ребята, у меня в музыкальном коробе есть еще один инструмент. Отгадайте какой.
Треугольная доска,
А на ней три волоска.
Волосок- тонкий,
Голосок звонкий.
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент-
Самый русский инструмент.
(балалайка)
- Хотите узнать, чем интересна балалайка? Тогда слушайте.
Давным- давно жили бедные крестьяне и, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляниях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали, играли. Но вот как назвать его? Думали- думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент….как? (балалайкой).
Посмотрите – вот она.
(показ инструмента и виды балалаек)
Музыкантов, которые играют на балалайках, называют балалаечниками. А есть ли среди вас балалаечники? (ответ детей)
Ребята, к нам в гости на занятие пришел преподаватель Детской Музыкальной школы (Ф. И. О.). Он сейчас сыграет на этой балалайке, и вы услышите ее звучание.
(педагог играет, детям понравился «голос» балалайки, они благодарят музыканта, высказывают свои впечатления).
Балалайка - струнный инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах. Посмотрите, из каких частей состоит она - гриф, резонатор, три струны. корпус у балалайки треугольный. Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздя, а детали соединяют специальным клеем.
(показ картинки «изготовление балалайки»)
*
Про балалайку сложено много сказок, в которых рассказывается о том, как балалайка своим звучанием спасала целые народы и страны от драконов или других злых врагов. И сам инструмент не всегда имел такую форму, и изготавливался не из дерева, а из…тыквы.
Впервые балалайка упоминается в письменах, рассказывающих о временах правления царя Петра Первого. На балалайке играли веселые скоморохи.
(показ картинки «скоморохи»)
*
V. Слушание музыки.
Музыкальный руководитель.
- Балалайка так полюбилась русским людям, что многие великие композиторы стали сочинять свои произведения, в которых звучит балалайка. На прошлом занятии я вам играла произведение. Сейчас я напомню отрывок из него.
(исполнение на фортепиано отрывка из «Камаринской»)
- Как называется эта музыка?
Дети.
-«Камаринская»
Музыкальный руководитель.
- Как вы думаете, эта музыка народная или композиторская?
Ваши мнения разделились. Но все вы правы.
«Камаринскую»,которую играла вам я, написал известный русский композитор (показ портрета) Петр Ильич Чайковский. Чайковский услышал мелодию «Камаринской», которую играл простой крестьянин.
(первое слушание русской народной «Камаринской», длительность 0:24)
- Понравилась вам музыка? Какая она? Какой инструмент вы услышали?
Дети.
- Балалайку.
Музыкальный руководитель.
- Что хочется делать под эту музыку?
Дети.
- Веселиться, плясать.
Музыкальный руководитель.
- Верно, это плясовая, веселая, озорная.
Послушайте стихотворение Виктора Лунина о «Камаринской».
(книга «Детский альбом» (страница 74)
Музыкально – дидактическая игра.
- Раньше Камаринскую танцевали на всех базарах и ярмарках. Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, в котором использована музыка Чайковского. Но вы должны не только с интересом смотреть, но и внимательно слушать. Как только услышите звучание балалайки - поднимайте карточку с изображением этого инструмента.
(просмотр мультфильма «Камаринская», продолжительность 1:07)
- Ребята, а как называется область, в котором мы живем?
Дети.
- Тверская область.
Музыкальный руководитель.
- Знаете ли вы, что именно в Тверской области в городе Бежецке поставлен первый памятник русской балалайке. И даже есть такой ежегодный международный праздник музыкантов-народников «День балалайки», который проводится летом и собирает огромное количество музыкантов, но кроме россиян, никто не умеет так хорошо играть на балалайке. И именно в нашей Тверской области жил человек Василий Васильевич Андреев, который возродил и балалайку, и многие другие русские народные инструменты.
(показ фотографии)
VI. Пение.
Музыкальный руководитель.
- Балалаечник идет,
Балалаечник поет.
Три струны ее звенят,
Всех в округе веселят.
Балалаечник- всем брат,
В деревнях он нарасхват.
Если от души играет,
Вся деревня подпевает.
В нашем детском саду есть свои балалаечники.
(трио детей исполняет песню «Балалайка» слова и музыка Т. В. Бокач)
VII. Пляска.
- В нашей Тверской области не только замечательные музыканты, но и самые лучшие танцоры. Отгадайте, какой танец мы будем танцевать?
Имеет разные названья,
Но все же виден общий стиль.
С частушкой схожа без страдания
Простая русская… (кадриль).
(Дети танцуют «Тверскую кадриль». Описание движений и ноты в журнале «музыкальный руководитель №2\2009год,сценарий «Зеленые Святки», автор И. Рыбкина)
VIII. Игра.
- Ребята, а ведь и раньше на Руси, и сейчас любят дети играть. Выходите, поиграем в русскую народную игру «Никанориха».
(описание игры в сборнике Н. А. Щербаковой «От музыки к движению и речи», стр. 34-35)
Игра «Никанориха» (русская народная песня).
В этой игре поставлена, более сложная задача - самостоятельно выполнить танцевальные движения под музыку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу, сопровождая движение пением:
Никанориха гусей пасла,
Запустила в огород козла.
Никанориха ругается,
А козел-то упирается.
Далее под музыку «Камаринской» (такты 1-12) дети продолжают движение по кругу, но уже топающим шагом. На такты 13-24 переходят на пружинный бег, врассыпную. С окончанием музыки стараются быстро подобрать пару и отойти от центра зала, освобождая место для того, кто остался без пары. Хором произносят слова:
Надо быстро пару брать,
Чтобы козликом не стать.
Проигравший ребенок танцует под музыку «Камаринской», а все остальные, помогая ему, прохлопывают ритмический рисунок.
Музыкальный руководитель.
- Под какую музыку мы играли?
Дети.
- Под «Камаринскую»
IX. Подведение итогов занятия.
Музыкальный руководитель.
- О каком русском народном инструменте мы сегодня говорили?
- Какие мелодии, исполненные на балалайке, слушали?
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- Я предлагаю вам дома придумать историю о том, как подружились русские народные инструменты, например, балалайка с баяном, или о том, как поспорили балалайка и гитара- кто из них нужнее в современное время. Или нарисовать балалайку не обычную, а например- в сарафане.
А наша ярмарка закрывается, и всем пора домой- в свою группу.
(Музыкальное прощание «До свидания»)
(Выход детей под музыку).