Ирина Гарунова
Сценарий тематического мероприятия в форме интеллектуально-познавательной игры «Мы — юные защитники природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных, занесенных в Красную книгу, заражение водных ресурсов – все это беды, которые человек наносит природе. Чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо воспитывать экологическую культуру у наших детей, и воспитание это нужно начинать с самого раннего детства. Прививать детям интерес к природе, научить любить её и беречь можно, используя разнообразные формы и методы. Одной из самых эффективных форм является игра.
Публикация «Сценарий тематического мероприятия в форме интеллектуально-познавательной игры „Мы — юные защитники природы“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Дидактические игры и пособия
- Экология, защита природы. Сценарии
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» сентябрь 2022
Интеллектуально-познавательная игра «Юные защитники Природы» проведена в рамках всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-дошколята» и соответствует целям и задачам данного проекта.
Основная цель мероприятия - создание условий, способствующих развитию экологической культуры и экологического образования дошкольников.
Задачи мероприятия:
-формирование культуры природолюбия у дошкольников через актуализацию полученных знаний о природе, охране окружающей среды и развитие умения применять их в своей жизнедеятельности;
-пропаганда экологически-ориентированного образа жизни, способствующего решению проблем сохранения природы, животного и растительного мира;
-вовлечение воспитанников в деятельность детской дошкольной организации «Эколята-дошколята»;
-расширение общего кругозора дошкольников, развитие умения делать выводы и умозаключения;
-поддержка детской инициативы, творческой фантазии и смекалки;
-воспитание чувства дружбы и товарищества, желания прийти на помощь.
Актуальность мероприятия обусловлена привлечением внимания общества к формированию экологической культуры у подрастающего поколения, на которого возлагаются большие надежды в преодолении и предотвращении экологических проблем, возникающих по причине небрежного отношения человека к окружающей его природе.
Новизна мероприятия заключается в удачном сочетании интеллектуальных состязаний, где сказочные герои выступают в роли наставников, с торжественным посвящением дошкольников в ряды природоохранной организации, а также в форме проведения мероприятия - игра-соревнование, в ходе которой у детей возникает естественное желание максимально проявить свои знания и умения.
Значимость данного мероприятия
Данное мероприятие имеет практическую значимость, так как способствует:
-реализации одного из приоритетных направлений образовательной политики России и ЯНАО;
-обеспечивает формирование у дошкольников мотивации к природоохранной деятельности;
-способствует разработке и внедрению новых инновационных форм работы с дошкольниками по экологическому воспитанию;
-мотивирует дошкольников к вступлению в ряды дошкольной образовательной организации «Эколята-дошколята», вовлекает педагогов в инновационную деятельность и саморазвитие;
-способствует удовлетворённости родителей качеством дошкольного образования.
Форма проведения: интеллектуально-познавательная игра.
Участники: воспитанники старших и подготовительных групп.
Оборудование: мультимедийные презентации, ТСО, мольберты или магнитные доски, картинки с изображением различных ситуаций-состояний природы, схема для составления рассказа по картинке; карточки с проблемными ситуациями по экологии; карточки с природными зонами, картинки животных, обитающих в разных природных зонах (пустыня, арктическая пустыня, лес, джунгли,тонированные основы из ватмана, имитирующие природные зоны, клей-карандаш; конверты с разрезными картинками; емкость с водой, искусственные елки, игрушки: рыбки, лесные животные, водоплавающие птицы.
Методы, формы и приемы проведенного мероприятия:
методы и приемы: наглядные (наблюдение, рассматривание, показ, словесные (вопросы, пояснение, поощрение, напоминание,практический метод, метод игрового проблемного обучения, использование мнемотаблицы, использование компьютерных и мультимедийных средств;
формы мероприятия: игра, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, обсуждение, разгадывание загадок, игровые упражнения, соревнования.
Вывод о проведенном мероприятии:
Мероприятие способствовало развитию экологического сознания дошкольников, уточнению и систематизации знаний детей о природе, об объектах и явлениях живой и неживой природы, способствовало расширению и обогащению словарного запаса воспитанников. Кроме развития экологической культуры, мероприятие сыграло положительную роль в социализации старших дошкольников, а также в сплочении всего коллектива ради общего дела – охраны окружающей природы. Кроме того, мероприятие стало одним из действенных средств, направленных на дальнейшее самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности с активной познавательной и гражданской позицией, что и является основным требованием ФГОС ДО.
Ход мероприятия
Ведущий:
-Доброе утро, ребята! Доброе утро, жители прекрасной планеты Земля! Сегодня в нашем детском саду пройдет замечательное мероприятие, которое называется «Юные защитники Природы».
Звучит музыка, входит Лесная Фея с Эколятами.
Лесная Фея:
-Здравствуйте, дорогие ребята! Я – Лесная Фея, а это мои помощники - Эколята: Умница, Шалун, Ёлочка и Тихоня – верные друзья и защитники Природы.
Шалун:
- Я - Шалун. Я - самый озорной и немножко шкодливый! Я очень люблю веселые игры. А еще я люблю и стремлюсь узнавать что-то новое и неизвестное.
Ёлочка:
- А я – Ёлочка - самая веселая и общительная! Я люблю ходить к малышам в гости, чтобы поиграть с ними и поговорить о том, о сём.
Тихоня:
-А я – Тихоня! Я – тихий и скромный, даже стеснительный. Я всегда и во всем поддерживаю своего старшего брата Шалуна, а ещё я очень люблю цветы!
Умница:
-Я – самая старшая и самая серьезная. Я люблю читать, поэтому много знаю и рассказываю своим друзьям интересные истории.
Лесная Фея:
-Мы ходим по Земле, да за порядком следим. Только трудно нам стало. Смотрим: то ветка сломана, то гнездо разорено, то цветы помяты, то мусор разбросан… Вот и решили мы подыскать себе помощников. Шли, шли и увидели ваш детский сад. Заглянули и видим: сосны, берёзы вокруг! Кормушки висят! Чистота кругом! Подумали, что в этом саду живут добрые и заботливые дети, которые любят растения, животных, птиц и ухаживают за ними. Так ли это, ребята? (Ответы детей).
Ведущий:
-Лесная Фея, вы со своими помощниками сделали правильно, что пришли в гости именно к нам. Мы как раз собрались сегодня здесь, чтобы рассказать и показать свои знания о Природе (детям средней группы, и вы увидите (убедитесь, что наши дети тоже могут стать настоящими друзьями и защитниками Природы.
Лесная Фея:
-Ребята, а вы хотите стать моими помощниками? Не побоитесь пройти испытания, которые мы для вас приготовили? (Ответы детей).
Лесная Фея:
-Давайте сначала проведу небольшую разминку, все вместе поиграем в игру «Если я приду в лесок», где вам нужно ответить «да» или «нет» (если то, что прочитаю можно делать, то «да», если нельзя – «нет») .
Игра «Если я приду в лесок»
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Лесная Фея:
-Молодцы, ребята! А вы все эти правила соблюдаете (Ответы детей).
Лесная Фея:
-Молодцы! К сожалению, есть люди, которые не соблюдают правила поведения в лесу, небрежно относятся к природе.
Какие правила нарушены, к каким последствиям может привести такое поведение, вы мне расскажете в следующем задании, которое называется «Хорошо или плохо», но сначала нам нужно разделиться на команды.
На столе цветной стороной вниз лежат кружочки синего, красного, зеленого и желтого цвета. Дети выбирают кружок и садятся за столы с флажком соответствующего цвета.
Лесная Фея:
- Итак, команды, готовы!
Первое задание:
На столе лежат картинки с различными ситуациями по количеству команд. Назначенный игрок от команды выбирает картинку, команда обсуждает (по истечении времени) и по предложенной схеме рассказывает, какая ситуация изображена на картинке, хорошо это или плохо, к каким последствиям может привести такое поведение.
Выигрывает та команда, которая правильно определила ситуацию и наиболее полно раскрыла проблему, дала более подробный, развернутый ответ.
Лесная Фея:
-Ну что же, ребята, молодцы, с заданием вы справились! А сейчас предлагаю посмотреть, как живется рыбам в загрязненной воде.
Лесная Фея проводит эксперимент: в тазик с чистой водой вливает нефть и опускает туда рыбок (игрушки). Все вместе наблюдают за тем, что происходит с рыбками, обсуждают и анализируют ситуацию, делают выводы.
Лесная Фея:
- Ребята, а загадки отгадывать вы умеете? (Ответы детей).
Лесная Фея:
-Сейчас проверю!
Когда я голодный меня не встречай,
Щелкну зубами, съем невзначай (волк).
Ноги толстые, как бревна,
Весит он немало тонн.
Все мы знаем, что конечно,
Это нам знакомый. (слон).
Он живет где жуткий холод,
Средь снегов живет и льдин.
В черно-белом фраке ходит
Птица гордая. (пингвин)
Лесная Фея:
-Волк, слон, пингвин, как можно назвать их одним словом? (Животные).
А как вы думаете, они все вместе живут? (Ответы детей).
Лесная Фея:
-Вот это, ребята, будет второе задание для вас.
Игроки от каждой команды вытягивают карточку с природной зоной (пустыня, арктическая пустыня, джунгли, смешанный лес, команде нужно найти животных, обитающих в этой природной зоне и наклеить на соответствующий мольберт.
Лесная Фея:
-Теперь посмотрим, как вы справитесь со следующим заданием!
Третье задание:
На столе лежат карточки с проблемными ситуациями. Игроки от каждой команды выбирают карточку, команды обсуждает, дают аргументированный ответ.
Лесная Фея: Ну что, ребята, с третьим заданием вы тоже справились, молодцы!
У меня осталось последнее, самое сложное задание, которое называется «Собери картинку».
На столе в конвертах лежат разрезные картинки. Командам нужно собрать картинку, назвать, что там изображено. Потом звучит вопрос для всех команд: «Как вы думаете, что между ними общего?» Выигрывает команда, которая ответит правильно и быстрее остальных. (Они все занесены в Красную Книгу России).
Ведущий:
-Раз задания закончились, предлагаю членам жюри посовещаться и подвести итоги нашей игры.
Лесная Фея:
-Ребята, пока жюри подводит итоги, предлагаю очистить лес и речку от мусора. Согласны? (Ответы детей).
Игра «Собери мусор»
После игры слово предоставляется жюри. Награждение команд.
Лесная Фея:
-Ребята, несмотря на результаты игры, я хочу сказать, что вы все молодцы! Я убедилась, что вы (настоящие знатоки природы) можете стать друзьями и защитниками Природы. Но чтобы стать моими помощниками – Эколятами, вам нужно произнести Клятву. Готовы? (Ответы детей).
Тогда мы вам сначала наденем пилотки и повяжем галстуки Эколят.
Теперь повторите со мной:
-Я честный, добрый и заботливый человек. Я хочу вступить в ряды Эколят.
-Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!
-Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому я обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними.
-Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому я обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.
-Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому я обещаю убирать за собой мусор всегда и везде, сортировать бытовые отходы и сдавать вторсырье в переработку.
-Вступая в ряды Эколят – Молодых защитников природы, я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надежным и верным.
-Клянусь все свои знания и силы направлять на заботу природы, животных и растений.
-Клянусь нести знания о природолюбии окружающим меня людям.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Лесная Фея:
-Поздравляю вас, вы теперь – Эколята – дошколята – юные защитники Природы! И в честь этого мы хотим подарить вам вот такой замечательный глобус!
Смотрите, какая наша Земля красивая! Берегите ее! Старайтесь, чтобы она оставалась такой же красивой и чистой!
Ведущий:
-А у нас для вас сладкий сюрприз!
Сладкое угощение.
Под музыку все уходят из зала.