Анна Филимонова
Тематический план работы по эмоциональному развитию у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
▼ Скачать
Тематический план работы по эмоциональному развитию у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Содержание работы :
Раздел 1. Трудное чувство «дружба» (4ч)
1.1 Знакомство. «Какой я» (1ч)
Публикация «Тематический план работы по эмоциональному развитию у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Темочки
Дети знакомятся с основными правилами работы. Осваивают адекватные навыки общения, и изменения своего настроения. Повышают интерес к себе и своему имени. Через упражнения дети закрепляют уверенность в себе, формируют адекватную самооценку. Закрепляют умение подчеркивать свою индивидуальные особенности. совершенствование умения выражать свои мысли и чувства; формирование позитивного отношения к своему «Я», к сверстникам; обучение приемам расслабления, снятия мышечного напряжения; создание возможностей для самовыражения;
1.2 «Какой ТЫ» (1ч)
Путем тактильного ощущения дети определяют, чьи ладошки «приходили в гости». Дети отвечают на вопрос: «Какой ты и чем отличается от остальных».
1.3 Что такое дружба? (1ч)
Детям рассказывают сказку о цветке, которому не удавалось подружиться. Знакомят с понятием «дружба».
1.4 Какие чувства мешают дружить(1ч)
Дать представления о том, что такое дружба. Расширять элементарные представления о том, какими качествами должен обладать друг, и какие чувства мешают дружбе.
Раздел 2. Мои чувства (7 ч)
Темы данного раздела помогут развивать эмоциональный мир ребенка. Дети научатся понимать эмоциональное состояние других людей, помогут понять причины возникновения эмоциональных состояний. Данный раздел познакомит детей с внешними выражениями разных эмоциональных состояний. На занятиях дети познакомятся с эмоциями радости, грусти, страха, удивление, злости. Они научатся понимать настроение других, понимать их позицию, знакомятся с названиями различных эмоциональных состояний.
Этот раздел предусматривает знакомство старших дошкольников с жестами и мимикой, на занятиях дети учатся не только выражать свои эмоции так, чтоб они были ясны окружающим, но и понимать по внешним проявлениям, какие чувства в тот или иной момент может испытывать другой человек.
2.1 Радость, удивление(1ч)
Познакомить детей с чувством радости. Помочь понять причины возникновения радости, умение определять их по внешним проявлениям. Выражать чувство радости в изобразительной деятельности. Знакомить с чувством удивления. Формировать у детей умение передавать эмоции художественными средствами. Продолжать распознавать различные эмоции по выражению лица.
2.2 Грусть, страх, злость. (1ч)
Знакомить с эмоциональным состоянием «грусть». Рассмотреть фотографии с чувством грусть. Развитие умения распознавать данное эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми. Познакомить с чувством страха, изучить выражения эмоциональных состояний в мимике. Помочь понять причины возникновения страха. Способствовать профилактики страхов у детей. Формировать умение детей находить конкретный выход из проблемной ситуации. С помощью упражнения «Мешочек злости» снять напряжение, выплеснуть злость. Тренировать умение различать эмоции.
2.3 Стыд, вина (1ч)
Знакомить с чувством вины. Рассмотреть фотографии и картинки с изображением чувства вины. Чтение рассказа Л. Н Толстого «Косточка». Помочь понять причины и внешне проявление изменения настроения.
2.4 Отвращение, брезгливость (1ч)
Знакомить детей с чувством отвращения. Рассмотреть фотографии и рисунки. Рассказать историю «Соленый чай». С помощью упражнения «Мусор» отрабатывать мимические навыки, развивать выразительность движений.
2.5 Как победить свой страх (1ч)
Продолжать развивать у детей умение узнавать чувство страха по его проявлениям, умение справляться с чувством страха. Помогать детям, выражать чувство страха в рисунке.
2.6 Как помочь грустному человеку (1ч)
Помочь детям понять причины грустного настроения. Познакомить детей с приемами оказания помощи грустному человеку. Развивать способность детей к рефлексии.
2.7 Как помочь сердитому человеку (1ч)
Познакомить детей с различными проявлениями негативных эмоций. Проиграть «Историю про Ванечку и Танечку». Познакомить со способами избавления от «сердиток».
Раздел3. Я - хозяин своих чувств (5 ч)
Темы настоящего раздела предполагают обучение ребенка управлять своими чувствами переживаниями. Для того, чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, каждый ребенок должен знать, что, хотя ему многое пока не удается и его возможности ограничены, но они совершенствуются, развиваются, и завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Очень важно, чтобы чувство уверенности в себе складывалось у человека с самого раннего возраста. С этой целью педагог должен помочь ребенку постепенно осознать, что он во многом похож на других людей, но в то же время чем-то от них отличается.
3.1Пойми меня (1ч)
Знакомить детей со способами общения. С помощью упражнения «Скажи без слов» знакомить со способами невербального общения. Через игру «Холодно - горячо» формировать доверительные отношения друг к другу. Разыгрывание ситуаций, и выход из затруднительных ситуаций.
3.2 Чем мы отличаемся друг от друга (1ч)
Развивать коммуникативные навыки, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу. Продолжать знакомить с отличительными особенностями других детей. Развивать положительную самооценку.
3.3Поиграй со мной. (1ч)
Формировать коммуникативные навыки через игру. С помощью игры «Пересядьте все, кто…» способствовать развитию взаимопонимания между детьми. Через упражнение «Раскрась варежку» развивать умение выполнять задание вместе и договариваться друг с другом.
3.4Твои поступки и чувства других. (1ч)
Помочь понять, что каждый поступок вызывает чувства других людей. Используя упражнения помочь детям выйти на разговор о значимых переживаниях.
3.5 Итог (1ч)
Закреплять знания об основных эмоциональных состояниях. С помощью игр дети определи те качества человека, которые, мешают жить дружно как самому человеку, так и окружающими и те, которые, помогают дружить и жить в мире. Развивать умение передавать свое настроение художественными средствами.