Наталья Сабанцева
Тематический план по основам финансовой грамотности для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тематический план по азам финансовой культуры в подготовительной к школе группе.
Дата № занятия, тема Содержания занятия Формы и методы проведения.
1. «Без труда нет жизни на земле».
Публикация «Тематический план по основам финансовой грамотности для подготовительной группы» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
1. Труд – основа жизни. Закреплять с детьми понятия «труд». Трудиться означает что – то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо. Виды домашнего труда. Фотовыставка «Как я ухаживаю за домашними питомцами», консультация для родителей «Трудовое воспитание дошкольников в семье».
2. Работать и зарабатывать. Уточнять знания детей о том, что такое работа. Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу. Беседа, ситуационные задачи, занятие - развлечение «Ярмарка яблок», конкурс рисунков «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда!»
3. Все работы хороши, выбирай на вкус. Профессии. Продукты труда: товары и услуги. Продукты труда используются человеком для себя или для продажи (товар). Стенгазета «Мама и папа идут на работу, что за работа? Узнать нам охота», викторина «Все работы хороши, выбирай на вкус» «Услуга или товар?», загадки, Дидактические игры «Профессии», «Кому, что нужно»
4. Творческое занятие. Разбираем, что будет, если люди перестанут работать и трудиться. Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, представляем – рисунки.
5. Мини – спектакль «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда». Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать. Интерактивный мини – спектакль.
2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны.
6. Как придумали деньги. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу, универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Беседа, чтение, рассказ. Просмотр
Презентации «Что такое деньги и зачем они нужны»
7. Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся. Виды монет (монета, банкнота, пятак, рубль и пр.). Изготовление денег: печать, чеканка. Беседа, исследование, чтение, игра «Нарисуем монеты для нашей группы», придумываем деньги для группы, тематический стенд «Деньги разных стран»
8. Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка. Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд, заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считаем деньги в своем кармане, а не в чужом. Беседа, обсуждение, сюжетно – ролевая игра «Идем на работу», дидактическая игра «Монополия»
9. Где живут деньги? Денежку бережем. Кошельки, копилки, сейфы, банки и банковские карты и пр. Беседа с детьми «История копилка», Выставка «Кошелечек открывает туда денежку бросаем», сказка «Где живут денежки?», обсуждение. Изготовление терминала «Сбербанк» для сюжетно – ролевой игры
10. Мини – спектакль «Два жадных медвежонка» Закрепляем понятие деньги. Интерактивный
Мини – спектакль.
3. Покупаем, продаем, обмениваем.
11. Потребности и желания. Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. Соотносим потребности, желания и возможности. Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра «Выбираем самое важное», ситуационные задачи, рассказ «Про капризного Артема», обсуждение.
12. Мини – спектакль «Желания
Медвежонка» Различаем разницу между желаниями и потребностями.
Учимся задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли мне очень нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность у родителей это купить? Интерактивный мини – спектакль.
13. Где покупают и продают разные товары? Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки. Сюжетно –ролевая игра «Мы идем на рынок», обсуждение, тематический стенд, папка – передвижка «Разные магазины».
14. Наша мастерская Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеем, вырезаем, лепим и пр. Творческо – трудовая деятельность.
15. Стоимость и цена товара. Разбираем цепочку товар – стоимость – цена. Определяем стоимость товара ( сделанных поделок: затраченные материалы, наше имя и наш труд) и формируем цену. Сюжетно – ролевая игра «Мы продукты покупаем, магазин освобождаем!», беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение.
16. Выгодно – невыгодно. Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама. Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дешево, выгодно - невыгодно», сказка «Что за птица?» - обмен, сказка «Как старик корову продавал» - что может реклама, обсуждение.
17. Русская ярмарка. Ярмарка и ее атрибуты: шуты, скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения, хороводы, русская пляска, кулачные бои. Используем деньги нашей группы, придуманные ранее. Обсуждение, игра- праздник «Русская ярмарка» : покупаем и продаем свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся. Конкурс совместного творчества детей и родителей «Веселая ярмарка». Организация мини – спектакля «Лесная ярмарка».
4. Тратим разумно, сберегаем и экономим.
18. Тратим разумно, экономим Деньги зарабатываются трудом, и поэтому их необходимо тратить только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам. Беседа, чтение, игра «Мишка деньги получил – безделушек накупил», викторина «Полезные покупки», загадки: «Угадай, кто это?», игра «Открываем ресторан, закупаем товар».
19. Мини – спектакль «Сказка о рыбаке и рыбке» Учимся различать понятия: хочу и могу. Наши желания «хочу», а наши возможности и ресурсы «могу». Формируем ответственное отношение к принятию решения, которое проявляется в тесной взаимосвязи желаний и реальных возможностей по их осуществлению. Интерактивный мини – спектакль.
20. Копим и сберегаем. Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно. Ситуационные задачи, стенд «История кошелька», обсуждение, игра «Копим и сберегаем».
21. Мини – спектакль «Мишкина копилка». Закрепляем понятия: откладывать, копить, сберегать. Обыкновенная копилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность распоряжаться личными деньгами. Интерактивный мини – спектакль.
22. Творческое занятие «Наша мастерская». Развивать у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи. Дети занимаются посильным ремонтом игрушек и пр., в том числе принесенных из дома. Делают поделки и экономят материал: бумагу, краски, пластилин и пр.
23. Мини – спектакль «День рождения куклы Кати». Узнаем, что о подарках надо думать заранее, подарки надо подбирать или мастерить с умом. Бережливость, экономия – это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направленны на достижение конкретных целей, результатам труда: забота, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, поделиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно. Интерактивный мини – спектакль.
5. Учимся занимать и отдавать долги.
24. Занимаем и одалживаем. Закрепляем с детьми понятиями: одалживать, занимать. Занять – взять что – то взаймы на время, одолжить – дать что –то взаймы на время. Беседа, ситуационные задачи, игра «Занять и одолжить», папка – передвижка «Занимаем и одалживаем».
25. Долги. Знакомимся с рассказом В. Осеевой «Долг» и русской поговоркой «Долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания – это тоже долг. Чтение, обсуждение, читаем рассказ «Долг», обсуждаем рассказ и русскую поговорку.
26. Заплатить долг скорее, так будет веселее. Осознаем, что если взял что – то в долг на время, обязан вовремя вернуть. Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство. Обсуждаем русские пословицы:
- Умей взять, умей и отдать!
- Бери да помни! Не штука занять, штука отдать.
- В долг брать легко, а отдавать тяжело.
27. Мини – спектакль «Долг платежом красен». Закрепляем понятия: занимать, одалживать, долг, должник. Интерактивный мини – спектакль.
6. Учимся планировать.
28. Всё по плану! Знакомимся с понятием план. Объясняем важность составления планов. Закладываем основы планирования. Начинаем с планирования своего дня. Учимся организовывать свое время. Игра «План на следующий день», папка – передвижка «Мы планируем», беседа.
29. Ставим цели. Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели. Ситуационные задачи, игра «Наши цели», тематический стенд.
30. Сделал дело – гуляй смело! Учимся подводить итоги всего, что делали и планировали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща. Игра «Сделал дело – гуляй смело», исследование, ситуационные задачи, обсуждение.
31. Мини – спектакль «Всё по плану!». Закрепляем понятия: план, планировать. Интерактивный мини – спектакль.
7. Богатство и бедность.
32. Хочу купить всё! Выясняем, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?», читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала».
33. Наше богатство. Формируем представления о вечных ценностях: любви, доброжелательности, милосердии, взаимопомощи, которые наряду с денежным благополучием позволяют воспитать целостную гармоничную личность. Читаем и обсуждаем сказки: «Бедные богатые», «Ум и богатство», (абазинская народная сказка, конкурс проектов «Наше богатство», беседа, ситуационные задачи.
34. Жадность Разбираемся, что такое жадность и почему это плохо для человека. Жадность бессмысленна, жадному человеку всегда всего мало. Читаем и обсуждаем рассказ В. Сухомлинского «Жадный мальчик», ситуационные задачи, обсуждаем поговорки:
- Всех конфет не переешь, всех одежд не переносишь.
- Сам потонет, а воды не даст.
- Щедрый бедности не знает.
- Щедрому весь мир родня.
Можно провести мини – спектакль «Щедрый бедности не знает».
35. Творческое занятие : изображаем щедрость и жадность. Читаем стихи о жадности, обсуждаем такое качество человека, как щедрость, изображаем при помощи художественных приемов: рисунков, лепки из пластилина. Читаем о щедрости и жадности и изображаем щедрость и жадность:
«Жадина» Аким Яков,
«Жадина» Татьяна Казырина, «Жадина» Эмма Мошковская.
36. Мини – спектакль «Бережливые друзья». Осознаем, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и получать удовольствие от того, что сделал что – то самостоятельно. Он всегда увлечен процессом творчества и новыми ощущениями, занят генерацией новых идей, их реализацией, приготовлением новых блюд, исследованием новых возможностей экономии. Ему открыт простой, честный, веселый мир. Бережливость, трудолюбие, щедрость, честность, милосердие – качества человека со здоровым отношением к деньгам. Интерактивный мини – спектакль.