Ольга Терехова
Тематический педсовет «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематический педсовет № 3
" Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО ".
1. Информационная часть:
1.1. Анализ выполнения решения педсовета № 2
1.2. Вступительное слово «Речевая развивающая среда. Основные ее направления»
Публикация «Тематический педсовет „Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
1.3. Обсуждение результатов анкетирования родителей «Развитие речи ребенка дома»
1.4. Итоги тематического контроля «Развитие речи у детей в условиях ДОУ».
2. Практическая часть
2. Деловая игра «Мозговой штурм».
3. Представление проекта «ЗКР»
4. Подведение итогов конкурс-выставки «Лэпбук по развитию речи»
Развлечение «Абвгдейка»
5. Подведение итогов педсовета.
5.1. Утверждение состава творческой группы по разработке рабочей программы воспитания ДОУ.
5.2. Обсуждение и принятие проекта решения педсовета.
1.1. Анализ выполнения решения педсовета № 2
1.2. Вступительное слово «Речевая развивающая среда. Основные ее направления»
Педсовет я хотела бы начать со слов Л. С. Выготского.
«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Сегодня в центре внимания - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому мы ставим перед собой цель – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Важнейшим направлением повышения качества работы по развитию речи детей дошкольного возраста стала организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Основными составляющими речевой развивающей среды ДОУ мы выделяем следующие:
• речь педагога дошкольного образовательного учреждения;
• методы и приемы руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста;
• специальное «оборудование» для каждой возрастной группы.
Деятельность педагогического коллектива нашего детского сада направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
В современных исследованиях отмечается важность создания речевой среды как одной из составляющих развивающей среды каждой возрастной группы. Ее правильная организация дает возможность для эффективного воспитательного воздействия, направленного на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру.
Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении:
• создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
• обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
• способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
1.3. Обсуждение результатов анкетирования родителей «Развитие речи ребенка дома»
Анализ результатов анкеты для родителей "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА” 2 корпус. Приняло участие – 69 человек (средние группы – 15, старшие – 19, подготовительные – 35)
№ Вопрос Ответы
1 Как в целом Вы оцениваете речь Вашего ребенка? удовлетворительно - 18//26%
неудовлетворительно -11//16%
хорошо - 40//58%
2 Что беспокоит Вас в речевом развитии ребенка? ничего – 32//46%
коверкает слова – 4//6%
не выговаривает звуки –20//29%
неправильное произношение слов – 13//19%
3 Допускаете ли Вы в речи ребенка грамматические ошибки (много сапогОВ, длинные уХи, моЙ машина и др.) да - 30//43%
нет - 39//57%
4 Рассказывает ли Ваш ребенок истории, которые легко понять, т. е соблюдена структура рассказа (начало, середина, конец) да - 60//83%
нет - 9//17%
5 Может ли Ваш ребенок интересно рассказать о своих впечатлениях? да - 63//91%
нет - 6//9%
6 Компетентны ли Вы в вопросах формирования правильной речи у детей или Вам необходима помощь наших педагогов? необходима – 39//57%
нет –27//39%
сомневаются -3//4%
7 Какая форма помощи Вас устроила бы? *консультация - 25//36%
*открытое занятие - 19//27%
* индивидуальные беседы - 24//35%
* наглядная агитация - 6//9%
* ничего – 6//9%
*занятия с логопедом – 3//4%
Анализ результатов анкеты для родителей "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА” 1 корпус. Приняло участие – 56 (норма – 27, ОВЗ - 29)
№ Вопрос Ответы
1 Как в целом Вы оцениваете речь Вашего ребенка? удовлетворительно - 13//23%
неудовлетворительно -27//48%
хорошо - 16//29%
2 Что беспокоит Вас в речевом развитии ребенка? ничего –5//9% коверкает слова – 18//32%
не разговаривает –25//45% неправильное произношение слов –8//14%
3 Допускаете ли Вы в речи ребенка грамматические ошибки (много сапогОВ, длинные уХи, моЙ машина и др.) да - 23//41%
нет - 18//32%
не знают ответа – 15//27%
4 Рассказывает ли Ваш ребенок истории, которые легко понять, т. е соблюдена структура рассказа (начало, середина, конец) да - 18//32%
нет - 38//68%
5 Может ли Ваш ребенок интересно рассказать о своих впечатлениях? да - 15//27%
нет - 41//73%
6 Компетентны ли Вы в вопросах формирования правильной речи у детей или Вам необходима помощь наших педагогов? необходима – 49//88%
–5//9%
сомневаются –2//3%
нет
7 Какая форма помощи Вас устроила бы? *консультация - 29//52%%
*открытое занятие - 1//2%
* индивидуальные беседы - 41//73%
* наглядная агитация - 2//3%
* ничего – 0
*занятия с логопедом – 39//70%
Результаты анкетирования показали, что родители заинтересованы в развитии речи детей : важным моментом считают общение с детьми и воспитание культуры общения, однако нуждаются в профессиональной поддержке специалистов ДОУ.
1.4. Итоги тематического контроля «Развитие речи у детей в условиях ДОУ».
2. Практическая часть
2.1. Деловая игра «Мозговой штурм».
Описание работы: Деловая игра направлена на повышение профессиональной компетентности, педагогического мастерства воспитателей в осуществлении задач речевого развития детей дошкольного возраста.
Цель:
Совершенствование работы по речевому развитию дошкольников в Учреждении.
Задачи:
Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач речевого развития.
Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания. Развивать творческую активность участников.
Атрибуты игры: кроссворды, черный ящик, репродукции картин (И. И. Левитан «Золотая осень», В. М. Васнецов «Аленушка», А. К. Саврасов «Грачи прилетели», К. С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт», карточки для работы с пословицами и поговорками, бланки-протоколы у жюри.
Правила игры: Уметь слушать других.
Вырабатывать общее решение вопроса.
Принимать активное участие в игре.
Не оспаривать оценку жюри.
Соблюдать культуру речи и тактичность.
Ход:
Распределение по командам. Выбор капитанов. Представление жюри, ведущего.
1 задание. Теоретическая часть.
На доске висят снежинки с вопросами. Капитаны каждой команды подходят к доске берут снежинки с вопросами и отвечают на них. Жюри оценивает правильность ответа и время подготовки на него.
Вопросы:
1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.
• Развитие словаря
• формирование грамматического строя речи
• воспитание звуковой культуры речи
• развитие связной речи
• подготовка детей к обучению грамоте
• развитие речевого дыхания, выразительности
2. Что мы понимаем под развитием речи дошкольника?
• Развитие речи дошкольника – работа над всеми сторонами речи.
3. Назовите формы речи (диалогическая и монологическая)
4. Какие умения развиваются в диалоге (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
5. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
6. Ведущий прием обучения правильному произношению (образец воспитателя)
2 задание «Черный ящик»
Ведущий: Велика роль работы с произведениями изобразительного искусства в развитии такого качества связной речи, как образность. Так как формирование эстетического восприятия произведений живописи оказывает влияние на использование средств художественной выразительности в разных видах высказывания – описании, повествовании, рассуждении. Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей содержание картины является необходимым качеством речи педагога.
В черном ящике находятся репродукции картин, по которым составляется описательный рассказ. Команде надо отгадать название картины и ее автора.
Примерные рассказы воспитателей
1. На полотне изображен характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Художник изобразил лес, «точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…», и нашел выразительное многоцветье красок для описания прелестной осенней поры. Золото листвы красиво оттеняет прозрачную воду реки и синеву неба. Гладкую поверхность медленно текущей реки еще не беспокоит порывистый холодный ветер. В реке, словно в зеркале, отражаются прибрежные деревья, кусты и высокое небо. На картине запечатлен теплый, безветренный день. Все дышит тишиной и осенним покоем.
2. Сюжет картины навеян темой сиротства, страдания детей, русской народной сказкой. Перед нами девочка, убежавшая из дома в лесную чащу к глубокому омуту, чтобы выплакать обиду, нанесенную злыми людьми, попечалиться о своей тяжелой жизни. Вечер. Гаснет заря. Сумерки спускаются на молодые сосенки, на потемневшую воду. На камне одиноко сидит девочка. В ее поникшей фигуре, в смуглом печальном лице выражено горе и страдание. Темные, широко раскрытые глаза застилают слезы, взгляд неподвижен, шелковистые каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам, крепко сжаты пальцы рук, обхватившие колени. Одета она бедно. На ней старенький, порванный кафтан, выцветшая голубая кофта, ноги босые, а на дворе уже осень. Природа созвучна настроению девочки. Печально притихнув, застыли вокруг молодые березки, осины. Ранняя осень. Первая пора увядания природы. Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Над головой девочки тихо щебечут ласточки, как бы стараясь успокоить, рассеять ее грусть. Островерхие молодые сосенки, острые стебли осоки как бы охраняют девочку, защищают ее от злых людей. Общий тон картины неяркий, в нем преобладают темно-зеленый и красно-коричневые цвета. Картина очень поэтична.
3. Картина производит особое, задушевное впечатление. Веет от нее чем-то близким и родным. Перед нами скромный сельский пейзаж. На переднем плане, на покрытом тающим ноздреватым снегом берегу пруда, выстроились в ряд старые кривые березы. На их голых ветвях расположились грачиные гнезда, а вокруг суетятся сами хозяева этих птичьих домишек. На втором плане виден освещенный весенним солнцем бревенчатый забор, а за ним возвышается колоколенка сельской церкви. А дальше, до самого леса, раскинулись побуревшие поля со сладами не растаявшего снега. Этот скромный пейзаж напоен прозрачным, звенящим от грачиного гомона весенним воздухом. Он чувствуется и в высоких, нежно голубеющих облаках, и в неярком свете солнца. В воздухе пахнет весной.
4. Перед нами дощатый, чисто выскобленный чьей-то заботливой рукой розовый стол. Он источает едва уловимый запах древесины. На столе – небольшой самовар, стакан на блюдце, яйца, букет полевых цветов, фонарик и коробок спичек. Предметы лежат перед нами как на ладони. Весело сверкают грани начищенного до блеска самовара. В его зеркальной поверхности видно отражение стола. Солнечные блики играют на стакане с чаем, на яйцах, на фонарике, на вазе. В прозрачной стеклянной вазе – букет полевых цветов: голубые, как бы склонившиеся перед нами в поклоне, колокольчики и желтые ромашки, похожие на маленькие солнца. В верхнем углу художник поместил большого, рыжего, вислоухого пса. Умная собака терпеливо ждет своего хозяина, который незримо присутствует на картине. Кажется, что он где-то рядом. Картина вся сияет, словно прозрачное солнечное утро. Она полна яркого света, покоя и чистоты. Отчего ощущение радости становиться еще сильнее.
Ответы
1. И. И. Левитан «Золотая осень»
2. В. М. Васнецов «Аленушка»
3. А. К. Саврасов «Грачи прилетели»
4. К. С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт»
3 задание. Инсценировка
Ведущий: Сказка является мощным средством для речевого, познавательного художественно-эстетического развития ребенка. Сказка помогает детям понять, что такое добро и зло, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Дети легко узнают сказки по персонажам, отрывкам, иллюстрациям. Вам будет задание сложнее. Одной команде надо показать инсценировку какой-нибудь сказки при помощи невербальных средств общения (жестов, пантомимики, мимики); другой надо отгадать ее название. Потом команды меняются местами.
Такие задания развивают у детей творчество, воображение. Дети становятся более свободными, раскрепощенными.
4 задание. Кроссворды на тему «Речевое развитие дошкольников»
Кроссворд №1.
1. Создание нового слова на базе другого однокоренного слова при помощи приставки, суффикса.
2. Речь, рассказ одного человека.
3. Вид рассказа, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта, затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, завершается итоговой фразой, дающей оценку предмету или высказывающей отношение к нему.
4. Небольшое литературное произведение в прозе, описание, повествование, история.
5. Слова, различные по своему звучанию, но близкие по значению.
6. Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором используются вопросы, объяснение, беседа, рассказ воспитателя.
Ответы: 1- словообразование, 2 – монолог, 3 – описание, 4 – рассказ, 5 – синонимы, 6 – словесный.
Кроссворд №2.
1. Вид рассказа, в котором дети должны развить сюжет, развертывающийся во времени и логической последовательности.
2. Слова, противоположные по смыслу.
3. Часть речи, обозначающая предмет, объект, явление.
4. Человек, который пишет книги, создает какие-нибудь произведения.
5. Часть речи, которая обозначает действие предмета.
6. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения.
Ответы: 1 – повествование, 2 – антонимы, 3 – существительное, 4 – автор, 5 – глагол, 6 – загадка.
5 задание. Работа с пословицами, поговорками
Ведущий: В речевом развитии детей большое место отводится пословицам и поговоркам. Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к различным ситуациям. Именно в пословицах и поговорках заложен огромный нравственный и эстетический потенциал. Они не велики по объему, но емкие по смыслу. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и красноречиво выражать свои мысли и чувства.
Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки с заданиями
Карточка № 1
Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
1. Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)
2. Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)
3. Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)
«Переведите» пословицы на русский язык.
1. Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – Яблоко от яблони недалеко падает
2. Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь
3. Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – В тихом омуте черти водятся
Карточка № 2
Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
1. Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)
2. В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)
3. Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)
«Переведите» пословицы на русский язык.
1. Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово серебро – молчанье золото
2. Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) – Язык до Киева доведет
3. Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – Обжегшийся на молоке, дует на воду
6 задание. Банк идей
Всем участникам предлагается пополнить Банк идей, ответив на вопрос: Как построить партнерские отношения с родителями воспитанников по речевому развитию детей, какие мероприятия вы можете предложить? (Обсуждение) Жюри за самый интересный ответ, ставит балл
Подведение итогов деловой игры
Жюри обсуждает ответы и оценивает их. Учитывается не только их правильность, но и поведение членов команд во время обсуждения, корректность, четкость, грамотность и выразительность речи.
Ведущий объявляет общий результат (по оценкам жюри, вручает небольшие сувениры, благодарит за участие.
3. Представление проекта «ЗКР»
- группа №13, 3 презентация
- группа №20,10 стенгазета
- группа №15, 4 пособия, картотека
4. Подведение итогов конкурс-выставки «Лэпбук по развитию речи»
Развлечение «Абвгдейка»
Отчет творческой группы:
5. Обсуждение и принятие проекта решения педсовета.
1. Продолжать работу по развитию, формированию и совершенствованию связной речи детей, используя новые формы и методы работы.
Продолжать ежедневно планировать словарную работу с детьми, индивидуальную работу по звуковой культуре речи, уделять внимание речевому воспитанию, постановке и отработке необходимых звуков.
Ответственные: воспитатели групп
Срок: постоянно
2. Продумывать планирование игр нового поколения (МЧС, Банк, Поликлиника для зверей, Семейный бюджет и другие, связанных с явлениями общественной жизни и носящими элементы новизны. Активно осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой: обучать ролевым действиям, помогать осуществлять диалоги в процессе развития игр и т. д.
Ответственные: воспитатели групп
Срок: постоянно
3. Планировать в календарных планах и проводить индивидуальную работу (с указанием фамилии и имени ребенка) по развитию речи и формированию коммуникативных навыков дошкольников; оформление выставок; индивидуальные и групповые беседы с детьми (использовать пособие «Ситуации общения» автор У. В, Пекушева и коллектив педагогов, знакомство с художественной литературой.
Ответственные: воспитатели старших, подготовительной групп.
Срок: постоянно
4. Повысить уровень развивающей среды в группах через изготовление развивающих игр, наглядного материала, пополнение речевых уголков дидактическим материалом.
Ответственные: воспитатели групп
Срок: февраль2021г
5. Воспитателям разработать цикл консультаций для родителей по основным направлениям речевого развития детей дошкольного возраста. Систематически и конкретно планировать работу с родителями.
Ответственные: воспитатели групп
Срок: февраль-март 2021г
5. Утвердить состав творческой группы по разработке рабочей программы воспитания ДОУ: