Татьяна Лыга
Конспект НОД по музыке к Дню Победы «Вставай, страна огромная…»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематические конспекты НОД «Этих дней не смолкнет слава»
Конспект № 1. «Вставай, страна огромная…»
Цель: направлять внимание детей на нравственно-эстетическую оценку музыкального содержания.
Задачи:
1. Дать понятие о значении песни в жизни народа в дни Великой Отечественной войны; формировать представления о жанре «песня».
2. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, используя в качестве примера песню А. В. Александрова «Священная война», дифференцированное восприятие средств музыкальной выразительности.
Публикация «Конспект НОД по музыке к Дню Победы „Вставай, страна огромная…“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- День Победы. Конспекты музыкальных занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
3. Побуждать детей к сопереживанию событий военных лет; воспитывать уважение к героическому прошлому нашей Родины.
Материал и оборудование: аудиозаписи – «Военный марш» Г. Свиридова, «Священная война» А. Александрова; биографические выдержки из творческого пути композитора А. Александрова, его портрет, фотоальбом В. Букина «Мы отстояли весну».
Ход занятия.
Дети под «Военный марш» Г. Свиридова входят в зал, обходят его по периметру и останавливаются вместе с окончанием музыки.
Музыкальный руководитель (приветствует детей). Ребята, вы сейчас двигались под музыку энергично, организованно, чеканя шаг. Почему вы так шагали? (Ответы детей). Правильно, это музыка маршевого характера. Она организует, помогает двигаться слаженно. Эта музыка вам знакома. Как она называется, кто ее сочинил? (Ответы детей). Да, это «Военный марш» Г. Свиридова. Его музыка передает характер военных сильных и мужественных людей. Про них написано много стихов и песен. Какие песни вы знаете о солдатах? О военных? (Ответы детей).
Давайте споем песню, знакомую вам. Эта песня о вас, будущих защитника Родины.
Дети исполняют песню «Будем солдатами» муз. О. Девочкиной.
Музыкальный руководитель. Ребята, вы чувствуете энергичный, маршевый характер песни и выразительно ее исполняете. Но ведь музыка бывает разной: радостной и грустной, доброй и злой, нежной и суровой. Сегодня мы поговорим о музыке, которая помогала в тяжелые дни Великой Отечественной войны. Она написана в разных жанрах. Давайте вспомним, какие музыкальные жанры вы знаете. (Песня, танец, марш).
Как вы думаете, какой из названных музыкальных жанров поддерживал воина, идущего в бой? (Песня). Правильно. В песне слова и музыка взаимосвязаны и дополняют друг друга. В военное время было написано много песен, но до нас дошли самые лучшие. Их пели на фронте и в тылу. Песня, как друг, поддерживала и в беде, и в радости. С одной из таких песен мы познакомимся сегодня.
В первые дни войны композитором А. В. Александровым, профессором Московской консерватории, руководителем Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной армии, была написана песня «Священная война» (на стихи В. Лебедева-Кумача). Большая сила и энергия этой музыки превращает ее в величественную песню-гимн.
Исполняется запев и припев песни.
Музыкальный руководитель. Решительное движение мелодии вверх звучит как суровый призыв.
Исполняется начало запева.
Музыкальный руководитель. Ребята, какая эта музыка по характеру?
(Грозная, торжественная, похожая на медленный марш.)
Музыкальный руководитель. Верно. Энергичная мелодия, четкий ритм придают ей черты марша.
Исполняется запев песни.
Музыкальный руководитель. Первое слово песни «вставай» звучит как приказ, как призыв всему народу подняться на борьбу «с фашистской силой темною…».
И ритм песни как ритм сердца всей огромной страны, где «… ярость благородная вскипает, как волна».
Исполняется фрагмент песни.
- Как вы думаете, изменился ли в этих строках характер музыки? (Музыка стала светлее.)
Музыкальный руководитель. Верно, появление светлой музыки в начале припева делает звучание песни ярким, подъемным. Давайте послушаем, что происходит дальше на слова: «Идет война народная, священная война».
Исполняется фрагмент песни. (Опять марш)
Музыкальный руководитель. Правильно, ритм в этих строках похож на поступь армии, ее полков и дивизий. Давайте послушаем эту песню в звукозаписи.
Песня звучит в аудиозаписи целиком.
Музыкальный руководитель. В дни войны эта песня была и оружием, и надеждой, и клятвой. Она объединила всех людей в тяжелое военное время.
Александр Владимирович Александров написал немало песен. Посмотрите, на портрете изображен этот композитор.
Дети рассматривают портрет.
- Вместе с артистами Краснознаменного ансамбля песни и пляски он выезжал на поля сражений и давал концерты для солдат и офицеров. Песни не награждаются орденами, но для победы они сделали очень и очень много.
На следующей музыкальной встрече мы продолжим наше знакомство с песнями военных дней. Это будут песни о верности, любви и дружбе.