Наталья Максимова
Тематическая неделя в старшей группе «Экологическая тропа»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема недели : «Экологическая тропа» (21.06 – 25.06)
Цель: Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение представлений о живой и неживой природе. Знакомство с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.
Публикация «Тематическая неделя в старшей группе „Экологическая тропа“» размещена в разделах
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Старшая группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
День недели Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами
Групповая, подгрупповая
Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
1 2 3 4 5 6 7 8
Понедельник
Утро социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Комплекс утренней гимнастики
Беседа: «Что такое мир природы» Цель: Способствовать формированию знаний о мире природы.
Д/.И. «Зачем и почему у животных?»
Цель: развивать логическое мышление, общую эрудицию, речь (по набору картинок)
Заучивание стихотворения «Люблю природу русскую…» дежурства – «Мы дежурим по столовой» (закреплять навыки - сервировка стола, уборка посуды).
Работа в уголке природы: полив и опрыскивание растений В время самообслуживания закреплять названия одежды, обуви, головн. уборов-закреплять мелкую моторику рук, воспитывать внимательное отношение к сверстникам Рассматривание плаката мир природы.
Поговорить с родителями о самочувствии детей.
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.
НОД
Прогулка:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие; физическое развитие Наблюдение за клумбами и травой, рассматривание строение цветка и травки. Учить сравнивать растения и находить отличие и сходство. Подвижные игры «Найди, где спрятано». Цель: учить ориентироваться в пространстве.
«Прыгай выше». Цель: учить действовать по сигналу.
«Волк во рву».«Земля, вода, огонь, воздух»
Подвижная игра «Найди цвет в одежде»-упражнять детей в умении быстро находить цвет на одежде, развивать умение ори-ентироваться в пространстве. Учить выполнять правила вподвижных играх, развиватьактивность детей в процессе двигательной деятельности
И/ р по ФИЗО: прыжки через скакалку с разной скоростью. Обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.
Вынести спортивный инвентарь – развивать физические качества детей, укреплять их здоровье
П. и «Летает-не летает»
«Совушка»
Работа перед сном социально-коммуни-кативное развитие; Дежурство по столовой. КГН.
Вечер: социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Гимнастика пробуждения: «Весна»(приложение)
Д. и «Кто как кричит» Цели: развивать фонематический слух, воображение, звукопроизношение; формировать внимательное отношение к деятельности.
(блеет, мычит, мекает, ржет, хрюкает, лает, мяукает)
Экологические игры «Что было бы, если из леса исчезли…» «Узнай и назови»
Работа по воспитанию гуманных чувств. Беседа «Мое любимое домашнее животное» Развивать память, речь, внимание, уважение к старшим, желание помогать им. Воспитывать любовь к семье Воспитывать желание заботиться о своем здоровье через мытьё шеи, лица, рук прохладной водой (в течении дня)
Работа в книжном уголке – предложить расставить книги правильно, протереть пыль. Развивать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность. Воспитывать любовь к книге
Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
трафареты и книжки - раскраски, с изображением животных, растений, плодов;
Д/.и. «Кто где живет и чем питается»
Закреплять умение группировать картинки по месту проживания домашних животных, рассказывать об особенностях проживания. Экскурсия в краеведческий музей «Природа родного края»
Прогулка. Самостоятельные игры детей на участке. Цель: продолжать учить детей играть самостоятельно; взаимодействовать в коллективе; уступать друг другу; делиться игрушками; воспитывать интерес к играм детей. Обобщение представлений о типичных весенних явлениях в неживой природе. П/и «Птичка и кошка», «Птицы и автомобиль» П/и «Ракеты» - учить соблюдать правила безопасности во время подвижных игр
Цель: Формирование представлений о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон - растительность - труд людей). Развитие умения замечать изменения в природе.
День недели Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами
Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
1 2 3 4 5 6 7 8
Вторник
Утро социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Комплекс утренней гимнастики
Беседы: «Правила друзей леса» (с использованием моделей) Николаева, С. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников)
Дидактические игры «Чей малыш» - закреплять название животных и их детенышей. Развивать память, речь, внимание. Воспитывать любовь к природе.
по ОБЖ «Чем опасны игры на улице» - напомнить правила поведения во время игр с мячом. Развивать память, речь. Воспитывать желание соблюдать правила безопасности. Д/.и. «Домашние и дикие животные»Закреплять знания названия и отличительные признаки диких и домашних животных; уметь делить животных на группы, используя обобщающие понятия «домашние животные», «дикие животные», «домашние птицы», «дикие птицы»; называть признаки сходства; использовать количественный счет. Дежурство по столовой: самостоятельно определить соответствующие количество столовых приборов для детей за каждым столом фотовыставка «Красота родной природы»(Н. Д. -Ю. У.)
внести: альбом: «Животные и птицы края»
В центре природы поместить модели: строение и потребности растений, правила друзей леса. выпуск стенгазет «Азбука поведения в природе»
НОД
Прогулка:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие; физическое развитиео «Птицы нашего леса» 1. Формировать у детей осознанно правильное отношение к объектам живой и неживой природы, формирование элементов экологического сознания и культуры;2. Привитие любви к природе, воспитание бережного отношения к ней
Игра на внимание «Птицы»
Цели: развивать внимание, быстроту реакции, память, внимательно слушать и реагировать на слова взрослого
Пальчиковая гимнастика «Десять птичек — стайка» Дидактическое упражне-ние «Что делают люди весной» Цели: знать о том, как весной трудятся люди, рассказывать о труде.
Объяснить и разучить примету: «Апрель с водой - май с травой». (Н. Д. -Ю. У.) Продолжить развивать желания играть в групповые игры, не обижаться, уметь радоваться за победителя. Развивать ловкость прыжка вверх с приземлением на две ноги, соблюдение осторожности в игре
Д/и «Угадай, что мы задумали», отгадывание загадок о весне: активизировать речь и логическое мышление.
Игра малой подвижности «Золотые ворота»
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Работа перед сном социально-коммуникативное развитие; Чтение художественной литературы «Азбука природы» Цель: поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, литературно-художественный вкус.
Вечер: социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Оздоровительная гимнастика после сна.
Д/. и Найди маме птенца Цели: развивать память, умение сравнивать; воспитывать положительные чувства по отношению к птенцам, желание их охранять, не нарушать покой.
Д/.и. «Каждую птицу на свое место» Цели: развивать внимание, память, операцию обобщения; формировать интерес к играм природоведческого характера.
Конструирование из бумаги «Птицы» уметь складывать из бумаги птиц по типу оригами, рассказывать о последова-тельности действий. Рисование "Загадочные следы". Ребята какой-то волшебник зашифровал следы животных и птиц и решил проверить узнаем мы их или нет. Мы сейчас с вами будем следопытами и попытаемся угадать, кто здесь был. Берите краски и кисточки и закрашивайте весь лист у кого, чьи следы проявятся. Воспитатель спрашивает, у кого, чей след предлагает найти иллюстрацию этого животного. (ТРИЗ) Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками
Ситуативные разговоры о правилах культурного поведения за столом во время (жевать с закрытым ртом, пользоваться салфеткой, пить из чашки, развивать умение правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой создание сборника наблюдений в природе, включающего тематические наблюдения, художественное слово и загадки (Н. Д. -Ю. У.)
Обводка трафаретов птиц: грачей, скворцов, ласточек, книжки-раскраски. Консультации на тему: «Развитие у детей бережного отношения к природе»
Прогулка.
Наблюдение за облаками. Цель: развивать у детей наблюдательность, воображение, фантазию; развивать навыки составления описательного рассказа. Коммуникативные игры: «Кто больше назовет?», «Что будет, если?» Дидактические игры по ОБЖ. «Что делать если потерялся» - продолжать знакомить детей с правилами поведения. Развивать память, речь. Воспитывать интерес к ОБЖ
Цель: Формирование представление детей об охране растений и животных.
День недели Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами
Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
1 2 3 4 5 6 7 8
Среда
Утро социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Комплекс утренней гимнастики
Рассказ воспитателя «Камни в природе». Цель: Познакомить детей с разнообразием камней в природе, их свойствами и особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам.
Оформление выставки «Такие разные камни». Цель: Закреплять представления детей о разнообразии камней; формировать эстетические чувства. (Н. Д. -Ю. У.)
«Эти загадочные камни» Цель: Познакомить с разнообразием камней и их свойствами. Ручной труд в книжном уголке (ремонт книги альбомов.).
Игры со звуками «Угадай, что шуршит, что шумит» Формирование первичных представлений о военных профессиях, военной технике. Осуществлять гендерное воспитание - воспитывать у мальчиков стремление быть защитником, сильным и смелым; в девочках воспитывать уважение к мальчикам, как к защитникам. Развивать чувство любви к Родине. Организация детской лаборатории неживой природы, где выделено место: для постоянной выставки (различные коллекции, редкие экспонаты, для приборов, для хранения материалов (природного, бросового, неструктурированного, для проведения опытов.
Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»- сюжет- «Конкурс причесок» почитать и обсудить рекомендуемые произведения современной и зару-бежной литературы; обогащая «читательский опыт» ребёнка;
НОД
Прогулка:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие; физическое развитие Опыт «Почему говорят: крепкий, как камень?». Цель: Дать представление о том, что камни твёрдые, прочные, крепкие; учить сравнивать качества и свойства камня с другими предметами.
Наблюдение за голубем. Обратить внимание на особенности поведения птиц весной (голубы гнездятся на чердаках, гнездо делают из тонких веточек и перьев, предложить детям рассказать, как они помогали птицам пережить зиму, чем подкармливали.
П/и «Ловишки», «Баба-Ёжка» по выбору и желанию детей.
Уборка участка от налетевшего от ветра мусора, обсудить значимость этого действия. Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища, культуру поведения в раздевалке.
Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в
каком виде существует вода в окружающей среде Развивать основные физические качества, двигательные способности, а так же познавательные, коммуникативные умения детей в совместной дея-тельности.
Самостоятельные игры детей. Цель: приучать детей играть дружно, самостоятельно выбирать игры роли, действия.
п/и «Раз, два, мы – на старте»
Работа перед сном Чтение: Н. И. Сладков «Сушёные камни». Цель: Расширять представления о свойствах камней. Учить понимать содержание рассказа. Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки.
Вечер: социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Оздоровительная гимнастика после сна. «Весна»
Опыт «Сравнение свойств камней». Цель: Познакомить детей с углём, мрамором, мелом; сравнить их свойства; рассказать об использовании их человеком.
Презентация «Полезные ископаемые» Заполнение календаря природы.
Творческая мастерская «Волшебное превращение камней». Цель: Познакомить с техникой рисования на камнях; развивать воображение, художественно-творческие способности. Развивать социально-личностные качества каждого ребё нка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий. Оборудование: Кусочки угля, мрамора, мела, деревянные палочки, миски с водой, листы бумаги.
Предложить детям построить дома из различных материалов и сделать вывод, какие из них прочнее. Закреплять представления о свойствах и качествах камней
Прогулка. Предложить детям охарактеризовать погоду, какие природные явления можно увидеть весной П/и «Совушка», «Скок-подскок», «Чье звено скорее соберется» по выбору и желанию детей.
День недели Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами
Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
1 2 3 4 5 6 7 8
Четверг
Утро социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Комплекс утренней гимнастики
Беседа «Мир растений Урала». Объяснения детям, чем дикорастущие растения отличаются от культурных растений.
Д. /и. «Дерево - куст» Цели: развивать быстроту реакции, память; формировать интерес к играм, в которых можно Проверить собственные знания.
Педагог называет деревья и кустарники. Дети на кустарник должны присесть, подняв руки вверх, а на дерево — встать на цыпочки с поднятыми руками.
Дежурство по занятиям. Задачи. Закреплять умение детей раскладывать материалы и инструменты к занятиям, организовывать самостоятельную деятельность каждого ребенка Формировать у детей умение находить себе занятие по интересам, играть вместе с другими детьми, избегать конфликтных ситуаций. Д/ и : «Какое время года» Формировать умения самостоятельно находить признаки весны, устанавливать причинно – следственные связи
И/у придумай и нарисуй
Демонстрация картинок с изображением дикорастущих и культурных растений обсудить вместе с детьми смысл и содержание пословиц, погово-рок, загадок о природных явлениях, народных примет, сведений из народного календаря;
НОД
Прогулка:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие; физическое развитие Развитие способностей устанавливать простейшие связи между живой и
неживой природой (наступила весна, бывают дожди, грозы, текут ручьи, светит
солнце, прогревается земля, растут цветы и другие растения, растениям и животным
нужна вода).Разучивание потешек, прибауток, закличек - обращений о воде: «Дожди, дождик, пуще…».(Н. Д. -Ю. У.)Сюжетные подвижные игры «Солнышко и дождик», «Через ручеек», «По мостику» и др. «Трудовой десант» : посадка цветов на клумбе Формирование представления о труде
Формирование культурно-гигиенических навыков: мытье рук после туалета и улицы Организовать подвижные игры по выбору детей – воспитывать самостоятельность, умение проявлять инициативу
обогащать представления детей об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении
(Н. Д. -Ю. У.) Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом
( Выносной материал: лопатки, ведерки, формочки, куклы, одетые по сезону, машинки, мыльные пузыри) Ц. :помочь детям определиться с выбором игры, подобрать атрибуты, игрушки, обустроить место для игры
Работа перед сном социально-коммуникативное разви-тие; Чтение художественной литературы «Луговые и садовые цветы» Цель: поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, литературно-художественный вкус. Упражнение для автоматизации звука [щ]Ты нас, мама, не ищи: Щиплем мы щавель на щиВ роще, травы шевеля, Мы нащиплем щавеля.
Вечер: социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Оздоровительная гимнастика после сна. «Весна»
д/и «Вершки-корешки» Цель: формировать умение отвечать на вопросы воспитателя.
Объясни пословицы и поговоркиЦели: развивать логическое мышление, мышление (суждение, умозаключение); воспитывать уважение к народной мудрости. (Н. Д. -Ю. У.)
Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.
Дерево скоро сажают, да не скоро с него плоды собирают. Предложить детям понаблюдать за ростом лука. Рассмотреть посаженные ранее им луковицы. Выводы нарисовать в календаре
Д/и. «Садовник»
Цели: развивать восприятие цвета и его оттенков, монологическую речь; формировать активный интерес к живой природе. Воспитание природоохранительных знаний, любви к природе, личной ответственности за её сохранность. дидактические игры «Природа – не природа», «Живая и неживая природа»
внести: - модели: «Правила обращения с животными и насекомыми»
С/р. и «Цветочный магазин»
Рассматривание иллюстраций – деревья, растения
Прогулка. Наблюдение «Вечерние тени». Цель: Дать представления о появлении тени, актуализировать представления о свойствах света. Развивать речь, мышление, воображение, любознательность, интерес к художественному слову. Оборудование: Цветной мелок.
Цель: Закрепление знаний детей о деревьях, травянистых и комнатных растениях, их названиях, знакомить со способами ухода за ними. Расширение знаний о взаимодействии живой и неживой природы, о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и
День недели Режим Интграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами
Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
1 2 3 4 5 6 7 8
Пятница
Утро. социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Комплекс утренней гимнастики
Беседа с детьми на тему: «Существование животных в нашем мире»
Загадывание загадок про животных.
Д/и «Зоологическое домино»
Труд в уголке природы – поручить дежурным, полить цветы в уголке природы. Развивать заботливое отношение к растениям. Воспитывать интерес к живой природе. Дид. игра «Назови растение» - закрепить название комнатных растений.
Д. и. «Птицы, звери» Цели: развивать умение классифицировать животных; воспитывать самостоятельность.
«Это птица - воробей, она дикая», «Это зверь - медведь, он дикий», «Это курица - домашняя птица». Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, обогащение словарного запаса детей.
Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам. Д / и «Палочки Кюизенера» - выложи по схеме»; развивать на мелкую моторику.
Оформить выставку книг в книжном уголке на тему «Животный мир»
Дид. игра «Кто позвал» - развивать внимание, слух, узнавание детей по голосу. Воспитывать дружеские отношения в группе.
НОД
Прогулка:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие; физическое развитие Наблюдение за неживым объектом. Рассматривание тополя. Как называется это дерево? Какое оно? (высокий ствол серо-зеленый, у него сильные, крепкие ветки, с острыми, клейкими листочками, почками). Когда распускаются листочки, то кажется что тополь надел зеленую шапку, летом летит с тополя пух, а весной у тополя появляются сережки. Как называются ветки вместе с листьями у древа? (крона дерева)
Труд. поручения: очистить вместе со всеми цветник от мусора, размести дорожки.
П. и «Кот и мыши». «Уголки». продолжать учить соблюдать правила игры;активизировать двигательную активность. Признаки лета: поощрять стремление детей самостоятельно находить признаки весны, передавать в речи результаты наблюдений.
формирование основ экологической культуры детей
П/ игра: «Еще вейся плетень» - упражнять в беге, действовать по сигналу, движения выполнять в соответствии со словами.
Учить детей доброжелательному отношению к сверстникам и взрослым, эмоциональной отзывчивости, развиваем чувство доброты, готовность к взаимопомощи, строить дружеские отношения и ценить их, учим детей называть друг друга по именам, не ссориться, ценить дружеские отношения. Самостоятельная
деятельность детей на
участке, игры с выноснымматериалом – развитиенавыков совместной
игровой деятельности
Элементарные трудовые поручения – собрать игрушки в корзину после прогулки.
Объяснить и разучить примету: «Коли в мае дождь, будет и рожь». (Н. Д. -Ю. У.)
Работа перед сном социально-коммуни-кативное разви-тие; ситуационные беседы о способах хорошего самочувствия, бодрого настроения и основ здорового образа жизни (гимнастика, закаливающие и гигиенические процедуры). Д. /и. Птицы, звери, рыбы» Цели:развивать мышление, речь, быстроту реакции; формировать умение точно выполнять правила игры.
Вечер: социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Оздоровительная гимнастика после сна. «Весна»(приложение)
Наш город. Дом» Закрепить с детьми о родном городе, его особенностях. Познакомить с достопримечательностями города, учреждениях (для чего они нужны, кто их строит)
Чистоговорка «Этажи»
Словесные игры «Угадай по описанию» - учить отгадывать слово по описанию. Развивать внимание, память, речь, словарный запас детей. Воспитывать любовь к словесным играм Сюжетно – ролевая игра
«Магазин цветов» цель: закрепить названия цветов, правила поведения в магазине
Обведение по контуру Формировать у детей осознанное отношение к порядку, стремление поддерживать порядок в окружающей обстановке, самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного. Д/.и. На чем что растет?
Цели: развивать память, мышление (операцию сравнения, фразовую речь; формировать умение слушать партнера по игре, действовать в соответствии с сюжетом.
С / р игра «Зоомагазин».
Прогулка. Наблюдение за солнцем. Цель: развивать любознательность. Худ. слово. Ты весь мир обогреваешь Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все. Цель: закрепить умение отгадывать загадки. (Н. Д. -Ю. У.) Подвижные игры «Море волнуется», «Ручеек»