Любовь Овсянникова
Тематическая неделя «Птицы — наши пернатые друзья» в рамках акции «Синичкин день»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 17
имени Героя Советского Союза Ивана Павловича Потехина»
Областная экологическая акция
Номинация «Синичкин день»
Воспитатель средней группы № 3
Овсянникова Любовь Владимировна
г. Тула, 2017
Тематическая неделя : «Птицы -наши пернатые друзья».
Цель: расширять представления детей о птицах, об их образе жизни и поведении; воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям.
День недели
Публикация «Тематическая неделя „Птицы — наши пернатые друзья“ в рамках акции „Синичкин день“» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- В мире животных. Планирование
- День птиц. 1 апреля
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Планы, тематические недели
- Синичкин день, 12 ноября
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
дата Образовательные области Совместная деятельность воспитателя с детьми (групповая, подгрупповая, индивидуальная) Образовательная деятельность в режимных моментах Создание условий для самостоятельной деятельности детей
Понедельник
13.02 Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно- эстетическое развитие
Физическая культура Утро
Утренняя гимнастика
-беседа с детьми на тему: «Из чего сделаны гнезда?»
Рассматривание иллюстраций с изображениями птиц.
- индивидуальная работа развитию речи. Д. И. «Чего не стало» упражнять в правильном обозначении положения предмета, развивать ориентировку в пространстве.
- свободные игры по желанию детей.
НОД
1. Познават. развитие ФЦКМ
2. Физическая культура
Прогулка
- Наблюдение за вороной, за сорокой. Пробуждать интерес к «сказочной персоне» — сороке-белобоке. Воспитывать заботливое отношение к птицам. Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока.)
Всюду я летаю,
Все на свете знаю,
Знаю каждый куст в лесу,
Новость на хвосте несу.
Может быть, меня за это
И зовут «лесной газетой»?
- Подвижные игры «С кочки на кочку».
Учить прыгать толчком одной или двух ног, действовать по правилам; — воспитывать дружелюбие.
«Достань до мяча».
Продолжать учить подпрыгивать толчком двух ног; ударять по мячу одновременно обеими руками.
-Индивидуальная работа по развитию движений тренировать в беге по узкой дорожке, между линиями с ускорением и замедлением темпа.
-Дидактические игры по развитию речи, ознакомлению с окружающим «Узнай птицу по картинки» - развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке.
Вечер
Оздоровительная гимнастика после сна
-педагогическая ситуация: Ситуативный разговор о правилах поведение в общественных местах.
- Малоподвижные игры, «Фанты»- закрепить с детьми правила игры, упражнять детей в умении выражать свои мысли, словами, грамотно строит предложения.
Чтение художественной литературы: М. Горький «Воробьишко». Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Закреплять умения внимательно слушать произведения, отвечать на вопросы по тексту.
Прогулка
-Наблюдение. Продолжать наблюдение за птицами, закрепить знания о птицах.
-подвижная игра «Ловишки парами» - упражнять детей в беге, ловкости, хитрости, смекалки.
-Игры с предметами: «Попади в цель»- метание в вертикальную цель левой и правой рукой.
-Словесные игры: «Загадка» - продолжать формировать у детей умение выделять отдельные признаки предметов. Придумывать загадки о них, используя образные слова и выражения. Дежурства в природном уголке: полив растений, рыхление земли по мере.
Содержание работы: Уход за комнатными растениями.
Образовательная область: С
Цель: Совершенствовать умение детей обтирать листья растений, помочь вспомнить правильные приемы работы, активизировать в словаре названия комнатных растений
Подбор литературы, иллюстраций по теме «Птицы».
- Внесение атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
- замена дидактических игр по теме: «Птицы» в игровой зоне.
Картины с изображениями птиц.
Создание условий для познавательной деятельности. Рассматривание альбома «Птицы», иллюстраций в книгах.
Цель: Формировать у детей умение узнавать знакомых им птиц, по внешнему виду и называть их, развивать познавательный интерес
Средства: книги, альбом по теме «Птицы»
Способы:
Организовать выставку книг по теме «Птицы». Сюрпризный момент – посылка, в ней альбом с изображением птиц.
Вторник
14.02 Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно- эстетическое развитие
Физическая культура Утро
Утренняя
Педагогическая ситуация: Отгадывание и составление загадок по теме птицы.
заучивание физ. минуток: «Ветер тихо клен качает, вправо, влево наклоняет…» - оказывать благоприятное влияние на общий тонус, моторику, способствовать тренировке подвижности центральной нервной системы, развивать внимание, память.
игры на развитие мелкой моторики «мозаика», «пазлы», «шашки».
НОД
1. Познават. развитие. ФЭМП
2. Физическая культура
Прогулка
-Наблюдение:
Тема наблюдения : грач (или ворона в сравнении с грачом)
Цель: познакомить детей с птицей, рассказать о том, что в начале весны перелётные птицы возвращаются в родные края, одними из первых прилетают грачи. Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь. Средства: иллюстрации с изображением грача. -Подвижная игра: «Птички и птенчики» Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в беге в разных направлениях не задевая друг друга Ситуативный рассказ воспитателя «Как птичка мама заботится о своих птенцах». Игровая деятельность: Дети делятся на 2 группы; каждая группа имеет свой домик-гнездо. У каждой группы «птенчиков» есть птичка-мама. По слову воспитателя «полетели» птенчики вылетают из гнезда. По сигналу «домой» птички-мамы возвращаются и зовут птенчиков домой. В гнезде птенчики усаживаются в кружок
-целевая прогулка по территории, формировать умение самостоятельно выделять первые признаки весны в неживой природе (снег на земле серый, грязный, появление проталин, с крыш свисают длинные сосульки -днём они тают, капают).; постараться вызвать эстетическое переживания от красоты весенней природы; обобщать и активизировать речевой словарь.
-основные движения БЕГ 2 мин. в среднем темпе.
Вечер
Оздоровительная гимнастика после сна комплекс №14 ходьба по массажным дорожкам.
-опыт: Продолжать исследовательские действия – поставить на окно в группе срезанные ветки тополя, берёзы, сирени.
-словесные игры «Испорченный телефон» - развивать слуховое внимание.
- Разучивание пословиц и поговорок. Лес без птиц и птицы без леса не живут. Всякая птица своим пером гордится. объяснить смысл.
- конструктивные игры «Механик» закреплять конструктивные умения, умения работать с мелкими деталями.
Прогулка
Наблюдение за птицами на участке детского сада. Воспитатель задает детям вопросы. Какие птицы прилетают к нам на участок? Как вы им помогаете? Какого они размера? Какую пользу приносят птицы? Какая у них окраска? Чем питаются? Какие изменения в жизни птиц происходят весной? Подвижные игры «Лови — бросай» - учить ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно воспитателю двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов. «Салки» - учить двигаться приставными шагами в разные стороны, действовать по сигналу.
Индивидуальная работа «Прыжки вверх с места» развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой.
- Совместный труд детей в книжном уголке.
Д/И «Назови птицу»
Цель: расширить у детей знания о птицах, научить их правильно называть, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память.
Средства: вопросы
Способы организации: Игровая ситуация
«Воротики» перед завтраком при выходе из умывальной комнаты построить воротики.
Дети называют птицу и проходят в воротики, садятся за стол. Создание условий для изобразительной деятельности. Рисование птиц по трафаретам
Цель: упражнять детей в умении отгадывать загадки по описанию, побуждать нарисовать отгадку на листе бумаги, развивать мелкую моторику, навыки раскрашивания.
Средства: трафареты птиц - вороны, голубя, воробья; карандаши, краски - гуашь, фломастеры, листы альбомные.
Способы: Загадывание загадок о птицах. Предложить отгадку нарисовать с помощью трафаретов и раскрасить. Изобразительные средства на выбор.
Среда
15.02 Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно- эстетическое развитие
Физическая культура Утро
Утреннее приветствие, создание радостной обстановки в группе.
-Утренняя гимнастика
Дидактическая игра «Летает - не летает»
побуждать детей определять действия словами, обогащать словарный запас, закреплять знания о птицах, насекомых, зверях.
Словесная игра:
«Назови зимние месяцы» -
учить по приметам называть зимние месяцы.
- Ситуативный разговор закрепить название перелетных птиц.
дидактические игры на развитие речи «Что вы видите вокруг» - дать названия разным предметам, упражнять в правильном подборе слов.
- индивидуальная работа по художественному творчеству – аппликация : - закреплять умение правильно пользоваться ножницами.
Прогулка:
-наблюдение: - за сезонными изменениями. Формировать понятия о смене времен года; дать представление об особенностях каждого сезона.
- подвижные игры «Через ручеек». Развивать двигательную и речевую активность. Быстро реагировать на сигнал воспитателя, соблюдать правила игры.
-индивидуальная работа по развитию движений Метание в горизонтальную и вертикальную цель (4-5 метров).
-дидактические игры по развитию речи, ознакомлению с окружающим «Что это за птица» - формировать умение описывать характерные признаки птиц и по описанию узнавать их.
НОД
1. Художественно-эстетческое развитие. МУЗЫКА
2. Речевое развитие. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Прогулка
-Наблюдение за крупными птицами на кормушках : сороки, вороны, галки - это все «воронья» родня.
Художественное слово: Говорила сорока - сороке: «Я как рыба молчу на уроке».
Подвижная игра «Два Мороза».
-упражнять детей в беге, воспитывать ловкость, смелость.
-Индивид. работа
Перелезать через сугробы - Полина, Настя, Марк, Арсений.
-Познавательно - исследовательская деятельность:
«Делаем фигурки» - свойства снега.
Труд: цветной водой полить снег, привлечь детей, чтобы наполнили снег цветной водой.
П/и «Снежиночки - пушиночки»,
«Два Мороза». З: упражнять детей в беге, воспитывать ловкость, смелость
Самостоятельная деятельность детей
Вечер
Содержание работы: Вечер загадок и отгадок о птицах.
Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания по теме «Птицы», развивать логическое мышление, внимание, активизировать в речи детей названия птиц и их птенцов
Средства: ноутбук, интерактивная игра «Какая птица спряталась?», сундучок с загадками, иллюстрации с изображением птиц – зимующих и перелётных, перья, подарок каждому – открытка в виде пасхального яйца.
Способы организации: Сюрпризный момент «Почтальон приносит сундучок загадок от Каркуши». За верный ответ ребёнок получает пёрышко. В конце отмечаются те дети, которые получили пёрышки и получают открытку.
Индивидуальная работа по развитию движений Содержание работы: игровое упражнение «Петушок» Цель: упражнять в перешагивании предметов (ведёрки, сохраняя осанку при движении; развивать координацию движений, ловкость.
Способ: Игровая ситуация «Лиса в заячьей избушке» (в беседке Валя с лисой-игрушкой) Мотивация: «Покажите, как шёл петушок – золотой гребешок выгонять лису из заячьей избушки» Подготовка атрибутов для развлечения «Птичьи голоса»
Создание условий для познавательной деятельности. Рассматривание альбома «Птицы», иллюстраций в книгах.
Цель: Формировать у детей умение узнавать знакомых им птиц, по внешнему виду и называть их, развивать познавательный интерес
Средства: книги, альбом по теме «Птицы»
Способы:
Организовать выставку книг по теме «Птицы». Сюрпризный момент – посылка, в ней альбом с изображением птиц.
Четверг
16.02 Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно- эстетическое развитие
Физическая культура Утро
-Утренняя гимнастика.
Беседа «Какой корм любят зимующие птицы».
учить устанавливать связь между перелётом птиц и наличием корма подвести к пониманию необходимости систематически их подкармливать.
-Дидактическая игра по ФЭМП
«Посчитай птичек и назови»
Цель: совершенствовать умение считать в пределах 5, активизировать в речи названия птиц.
Способы организации: Картинка с изображением птиц. Дети фотографировали птиц, прилетающих к их окну.
Мотивация: Помоги ребятам посчитать сфотографированных птиц, назовите их.
НОД
1. Художественно-эстетическое развитие.
ЛЕПКА/АППЛИКАЦИЯ
2. Физическая культура
Прогулка
Наблюдения: след от самолёта в небе, или за облаками.
Цель: вызвать интерес к рассматриванию неба, развивать у детей способность передавать в речи впечатления от наблюдения, развивать наблюдательность. Средства: картинка с изображением самолёта и птицы во время полёта. Подвижная игра «Совушка» Цель: познакомить детей в ходе игры с особенностями жизнедеятельности совы, развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать. Способ организации:
Дидактическая игра «Кто как голос подаёт?»
Игровая деятельность. Выбирается водящий «совушка». Остальные дети изображают бабочек, птичек. По сигналу воспитателя: «День!» - дети бегают по площадке, на команду: «Ночь!» - замирают и останавливаются. «Совушка» выходит из гнезда и тех, кто пошевелится, забирает к себе. Игра повторяется.
Вечер
Содержание работы:
Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»
Цель: формировать представления о труде парикмахера, мастера маникюра, развивать ролевой диалог, закреплять знание правил поведения в общественных местах.
Средства: расчески, флаконы, бигуди, фен, фартук, заколки, резинки, банты, бижутерия, полотенце, журналы. Способы организации: Рассказ от имени воспитателя о том, как Незнайка решил открыть в цветочном городе салон красоты, не научившись мастерству по маникюру и мастерству парикмахера, и что из этого получилось. Предлагает детям открыть свой салон красоты.
Прогулка Наблюдение за поведением птиц на кормушке. Обратить внимание детей на то, что корм в кормушках остаётся нетронутым. Не прилетают на кормушку снегири, свиристели (они улетели к северу, так как любят более холодный климат).
-Наблюдение Определение погоды по приметам. Обсудить с детьми народные приметы:
-подвижная игра «Пятнашки с лентами» - формировать у детей умение выбирать водящего при помощи считалки. Развивать двигательную и речевую активность. Быстро реагировать на сигнал воспитателя, соблюдать правила игры.
- Словесные игры «Да — нет» Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.
- основные движения Метание метание на дальность левой и правой рукой.
Содержание работы: Дид. игра «Назови лишнюю птицу» Воспитанники: Цель: учить детей отличать перелётных птиц от зимующих, закреплять в речи их названия
Способы организации: Игровая ситуация «Незнайке нужно найти на картинке лишнюю птицу»
Мотивация: Помоги Незнайке. Объясни, почему так? Создание условий для игровой, изобразительной, двигательной деятельности. Подвижные игры и упражнения.
Цель: используя метод косвенного руководства предложить детям обыграть различные ситуации, побуждать детей выбирать занятия по интересам, вступать во взаимодействие со сверстниками.
Средства: цветные мелки, набор детской посуды, машинки; скакалки, мячи,
Способы: Игровые ситуации «Нарисуй, а я отгадаю».
«Давайте устроим для птиц птичью столовую»
Пятница
17.02 Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно- эстетическое развитие
Физическая культура Утро
Утренняя гимнастика.
-Беседа «Как живут наши пернатые друзья».
Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; отметить взаимоотношение птиц во время зимовки. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
-Сюжетно-ролевая игра «Больница для птиц».
Цель: продолжать знакомить с трудовыми действиями ветеринара, побуждать детей принимать участие в разыгрывании ситуации, учить выполнять ролевые действия. Развивать диалогическую форму речи.
Средства: атрибуты для игры, кукла-птица, Способы организации: Игровая ситуация «Птичка заболела».
НОД
1. Художественно-эстетическое развитие. РИСОВАНИЕ
2. Художественно-эстетическое развитие. МУЗЫКА
о перелётных птицах, рассмотреть кормушки. Обогащать представление о птичьем мире; упражнять в узнавании птиц по описанию. Средства: стихотворение, загадки, кормушки, иллюстрация с изображением птиц.
Подв. игра: «Воробышки и кот» Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах, в беге, не наталкиваясь друг на друга. Способ организации: Воспитатель незаметно за спиной прячет игрушку – кота, предлагает детям показать, как прыгают оживлённые воробышки. Со словами: «А вот и кот, любитель поохотиться за воробьями» начинается игра. Игровая деятельность: Дети- воробышки прыгают, веселятся. По сигналу воспитателя из указанного места появляется водящий с игрушкой в руках, воробышки улетают в гнёзда (круги, очерченные на песке или асфальте).
Содержание работы:
Словесная игра «Назови птицу»
Цель: расширить у детей знания о птицах, научить их правильно называть, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память.
Средства: вопросы
Способы организации: Игровая ситуация
«Воротики» перед завтраком при выходе из умывальной комнаты построить воротики Дети называют птицу и проходят в воротики, садятся за стол.
Создание условий для конструктивной деятельности
Цель: побуждать детей выполнять постройки по замыслу, использовать готовые постройки в играх, развивать самостоятельность, фантазию
Средства: строительный материал, конструктор «лего»
Способы: Игровая ситуация «Строим кормушку для птичек», «Кто построит домик для птиц?»
Прогулка
Целевая прогулка
Наблюдения: кормушки
Цель: дать детям первоначальные представления для чего нужны кормушки. «Послушаем и понаблюдаем, как поют птицы на участке»
-учить детей различать ворону, воробья, упражнять в звукоподражании.
Игра- инсценировка по стихотворению А. Барто «Воробей»
Подвижная игра «Бегите ко мне». Развивать двигательную активность
Вечер
Содержание работы: Вечер загадок и отгадок о птицах.
Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания по теме «Птицы», развивать логическое мышление, внимание, активизировать в речи детей названия птиц и их птенцов
Средства: ноутбук, интерактивная игра «Какая птица спряталась?», сундучок с загадками, иллюстрации с изображением птиц – зимующих.
Какркуши». За верный ответ ребёнок получает пёрышко.
Работа с родителями
Взаимодействие с родителями
Совместная деятельность родителей и детей «Изготовление кормушек для птиц».
Порекомендовать родителям сходить в парк. Вместе с детьми и понаблюдать за птицами.
Предложить ознакомиться с информацией на стенде «Птицы пернатые друзья» (Задания, загадки, стихи и вопросы для родителей по теме)
Предложить родителям дома вместе с детьми подобрать познавательную литературу о птицах и по возможности принести в детский сад для выставки.
Рекомендация художественной литературы по теме «Птицы наши друзья» для чтения детям дома.
Предложить участие родителей для сбора информации в энциклопедию: «Птицы нашего края»
Порекомендовать родителям, вместе с детьми следить за птицами.
НОД
Дата НОД
ПОНЕДЕЛЬНИК
13.02 Тема : «Перелетные и зимующие птицы».
-дать детям знания о перелетных и зимующих птицах; учить описывать птиц, находить различия между картинками, образовывать новые слова
ВТОРНИК
14.02 Тема : «Счета в пределах десяти».
-Совершенствовать навыки счета в пределах десяти. Закреплять знания цифр, арифметических знаков действия. «Познавательно развитие»
-Закреплять знания геометрических фигур «Познавательно развитие».
-Формировать у детей взаимоотношения сотрудничества при решении учебных задач» «Социально-коммуникативное развитие».
-Развивать мелкую моторику рук «Физическое развитие».
Методы и приемы:
Рассматривание картин, вопросы, указания, индивидуальные и хоровые ответы. работы по таблицам, карточкам.
работы на местах с раздаточным материалом. У доски – с демонстрационным материалом.
Материал и оборудование: Таблицы с заданиями: наборы птичек, «кочки» с номерами. Картинки с геометрическими фигурами, цифрами, знаками действия, моделями. Всего по одной картинке на каждого ребенка. Счетный материал, счетные палочки.
СРЕДА
15.02 Развитие речи.
Тема "Составление описательного рассказа по репродукции А. К. Саврасова "Грачи прилетели".
«Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
- Формировать умение детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине: понимать содержание картины, связно, последовательно описывать предметы и персонажи. «Познавательное развитие»
- Закрепить умение придерживаться структуры описательного рассказа: начало, середина, окончание, описание, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, используя разнообразные языковые средства, сложные грамматические конструкции. Упражнять детей в управлении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. «Речевое развитие».
Развивать эмоциональный отклик на весеннее проявление природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы. «Художественно-эстетическое».
-- Воспитывать самостоятельность, активность, эмпатию; умение видеть красоту родной природы. «Социально-коммуникативное развитие»
Методы и приемы:
художественное слово, напоминание, вопросы, ответы; беседа по картине, помощь в составлении рассказа, образец педагога; поощрение, физ. минутки, дидактические игры.
Материал и оборудование:
репродукция картины А. К. Саврасова "Грачи прилетели".
ЧЕТВЕРГ
16.02 Художественно-эстетическое развитие (аппликация)
Тема : «Птицы-братья наши меньшие»
Задачи:
-Создать коллективные композиции. Развивать фантазию.
-Способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера, художественного вкуса.
-Вызвать интерес к творчеству.
Методы и приемы: беседы о народных традициях; продолжать знакомить детей со свойствами бумаги;; рассматривание поделок.
Материал и оборудование: цветная бумага разного цвета, кисти, клей ПВА, салфетки.
ПЯТНИЦА
17.02 Художественн-эстетическое развитие (рисование)
Тема : «Рисование птиц».
- закрепить методы передачи пропорций птицы. Передача объема тоном и цветом «Познавательное развитие».
-Развитие мелкой моторики рук «Физическое развитие».
-Развивать цвет восприятия, пространственного мышления «Художественно-эстетическое».
-Формировать умения рассуждения о красоте птиц. «Речевое развитие»
Методы и приемы: рассматривание иллюстраций: педагог обращает внимание на особенности птиц -размер, окраску, длину ног, форму клюва. Педагог советует какие цвета смешивать, для получения нужного и более достоверно передать окраску.
Материал и оборудование: картинки с изображением птиц; бумага для рисования, простой карандаш, ластик, гуашь, кисточки пони №3 и №1, баночка для воды, палитра.